Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 29 (7488) 28 июля - 3 августа 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Ностальгия по настоящему

Итоги сезона 2004/05

Отдел изобразительного искусства
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Московская биеннале современного искусства - "гвоздь" сезона

Мы попросили ведущих московских критиков, а для разнообразия взглядов - и кураторов ответить на основные три вопроса

по итогам завершившегося сезона:

1. Событие года (выставка, книга, межмузейный проект и т.д.);

2. Антисобытие или провал;

3. Персона года.

Плюс - по желанию - последний вопрос о надеждах на будущее.

    

Михаил БОДЕ, журнал "Искусство":

1. Выставка "Сообщники" в рамках Московской биеннале. Отмечу также еще проект Третьяковки "Пленники красоты" - интересный, в целом удачный, но не доведенный до совершенства, хотя изначальная идея хороша, ее стоило бы развить. Выставка британки Сэм Тейлор-Вуд произвела впечатление, когда состоялась еще в Петербурге.

2. Сезон в целом - ситуация довольно серая, затхлая, ничего особенно яркого не было: погоды не сделали ни "Россия - Италия", ни Илья Кабаков, чья выставка, по сути, была "отпиской", ни Тони Крэгг - нормальный коммерческий художник, делающий то, что надо, и давно расставшийся с юношескими экспериментами, ни "Бубновый валет", скорее относящийся к прошлому сезону. Ярмарка "Арт-Москва" стала шире, но выглядела, как обычно, без "топовых" вещей, скоро вообще не будет смысла о ней писать. То же впечатление от фестиваля "Мода и стиль в фотографии" - он стал вполне заурядным и уже не так интересен, как был вначале.

3.Никакой не вышло персоны - ни художника, ни куратора, с фигурами беспросветно, несмотря на усилия галеристов или организаторов биеннале. К слову "куратор" следует относиться осторожно - здесь требуется мощная идея и работа с коллективом. Показательна ситуация с премией "Мастер" - снова раскрученные имена, решение из жюри выдавили компромиссом. В лидеры шел Константин Батынков, но не давать же ему премию во второй раз!

    

Нина КУРИЕВА, Христианский церковно-общественный канал - радиостанция "София":

1. Московская биеннале современного искусства: она состоялась, и в целом это удачный опыт. Некоторые проекты выделялись как наиболее интересные, хотя не очень понравилось, как была срежиссирована центральная экспозиция в Музее Ленина. Радует, что в проекте участвовали и галеристы, и художники, и музеи традиционного профиля, как Третьяковская галерея, - биеннале сумела объединить разрозненные прежде институции. Это событие очень важно для актуального искусства и арт-рынка. Это первое масштабное признание легитимности и рыночной значимости актуального искусства, которое до недавнего времени изгонялось из музеев и существовало на правах маргиналов или политического вызова. А теперь оно вошло в систему координат "серьезного" искусства.

2. Безысходная ситуация с реституцией: вопросы реституции приобретают характер затяжной, хронической болезни, выходят за пределы исторических и культурных споров, переносясь целиком и полностью в область политики, становясь заискиванием перед обывательским представлением о "ваших" и "наших", "своих" и "чужих". Так и не возвращена Германии Балдинская коллекция, несмотря на все принятые решения и состоявшуюся выставку, и в этом факте отражается хроника болезни общества наших дней.

3. Галерист Елена Селина, которую вполне заслуженно пригласили на ярмарку "Арт-Базель". Ей присуще очень серьезное, почти архивное вглядывание в современный художественный процесс, еще не отстоявшийся во времени, и при этом в выборе уже есть музейный подход. На мой взгляд, это объясняется особым даром - не галерейски-коммерческим, а любовью к предмету.

4. Выставка "Россия!" (с сентября в Нью-Йорке), где в Музее Соломона Гуггенхайма покажут русское искусство, в основном изобразительное, с XII века по 2005 год, от икон до актуальных художников.

Выставка российского поп-арта в Третьяковке, которую задумали совместить с первой большой ретроспективой Энди Уорхола в России. Будет привезено около 300 работ Уорхола, включая живопись, которую впервые покажут в Москве. В пандан в соседних залах на Крымском Валу искусствоведы постараются воссоздать "попытку сделать поп-арт в России", рассказав об экспериментах в стиле поп-арта в советское и постсоветское время, которыми занимались М.Рогинский, Б.Турецкий, М.Чернышев, а на излете, в консумационном варианте, - О.Кулик, В.Мамышев-Монро и др.

