Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31 (7490) 11 - 17 августа 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительО чем нужно говорить..."Спасти СССР. Идея Ботвинника" на "России" ПРЕМЬЕРАМаксим ГУРЕЕВ
Наверное, это правильно, почти пятнадцатилетие исчезновения империи под названием СССР отмечать порой абсолютно маргинальными, в смысле уже находящимися за гранью здравого исторического смысла ТВ-изысканиями, призванными в очередной раз воскресить в памяти, как это было. Хотя, как известно, память у каждого своя, и, соответственно, вспомнить можно разное - дешевую колбасу и лагеря, бесплатную медицину и километровые очереди за дефицитом, парады жизнерадостных физкультурников и маразмирующих вождей, "пролетарский интернационализм" и борьбу с "безродными космополитами". То есть было все, и поводов поговорить об этом предостаточно... Первое место тут традиционно удерживает ВГТРК, предлагая вниманию своих преданных зрителей то рассказ о личной жизни (!) педагога Макаренко, то эфирный некролог трагически погибшей в авиакатастрофе футбольной команде "Пахтакор", то, наконец, повествование об известном пародисте 70-х Викторе Чистякове. Иначе говоря, старый как мир лозунг "Новое - это хорошо забытое старое" работает надежно и без перебоев. И что показательно, даже летом! Особое же место в этом мемориальном ряду заняла картина "Спасти СССР. Идея Ботвинника" А.Адамовича и И.Мазепы, прошедшая на "России" согласно незыблемой (и это похвально) сетке документального кинопоказа - в 23.20. Как явствует из названия, фильм посвящен не только и не столько шахматам, бывшим, как известно, в СССР наряду с балетом и хоккеем весьма действенным инструментом советской внешней политики, но и тому, что называется "вариться в собственном соку". Иначе говоря, существование и развитие изначально свободного человеческого разума в несвободных условиях (по известным причинам) приводят его к необратимым патологическим изменениям, чреватым самыми печальными последствиями. А началось все это в 1948 году, когда в США была создана первая электронно-вычислительная машина - ЭВМ. Эта аббревиатура просуществует до конца 70-х, а в СССР так и до середины 80-х годов. Однако ко всем новейшим достижениям научной мысли, с великим трудом и значительным опозданием "добредавшим" до "страны победившего социализма", в этой самой стране относились крайне настороженно, помятуя, в частности, о "происках" мирового империализма, а также о пресловутом "усилении идеологической борьбы". Тут сразу же вспоминаются погромные кампании против генетиков, экономистов, кибернетиков. Другое дело, что очевидное отставание по всем высокоинтеллектуальным и высокотехнологичным направлениям от мировых держав подвигало-таки советских вождей на некоторые - порой уродливые - мероприятия по поддержанию имиджа СССР. В частности, именно тогда была сделана ставка на заимствование, а попросту говоря, воровство идей, проектов, технологий, комплектующих и т.д. Действительно, подумали в Кремле, зачем тратить время и огромные деньги на научные разработки, когда можно пользоваться тем, что уже придумано и сделано американскими, немецкими, британскими, японскими, а впоследствии и израильскими учеными. История с первой советской атомной бомбой - пример номер один, а история с "доблестной" советской электроникой - пример номер два. Естественно, что именно шахматисты - интеллектуальная элита Страны Советов, многие из которых были обласканы властью, первыми разглядели впечатляющие перспективы, которые открывает человеку, и советскому в том числе, ЭВМ. В числе первых активных пропагандистов "компьютерного разума" был великий Михаил Ботвинник, экс-чемпион мира по шахматам, профессор. Именно его стараниями в 1977 году в СССР была запущена специальная экономико-управленческая программа под характерным для того времени названием "Пионер". В фильме довольно подробно и, безусловно, компетентно рассказано о том, что подвигло экс-чемпиона мира к реализации этого воистину эпического проекта. Исследуя мыслительный процесс шахматиста во время игры, М.Ботвинник пришел к выводу, что он (процесс) вполне может быть приложим к разработке и анализу большинства острых экономических проблем, перед которыми в конце 70-х - начале 80-х оказалось советское руководство. И возникла абсолютно запредельная идея - доверить управление СССР некоему сверхкомпьютеру, чтобы спасти империю от саморазрушения. Если сейчас эта идея выглядит утопично, то чего же требовать от партфункционеров того времени, которые ничего, кроме завуалированных угроз в свой адрес, в "Пионере" М.Ботвинника не усмотрели и полностью "перекрыли кислород" ученому-шахматисту? Надо сказать, что контекст происшедшего в 70 - 80-х годах прошлого века нашел в фильме адекватное и профессиональное отражение - удачными оказались и подобранная хроника, и достаточно интересные интервью с людьми, знавшими М.Ботвинника и работавшими с ним. К сожалению, без надлежащего комментария осталась, как думается, не менее важная составляющая данной истории, а именно: психологический и вполне возможно психический надрыв, слом личности главного героя фильма. Будучи человеком своего времени, то есть стопроцентным советским патриотом и гражданином, идейным коммунистом с, как это было принято говорить, "активной жизненной позицией", Михаил Моисеевич был выдающимся ученым, экспериментатором, исследователем. Его свободные и дерзкие изыскания противоречили идеологизированной советской науке, на развитие которой оказывали существенное влияние партийные инструкции и директивы. Более того, ужасающее отставание от передовых технологий, разработок и открытий делало все достижения М.Ботвинника на поприще создания "компьютерного интеллекта" совершенно бессмысленными. Но на эту трагическую грань жизни и творчества "последнего спасителя СССР" в фильме внимания не обратили. А ведь именно это чудовищное по своей сути раздвоение личности стало весьма характерным недугом ряда поколений советских интеллектуалов, которые, проведя практически всю свою жизнь за "железным занавесом", вдруг в начале 90-х увидели своими глазами совсем другой, огромный мир... Вскочить на подножку уходящего поезда удалось далеко не всем. Михаил Ботвинник оказался в числе опоздавших. В этом нет его вины, а есть его беда, боль и трагедия. И об этом надо говорить, потому что всякая история важна и интересна, если она действительно прожита, а не просто заучена ночью накануне экзаменационной сессии. Также в рубрике:
|