Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 29 (7488) 28 июля - 3 августа 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
РелигияВечное присутствиеПаломничество в "русскую Швейцарию" Максим ГУРЕЕВ
При всем разнообразии паломнических маршрутов, проложенных в последнее время по Подмосковью, именно окрестности Звенигорода, традиционно называемые "русской Швейцарией" из-за абсолютно нетипичного для средней полосы гористого ландшафта, продолжают занимать особое место в списке мемориальных хранилищ духовных, исторических и культурных российских ценностей Северо-Запада. Пожалуй, уже само движение по старой Смоленской дороге, проходящей через Голицыно и далее на Можайск, настраивает на какой-то совсем забытый нынче патриархально-неспешный и философический лад. И дело здесь даже не в том, что качество сей трассы в полной мере соответствует известной отечественной максиме о дураках и дорогах, но в том, что виды из окна и указатели населенных пунктов выстраиваются в какой-то особенный визуально-эпистолярный ряд - Большие Вяземы, Захарово, Введенское, Саввинская слобода. И тут же - Голицынский автобусный завод "Mercedes", шоколадная фабрика "Коркунов", Высшее пограничное училище ФСБ РФ. Все переплелось до такой степени, что впору вспомнить слова классика о том, что, мол, "молчит и не дает ответа". Вот уж, действительно, лучше бы этого ответа и не было вообще, потому как в противном случае последствия его обнародования могут быть абсолютно непредсказуемы.
Звенигород по праву считается одним из древнейших русских духовных центров, ибо впервые упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты около 1339 года. Однако уже в ХII веке здесь было крупное укрепленное поселение, возведенное на высоком берегу Москвы-реки. В 1399 году внутри крепости, до сих пор сохранившей название Городок, был возведен каменный Успенский собор, над иконостасом и росписью стен которого работал преподобный Андрей Рублев с учениками. С начала ХIХ века в научном обиходе хорошо известны работы святого "иконника" на восточных гранях алтарных столбов собора: изображение святого Флора и святого Лавра, поклонных крестов и композиций "Явление Ангела святому Пахомию Великому" и "Беседа царевича Иоасафа с преподобным Варлаамом". Известно, что до начала ХХ века фрески Андрея Рублева были закрыты иконостасом, но в 1918 году сотрудники Комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи, которую возглавлял И.Э.Грабарь, раздвинули иконостас и произвели первую реставрацию древней живописи. Показательно, что в 1936 году Успенский собор был закрыт на предмет его дальнейшего разрушения и возведения на его месте городского стадиона. Однако на защиту древней святыни поднялся буквально весь Звенигород, а в знак протеста на Городке, вокруг храма, были высажены липы, которые сохранились до сих пор и весьма густо и живописно разрослись.
Именно отсюда происходит и знаменитый "Звенигородский чин" (три иконы "Всемилостивого Спаса", "Архангела Михаила", "Апостола Павла") святого Андрея Рублева, являющийся на сегодняшний день, пожалуй, самым загадочным и фантастическим произведением русской иконописи в целом. Наверное, никогда не завершатся споры о том, для какого именно храма они были написаны. Впрочем, согласно источнику конца ХVII века, образа хранились именно в Успении на Городке. Сейчас же в соборе находится четвертая икона из этого рублевского чина - образ "Святого пророка Иоанна Предтечи". В полутора километрах от Городка на горе Стороже, в основании которой протекает речка Сторожка, расположен Саввино-Сторожевский Рождества Богородицы ставропигиальный мужской монастырь. История основания этой древней подмосковной обители восходит к 1398 году, когда сюда по приглашению князя Юрия Дмитриевича Звенигородского, второго сына Дмитрия Донского, из Троицкого монастыря преподобного Сергия Радонежского прибыл преподобный Савва, впоследствии получивший прозвание Сторожевского. В этой связи следует обратить внимание на то, что основатель Звенигородского монастыря входил в так называемую Святую Плеяду великого Радонежского подвижника. Именно в это время - к XIV - XV вв. - ученики и ученики учеников преподобного Сергия начинают по благословению своего духовного отца и наставника великий исход на Север в поисках истинного уединения, поста и молитвы. Преподобные Кирилл и Ферапонт Белозерский, Дионисий Глушицкий, Корнилий Комельский, Сергий Нуромский, Стефан Мархрищеский, Димитрий Прилуцкий становятся, по сути, началоположниками легендарной русской Фиваиды на Севере. Территории, раскинувшейся на северо-запад от Троицы святого Сергия вплоть до Белого моря - до Соловецкого и Трифонова Печенгского монастырей.
Во исполнение духовных наставлений и традиций Радонежского чудотворца преподобный Савва Сторожевский был известен своей "великой кротостью" и в то же время "молитвенной сторогостию". Можно утверждать, что в обители на горе Стороже наряду именно с мистической традицией, идущей от святого Сергия, царил дух нестяжания и нищелюбия, который впоследствии будет практически полностью изгнан из русской иноческой традиции. Известно, что свои последние земные годы преподобный Савва провел в скиту, расположенном на северном склоне горы Сторожи. Сейчас эта уединенная обитель практически полностью восстановлена. Со второй половины ХVI века монастырь превращается в место царского богомолья, здесь неоднократно бывали Иоанн Васильевич Грозный, Феодор Иоаннович, Борис Годунов. Спустя столетие обитель становится загородной резиденцией царя Алексея Михайловича Романова. В 1652 году в Сторожевском монастыре произошло чрезвычайно важное как в общественно-политическом, так и в мистическом смыслах событие - здесь обрели мощи преподобного Саввы, и они были перенесены в монастырский Рождественский храм. Может быть, это обстоятельство во многом оградило древнюю обитель от последующих невзгод и разорений (монастырь дошел до наших дней в прекрасном состоянии). Святой основоположник обители своим вечным присутствием здесь как бы хранил ее и постоянно молился о ней. В 1919 году Саввино-Сторожевский монастырь был закрыт. Сначала на его территории расположился краеведческий музей, затем санаторий, затем офицерская столовая. В 1995 году в обители, возрожденной в ранге ставропигиального мужского монастыря, была возобновлена иноческая жизнь. Однако было бы ошибочным думать, что история окрестностей Звенигорода богата лишь на церковно-исторической ниве, хотя и этого, безусловно, вполне достаточно. Не следует забывать, что у подножия упомянутой выше горы Сторожи располагаются Саввинская слобода и деревня Дюдьково. О последней хотелось бы сказать несколько слов. Дело в том, что в 1908 году эти места посетил крупнейший русский пианист, композитор, теоретик музыки и педагог Сергей Иванович Танеев. Особая красота "русской Швейцарии", молитвенный дух Саввино-Сторожевской обители, тишина и восхитительная природа покорили музыканта сразу же. С того времени вплоть до своей кончины в 1915 году С.И.Танеев каждое лето, а иногда и зимой жил здесь, снимая просторную крестьянскую избу сразу при въезде в деревню. "Живу я здесь в чистой избе, называемой дачей, имею инструмент, работаю ежедневно в определенные часы и прекрасно себя чувствую", - писал композитор в Москву своим друзьям. Пожалуй, именно его стараниями окрестности Звенигорода стали местом весьма популярным среди артистической и музыкальной элиты обеих столиц. Однако, что показательно, всякий раз посещения Танеева в Дюдькове заканчивались непременным паломничеством ко святому Савве. Тогда такой симбиоз еще не выглядел такой экзотикой, как теперь. Также в рубрике:
|