    

Юлия ЛЕБЕДЕВА, куратор:

1. Первая московская биеннале современного искусства.

2. "Deisis/Предстояние" в ГТГ.

3. Николас Ильин, представитель Фонда Соломона Р.Гуггенхайма в Европе, организующий филиал музея в Петербурге на базе Эрмитажа.

4. Больше качественных выставок современного искусства, больше западных художников, которые и там еще звезды.

    

Ольга ЛОПУХОВА, куратор:

1. Московская биеннале современного искусства, появление культурного центра "АРТСтрелка".

2. Выставка "Deisis/Предстояние" в ГТГ, публичные разборки между ветвями федеральной культурной власти - МК РФ (Соколов) и Роскультура (Швыдкой).

3. Художник Александр Петлюра, которому в этом году исполнилось 50 лет.

    

Александр МОРОЗОВ, доктор искусствоведения, член-корреспондент РАХ:

1. Музейные выставки художников-шестидесятников, наших и зарубежных, то есть уехавших на Запад, - цикл показал творчество лидеров поколения в прекрасных тонах, раздумчиво, созерцательно. И большие ретроспективы, как у Олега Васильева, и небольшие экспозиции, как графика Эрика Булатова, - самые бесспорные, настоящие музейные проекты. Но эту точку зрения мало кто со мной разделит. Публикация - наконец изданная книга Ольги Осиповны Ройтенберг "Неужели кто-то вспомнил, что мы были...".

2. Московская биеннале - полная ерунда, фикция, выброшенные деньги. Все уверовали свято, что такова государственная политика, к которой необходимо примкнуть, или кормящая сила. Не было ни крупных акций, ни имен. Дымовая завеса, словеса, полный блеф! Особенно неудачен главный проект в Музее Ленина - полная пустота, словно надутый базарный воздушный шарик. Выставка "Сообщники" (неслучайно в названии звучит криминальная терминология) - тоже подмена реального, рассказ о событиях, происходивших в обстановке полной анемии, безволия, о попытках вбивать колом собственные представления, насилие в чистом виде.

Коммерческий успех биеннале? Возможно. А насчет массового успеха - чистое вранье, но приобретшее характер массированной кампании.

Тягу к шоу и юбилеям не переношу. От этих показушных, театральных форм страдает качественная сторона художественной жизни, сбиваются все критерии, восприятие получается не глубинное, а нацеленное лишь на самый грубый эффект. Так было с выставкой "Пленники красоты" - невозможно, когда Репин с Суриковым и академисты выступают в едином ценностном ряду, полный бред. Вообще показ изобразительного искусства - само по себе элитарное занятие, и профессиональное искусство тоже весьма элитарно, но оно теперь приравнивается к зрелищам, где доминирует безвкусица, к цирку в самом вульгарном смысле слова. Размытый культурный менталитет - это самое печальное, что постоянно создает общий пессимистический настрой, состояние удрученности у серьезных художников. Фестивальное мышление удручает - зрелищная кампания затемняет весь процесс.

Ретроспектива Шагала в Третьяковке - показ в целом неудачен: лучшие произведения - панно для Еврейского театра - размещены были так, что в отличие от выставки в Амстердаме, по существу, получилась кастрация художника.

3. Персона - Павел Никонов, говорю с полным основанием и внутренним убеждением: это блестящий, крупнейший мастер, живой вполне, совершенно не заскорузлый. Прекрасная выставка Андрея Васнецова - тоже юбилейная, она не смотрелась ни помпезно, ни выспренне.

4. Временные выставки становятся центром деятельности музеев, отодвигая на второй план постоянную экспозицию и знакомство с основной коллекцией, показывающей эволюционный процесс. Путь к вершинам мирового искусства во всех странах идет через ценности национальной культуры - это зерно ныне выбрасывается, и все остальное повисает в воздухе. Остаются лишь усы от Моны Лизы. Мало делается для текущей жизни музея, все усилия сосредоточены только там, где пахнет эффектом - презентации, книги, грандиозные планы, юбилеи...

"Фестивальная история" опасна тем, что размывается культурный базис - все время происходят подмены. Но сейчас и в культурной политике, и в духовной жизни, кажется, наступает переломный момент.

