Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 31 (7490) 11 - 17 августа 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

О чем нужно говорить...

"Спасти СССР. Идея Ботвинника" на "России"

ПРЕМЬЕРА

Максим ГУРЕЕВ
Фото ИТАР-ТАСС


М.Ботвинник. 1963 г.

Наверное, это правильно, почти пятнадцатилетие исчезновения империи под названием СССР отмечать порой абсолютно маргинальными, в смысле уже находящимися за гранью здравого исторического смысла ТВ-изысканиями, призванными в очередной раз воскресить в памяти, как это было.

Хотя, как известно, память у каждого своя, и, соответственно, вспомнить можно разное - дешевую колбасу и лагеря, бесплатную медицину и километровые очереди за дефицитом, парады жизнерадостных физкультурников и маразмирующих вождей, "пролетарский интернационализм" и борьбу с "безродными космополитами".

То есть было все, и поводов поговорить об этом предостаточно...

Первое место тут традиционно удерживает ВГТРК, предлагая вниманию своих преданных зрителей то рассказ о личной жизни (!) педагога Макаренко, то эфирный некролог трагически погибшей в авиакатастрофе футбольной команде "Пахтакор", то, наконец, повествование об известном пародисте 70-х Викторе Чистякове.

Иначе говоря, старый как мир лозунг "Новое - это хорошо забытое старое" работает надежно и без перебоев.

И что показательно, даже летом!

Особое же место в этом мемориальном ряду заняла картина "Спасти СССР. Идея Ботвинника" А.Адамовича и И.Мазепы, прошедшая на "России" согласно незыблемой (и это похвально) сетке документального кинопоказа - в 23.20.

Как явствует из названия, фильм посвящен не только и не столько шахматам, бывшим, как известно, в СССР наряду с балетом и хоккеем весьма действенным инструментом советской внешней политики, но и тому, что называется "вариться в собственном соку". Иначе говоря, существование и развитие изначально свободного человеческого разума в несвободных условиях (по известным причинам) приводят его к необратимым патологическим изменениям, чреватым самыми печальными последствиями.

А началось все это в 1948 году, когда в США была создана первая электронно-вычислительная машина - ЭВМ. Эта аббревиатура просуществует до конца 70-х, а в СССР так и до середины 80-х годов.

Однако ко всем новейшим достижениям научной мысли, с великим трудом и значительным опозданием "добредавшим" до "страны победившего социализма", в этой самой стране относились крайне настороженно, помятуя, в частности, о "происках" мирового империализма, а также о пресловутом "усилении идеологической борьбы". Тут сразу же вспоминаются погромные кампании против генетиков, экономистов, кибернетиков. Другое дело, что очевидное отставание по всем высокоинтеллектуальным и высокотехнологичным направлениям от мировых держав подвигало-таки советских вождей на некоторые - порой уродливые - мероприятия по поддержанию имиджа СССР.

В частности, именно тогда была сделана ставка на заимствование, а попросту говоря, воровство идей, проектов, технологий, комплектующих и т.д.

Действительно, подумали в Кремле, зачем тратить время и огромные деньги на научные разработки, когда можно пользоваться тем, что уже придумано и сделано американскими, немецкими, британскими, японскими, а впоследствии и израильскими учеными.

История с первой советской атомной бомбой - пример номер один, а история с "доблестной" советской электроникой - пример номер два.

Естественно, что именно шахматисты - интеллектуальная элита Страны Советов, многие из которых были обласканы властью, первыми разглядели впечатляющие перспективы, которые открывает человеку, и советскому в том числе, ЭВМ.

В числе первых активных пропагандистов "компьютерного разума" был великий Михаил Ботвинник, экс-чемпион мира по шахматам, профессор. Именно его стараниями в 1977 году в СССР была запущена специальная экономико-управленческая программа под характерным для того времени названием "Пионер". В фильме довольно подробно и, безусловно, компетентно рассказано о том, что подвигло экс-чемпиона мира к реализации этого воистину эпического проекта. Исследуя мыслительный процесс шахматиста во время игры, М.Ботвинник пришел к выводу, что он (процесс) вполне может быть приложим к разработке и анализу большинства острых экономических проблем, перед которыми в конце 70-х - начале 80-х оказалось советское руководство. И возникла абсолютно запредельная идея - доверить управление СССР некоему сверхкомпьютеру, чтобы спасти империю от саморазрушения.

Если сейчас эта идея выглядит утопично, то чего же требовать от партфункционеров того времени, которые ничего, кроме завуалированных угроз в свой адрес, в "Пионере" М.Ботвинника не усмотрели и полностью "перекрыли кислород" ученому-шахматисту?

Надо сказать, что контекст происшедшего в 70 - 80-х годах прошлого века нашел в фильме адекватное и профессиональное отражение - удачными оказались и подобранная хроника, и достаточно интересные интервью с людьми, знавшими М.Ботвинника и работавшими с ним. К сожалению, без надлежащего комментария осталась, как думается, не менее важная составляющая данной истории, а именно: психологический и вполне возможно психический надрыв, слом личности главного героя фильма. Будучи человеком своего времени, то есть стопроцентным советским патриотом и гражданином, идейным коммунистом с, как это было принято говорить, "активной жизненной позицией", Михаил Моисеевич был выдающимся ученым, экспериментатором, исследователем. Его свободные и дерзкие изыскания противоречили идеологизированной советской науке, на развитие которой оказывали существенное влияние партийные инструкции и директивы. Более того, ужасающее отставание от передовых технологий, разработок и открытий делало все достижения М.Ботвинника на поприще создания "компьютерного интеллекта" совершенно бессмысленными.

Но на эту трагическую грань жизни и творчества "последнего спасителя СССР" в фильме внимания не обратили. А ведь именно это чудовищное по своей сути раздвоение личности стало весьма характерным недугом ряда поколений советских интеллектуалов, которые, проведя практически всю свою жизнь за "железным занавесом", вдруг в начале 90-х увидели своими глазами совсем другой, огромный мир... Вскочить на подножку уходящего поезда удалось далеко не всем. Михаил Ботвинник оказался в числе опоздавших.

В этом нет его вины, а есть его беда, боль и трагедия. И об этом надо говорить, потому что всякая история важна и интересна, если она действительно прожита, а не просто заучена ночью накануне экзаменационной сессии.

Также в рубрике:

ПРЕМЬЕРА

ПЕРСОНА

ТВ-НЕДЕЛЯ

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;