Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 29 (7488) 28 июля - 3 августа 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Курсив мой

ДМИТРИЙ НОВИКОВ: "Рассказ должен быть прожит, убит и выплеснут на бумагу"

ПОКОЛЕНИЕ

Беседу вела Анна МАРТОВИЦКАЯ


Д.Новиков

Дмитрий НОВИКОВ ворвался в современную литературу рассказом "Муха в янтаре". Чуть позже под таким же названием вышла первая книга рассказов этого молодого прозаика. Она если и не сделала автора литературной российской знаменитостью, то показала, что петрозаводчанин Дмитрий Новиков очень скоро может ею стать. Высокие оценки этой книге дали не только мэтры российской литературы, но и зарубежные издатели, купившие права на прозу Новикова. Сегодня писатель активно публикуется в "толстых" журналах ("Дружба народов", "Новый мир", "Знамя", "Север") и альманахах. Дмитрий Новиков - призер "АртЛито 2000", лауреат премии "Вдохнуть Париж"-2004 и премии им. Бориса Соколова за 2004 год. Совсем недавно у прозаика вышла новая книга рассказов - "Танго Карельского перешейка".

    

- Дмитрий, когда и почему вы занялись литературой?

- Серьезно и осмысленно, с сознанием того, что если не сейчас, то когда же, я начал писать всего лет пять назад. До этого много раз пробовал, но сам видел, что получается что-то невразумительное, и бросал на полдороге. Так что для меня самого это стало критерием - если смог довести рассказ до конца, значит, в нем что-то есть. Первая публикация состоялась в 2000 году: журнал "Север" напечатал один из первых моих рассказов "Муха в янтаре".

    

- Вы получили известность благодаря этому и другим своим рассказам. Что для вас означает этот жанр? Стоит ли ждать от Дмитрия Новикова романа?

- Рассказ для меня - это концентрированное, сгущенное до вязкой сладости, чувственное знание об одном из многочисленных пиков неисчерпаемой жизни. Рассказ не может быть придуман - тогда это вялая беллетристика, он может быть прожит, убит и выплеснут на бумагу. От него должно пахнуть потом, кровью и спермой, тогда он настоящий. Роман, по сути, - явление того же порядка, но более размазанное, размытое, требующее воды для разбавления жгучего раствора. Эта область мне пока неизвестна. И потом - нет никакого смысла писать слабый роман. Если рассказ неполноценный еще может как-то проскочить, забыться, то от романа ты уже никуда не денешься. Мне кажется, нужно накопить очень много ярости и любви, чтобы написать хороший роман. Про себя знаю - если время придет, то я уже никуда не денусь. И вообще, от Новикова можно ожидать чего угодно, даже романа.

    

- Критики часто сравнивают вашу прозу с прозой Ивана Бунина и Юрия Казакова. А кого из русских писателей вы сами считаете своими учителями?

- Я всегда думал, что буду "чистить себя" под Федором Михайловичем, гордился тем, что дата рождения одна. Потом пришли мастера и сказали - Бунин и Казаков. Кто-то еще упомянул Платонова. Все это очень лестно и здорово. Но есть еще несколько десятков людей, накала прозы которых хотелось бы достичь, а если нет, то хотя бы приблизиться, пусть и в заметном отдалении. Но учителя - это не только писатели. Есть еще музыка, есть еще мой дед, которому сейчас девяносто два года, есть природа. Учителей много.

    

- Что вас как писателя волнует и вдохновляет больше всего? Искусство, жизнь или..?

- Из несовершенства жизни следует совершенство смерти. Хотя нет, я в такие игры не играю и вдохновения в них не ищу. На самом деле художественная проза, по-моему, есть концентрация самой жизни со всеми ее радостями и печалями. В жизни каждого человека, поколения существует, накапливается чувственный опыт, который гораздо важнее механически накопленных знаний. Этот опыт - единственное, что может удержать человечество от самопоедания. Передача его от поколения к поколению - задача искусства, и лучше всего это делает художественная проза. Особенно узорчатая чугунина русской прозы. Во всем этом - мое вдохновение.

    

- Считаете ли вы себя участником литературного процесса?

- Признаться, я очень не люблю теоретизировать по поводу литературного процесса. Я - его несомненный участник, поскольку пишу и печатаюсь. Но думаю, что смогу влиять на его течение и с другой стороны. Ведь сейчас одна из главных бед - плохая система распространения книг. Очень часто хорошие книги просто не доходят до читателя, особенно в отдаленных от столиц регионах. Мне удалось уговорить нескольких людей с деньгами участвовать в литературном процессе, и мы вместе придумываем и проводим в жизнь несколько схем, которые помогут хорошей книге и читателю слиться в дружеских объятиях. Поэтому все просто - чтобы стать полнокровным участником современного литературного процесса, нужно написать хорошую книгу, придумать и добиться того, чтобы ее прочитали как можно больше людей, и дать поле деятельности для теоретиков современного литературного процесса.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;