    

Виталий ПАЦЮКОВ, Государственный центр современного искусства:

1. Инсталляция Валерия Кошлякова "Облако", показанная во время Московской биеннале в Третьяковской галерее. Да и в целом биеннале для меня - событие: я не очень доволен общим проектом, но там был ряд превосходных выставок. Например, видеопрограмма и Кристиан Болтански в Музее архитектуры - трагическая инсталляция с одеждой без человека (эта тема всегда производит сильное впечатление). Я бы отметил еще проект Андрея Ерофеева "Сообщники" (также в ГТГ) - замечательно выстроенный, где смогли осмыслить культуру 80-х годов, которая была связана с рок-культурой. Да и вообще тогдашний взрыв рок-культуры в нашей российской ситуации - это действительно было живое, актуальное искусство, правда, потерявшее свою энергию сегодня, но при взгляде ностальгическом, в сегодняшней оптике, выставка показала, что это был удивительный процесс. И это не только образы перестроечной культуры, а образы новой культуры вообще, конечно, порожденной политической ситуацией, но явно выразившейся в актуальных формах. А также - ретроспектива Шагала в Третьяковке, сквозь которую я увидел утраченность Россией ее мощных связей с Европой, переживаемые нами пустоты сегодняшней ситуации - по контрасту с наполненностью идеями у Шагала.

Пейзажно-акустическая инсталляция "Close to Not" в Михайловском саду (под эгидой Русского музея) литовского музыканта Владимира Тарасова и американской художницы Сары Флор. Их проект совершенно естественно вписался в культурное пространство и ландшафт, как бы продолжая мир природы, с одной стороны, а с другой, указывает на более тонкие измерения - живет и в культуре, и в реальности. Мало того что между ними создаются игровые диалоги, но и подчеркивается, что человек должен жить естественно в этом мире. (9 объектов Сары Флор плавают на воде пруда, напоминая исторические архитектурные элементы и в то же время - распускающиеся цветы. В объекты вмонтированы плееры, из которых доносится музыка В.Тарасова, встроены восточные колокольчики и другие миниатюрные инструменты. - Ред.)

2. Выставка "Россия - Италия" оказалась плохо построена драматургически, ей не хватало энергии, хотя у искусства двух стран - очень сильный творческий диалог. Но не был создан образ этого диалога, не возникло взаимоотношений, тонких и сложных.

Венецианская биеннале современного искусства - самая неудачная из всех, какие я видел начиная с 1993 года. Причем вообще биеннале, а не павильон России: он был достаточно неплохо структурирован, это чистая, хорошо формализованная акция. Но в целом в Венеции ощущается пустота творческого состояния человека - некий исход энергии из культуры. Ныне - явное время ожиданий, отсутствие большого стиля, предощущение, что мы живем в кризисе, явное осознание бессилия сегодняшней культуры. Эта культура не видит образов. Искусство стало подыгрывать богатому классу и политикам, а не преодолевать неудовлетворенность этим миром. Оно очень довольно нашим миром и самим собой...

Культура и современное искусство превращаются в игру, в которой нет большого смысла, потому что существующие сегодня технологии еще недостаточно естественно адаптированы художником. И они часто мало того что подменяют собой нашу реальность, но создают видимость реальности, заставляют довольствоваться этой реальностью. Искусство слишком акцентирует ее, начиная манипулировать этими технологиями, не указывая на какие-то иные формы бытия. Начинается то, о чем предупреждают все культуры: когда некий мир принимают как единственный, не допуская, что есть и другие измерения, - это заводит в ситуацию абсолютного кризиса. И сегодняшняя культура действительно манипулирует готовыми формами реальности, которая и сама не является реальностью; создается виртуальный мир, который нам предлагается как единственный, - мир успеха и удовольствия, мир предмета.

3. Валерий Кошляков: проект "Облако" - очень точно выполненная реконструкция российского пространства, сомнительного, туманного, уходящего куда-то в иной мир, в иные пространства, и в то же время очень живого, трагического. Замечательно уловлены связи между Россией и Италией, которая ложится непосредственно на нашу реальность; итальянская культура удивительно проецируется на русскую, наши Кремль, Суздаль и многое другое, а наша юность - это Ренессанс, с него мы начинаем погружение в искусство. С Италией связаны наши идеалы, солнечность, которой нам так не хватает, - недаром Александр Иванов там работал над своим утопическим проектом "Явление Христа народу". Кошляков тонко соединил пространство, визуальность, музыкальные интонации, а завершает драматическим образом супрематического шара, который стоит над русской деревней. Все очень точно!

    

Татьяна ПЕЛИПЕЙКО, радиостанция "Эхо Москвы":

1. Первая московская биеннале. Собственно, главное ее достоинство - в том, что первая. То есть в том, что состоялась. Что бюджет все же выделил на нее какие-то деньги. Занесенная снегом Москва привнесла в событие дополнительную экзотику - зарубежные гости радовались.

В остальном плюсы биеннале - ее спецпроекты и параллельная программа. Важный вклад сделали Третьяковка - выставкой "Сообщники"; Госцентр современного искусства; многие московские галереи. Благодаря чему биеннальный месяц создал зрителю нелегкую задачу: внимания заслуживало очень многое.

В следующий же раз придется постараться - чтобы не угодить в следующую рубрику.

2. Выставка "Предстояние" в Третьяковской галерее.

Каждый автор (и каждый куратор), разумеется, имеет право и сделать, и выставить что угодно. Вопрос в том, любую ли выставку - даже при спонсорской поддержке - следует принимать в своих стенах приличному музею.

3. Юрий Норштейн. Разумеется, вместе с коллегой и спутницей жизни Франческой Ярбусовой. Прецедентов, когда выставку продлевают четыре раза, а зритель все продолжает идти, в Москве, кажется, еще не было. Конечно, толпы зрителей - еще не показатель. Но в данном случае соединились не только интереснейший материал, но и отличная экспозиция вкупе с возможностью видеть анимационные работы.

А еще зрительский аппетит раздразнили - показали кусочек незавершенной "Шинели" по Гоголю. Что до сих пор на окончание работы никто не готов дать денег - абсурд невероятнейший.

4. Ожидания - предстоящий юбилей Третьяковской галереи. Во всяком случае, то, что на него заявлено: и Энди Уорхол, и русский поп-арт, и выставка из Музея Орсэ. Музей, однако, не забывает делать оговорку - "если все сложится". Подождем.

    

Дмитрий СМОЛЕВ, сетевая "Газета.Ru":

1. "Сказка сказок" Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой в Музее личных коллекций. Хотя бы как пример кассового успеха высокого искусства.

2. "Deisis/Предстояние" в Третьяковской галерее. Можно по-всякому относиться к Библии, но компьютерная ее профанация, даже благоговейная, не вдохновляет никак.

3. Андрей Красулин - художник внепартийный и приверженный сущности творческого занятия.

    

Андрей ТОЛСТОЙ, доктор искусствоведения:

1. Важного было немало: Московская биеннале как феномен художественной жизни, при многих негативных сторонах и помимо чисто художественных результатов, сам факт ее устройства в Москве, ее формат - безусловно, событие. Выставки Марка Шагала, "Бубновый валет", "Москва - Варшава": Польша нам практически неизвестна и при этом очень близка в сфере современного искусства. В данном случае идея и ее воплощение совпали в отличие от проекта "Россия - Италия": при всем великолепии идеи, формата и выставочной площадки (ГМИИ им. Пушкина - марка!) шедевры оказались оторваны от контекста, а значит, непонятны для людей неискушенных. Шедевры всегда существуют на каком-то фоне, а показать его в силу большого временного диапазона выставки было невозможно.

Конференция по экспертизе произведений искусства в Третьяковке с участием представителей Фонда Шагала: институт экспертизы пытаются реанимировать и поставить на серьезную основу, что отрадно, ведь сейчас в экспертных оценках царят субъективность, недобросовестность и недостоверность, зачастую скрепляемая подписями сотрудников ведущих музеев.

Еще ряд отрадных фактов: выпуск каталога-резоне собрания русского рисунка в ГМИИ и связанная с ним выставка "Русский рисунок и акварель XVIII - первой половины XIX века". Новые стены Музея личных коллекций, новое здание ГЦСИ, появление новых галерей - "Улей", где представлена парижская школа, и Гари Татинцяна, где Марина Лошак организовала выставку "Черное и белое", близкую по духу выставке "Фотограмма" в ГЦСИ. Набирающий силу принцип параллельных программ: двухчастная польская выставка в ГТГ и ГЦСИ, показ художников одновременно в музеях и частных галереях (Р.Мэпплторп в МДФ и "Стелла-Арт", военные фото, А.Кравченко в Литературном музее и на Ленивке).

Выход в свет книги А.Каменского о М.Шагале - труд многих лет, который был известен на многих языках и только сейчас опубликован в России.

2. Обновленный Манеж, утративший ауру (она вся сгорела в пожаре и невосстановима), якобы приобрел аутентичность, а на деле - имперскую казенность и, похоже, будет официозным местом. Неудачный павильон России в Венеции. Выставка "Deisis/ Предстояние" в ГТГ - интересна идея, но реализация более чем странная. Удручило вручение премии "Черный квадрат" за конъюнктурный, провокативный и абсолютно пустой проект. Наконец, юбилейная выставка в музее на Поклонной горе.

3. Ярких персон не выявилось. Запомнилось выступление Д.Либескинда на "Арх-Москве": важно, что пригласили сильного западного зодчего, но он появился здесь лишь один раз и в отличие от Захи Хадид ничего в России не строит.

    

Сергей ХАЧАТУРОВ, газета "Время новостей":

1. Первая московская биеннале современного искусства - внятный пример консолидации российской арт-общественности.

2. Вынесенный на всеобщее обсуждение конфликт между двумя идеологами биеннале Виктором Мизиано и Иосифом Бакштейном.

3. Повернувшийся к Большому искусству с большой выставкой в галерее "Стелла-Арт" Андрей Монастырский, классик московского концептуализма и просто мудрейший человек.

4. Надежды - большая интеграция в мир по части менеджмента и организации выставочного процесса.

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Несмотря на оценки столичного сезона как серого и затхлого, назвать его проходным никак нельзя. Никого не оставила равнодушным I Московская биеннале - и как феномен художественной жизни, наконец-то состоявшийся прорыв в ходе многолетних усилий вписаться в современный худпроцесс, и как поле для экспериментов, и как пространство, где можно встретить живого мэтра "оттуда". Все нарекания по поводу организации биеннале отступают в тень перед радостью - теперь и у нас своя Венеция! Разумеется, не все разделили восторги, немало пессимистических нот, но доминируют упования, что Россия после долгого отставания от мира наверстает упущенное. Однако настораживает, что в рывке "туда" мы можем забыть интересных, но непубличных мастеров, не умеющих себя "пиарить".

Наши респонденты принадлежат к разным поколениям, их научный кругозор выходит за пределы XX - XXI веков, тем не менее опрос выявил общий пристальный интерес к происходящему "здесь и сейчас". Стоит ли сетовать, что немногих "зацепили" музейные проекты с уклоном в историю, даже столь яркие, как первая гастроль Лувра в Московском Кремле или вереница выставок, посвященных Дому Романовых. Зато обрадовало, что к серьезному искусству, небанальному и непафосному мышлению повернулся массовый зритель.

Звучит и тревога: искусство все больше превращается в аттракцион для бедных и в фондовый ресурс - для богатых. Пока нет ощущения, что "творцы" идут впереди, рождая новые идеи, - скорее наоборот, плетутся в хвосте событий (впрочем, художнику требуется время на переосмысление реалий и превращение их в эстетически ясный результат) и реагируют на то, чем давно заполнены страницы газет, теле- и радиоэфир. Конъюнктурные устремления или попытка парировать "вызовы"? Явное желание не опоздать, успеть вскочить в отходящий от перрона поезд истории, предлагая свой продукт полусырым (зато доступным для переваривания некоей невнятной "массе", невзыскательной толпе), показали многие "актуалы", фестивали и ярмарки. Художники и кураторы хотят "бороться" и отвечать на "больные" вопросы, но вместе с тем не прочь побольше "отдыхать", припадая к живительному "глянцу". Не должны удивлять уже привычные консюмеризм и активная работа "на рынок", и "фестивальное мышление", присущее и отдельным персонажам, и крупным институциям. Однако критиков не на шутку тревожат "пустоты сегодняшней ситуации", которые коснулись и зрелых мастеров, и галерей, и госмузеев. Ощутима тоска по "большому стилю", образности, по настоящим, продуманным музейным проектам.

Повод для оптимизма все же есть: появление новых "музейных стен" и пространств для "актуалов" ("АРТСтрелка" и ГЦСИ); тенденция к объединению разных институций - музеев, коллекционеров и арт-бизнеса; утверждение принципа параллельных программ ("Москва - Варшава"). Растут требования к методам экспонирования, падает интерес к "салону", вызывают усмешку претенциозные коммерческие проекты и бессмысленные игры, опять стала мила отвергнутая было живопись... Словом, как ни грустна картина, нарисованная критиками, она не безрадостна - планка поднимается, арт-рынок и выставочные проекты "вызревают", долгожданные книги выходят, глядишь, появятся и новые значимые "персоны". Наше время - время ожиданий, ощущение кризиса культуры не отменяет надежд.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;