Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31 (7490) 11 - 17 августа 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаНищий символ-2, или Пятнадцать лет спустяОтдел "Общество"
Заседание Правительства РФ в минувший четверг неожиданно имело серьезные последствия для отечественной культуры. И как, без сомнения, уже знают многие наши читатели, отнюдь не духоподъемные. Сразу после заседания глава Минэкономразвития Герман Греф на пресс-конференции заявил, что сумма, запрашиваемая на реконструкцию Большого театра, "очень большая" и, соответственно, "не может не вызывать сомнений", каковые, по его словам, и высказали как депутаты ГД, так и члены правительства. Следовательно, эти расходы должны быть оптимизированы, и его ведомство совместно с Министерством культуры как раз и работают над этой оптимизацией. Вообще, чисто психологически за время административной реформы ни в чем не повинное слово "оптимизация" приобрело устрашающий оттенок. Во всяком случае, в сфере культуры пока ни одна "оптимизация" добром не кончилась. Хотя и проводятся они исключительно "не в ущерб культуре", на чем и г-н Греф настаивал. Расходы на реконструкцию и реставрацию предполагались, конечно, немалые - по заключению Главгосэкспертизы от 29 апреля они составляют 20,5 миллиарда рублей. И можно спорить - и спорили, - стоят ли наши национальные амбиции и наша национальная гордость таких денег. (Другое дело, что отсутствие национальных амбиций стратегически дороже выходит.) Но вряд ли цифра эта прозвучала как гром среди ясного неба для одного из ключевых министерств экономического блока. 15 марта непосредственно в Большом театре Михаил Швыдкой сообщил Президенту Владимиру Путину, что на реставрацию и реконструкцию национального символа требуется около 25 миллиардов рублей. Видимо, Михаил Ефимович исповедовал знаменитый девиз Наполеона "Требуй невозможного, получишь максимум". Но как показали недавние события, не тут-то было... В марте же все выглядело благостно: Президент не отказал, но попросил экономить, а присутствующий на совещании Г.Греф подтвердил, что уже в следующем году "планируется удвоить средства, выделяемые на реконструкцию Большого и Мариинского театров". Тем не менее "экономить" начали немедленно: на неопределенный срок отложили ремонт художественно-производственных мастерских, а подземную многоярусную стоянку решили строить за счет частных инвесторов. Таким образом, Главгосэкспертиза подтвердила сумму в 20,5 миллиарда рублей (без внешних инженерных сетей). Мы не беремся участвовать в дискуссии, много это или мало - 20,5 миллиарда рублей. Но очевидно, что план и смету реконструкции Большого невыношенными не назовешь. Этот девятый по счету проект (его разработали директор научно-реставрационного центра "Реставратор М" Елена Степанова и архитектор Никита Шангин, работающий в ЗАО "Курортпроект", который и выиграл тендер на эту работу в 1999 году) был утвержден всеми инстанциями и явился результатом мучительного компромисса между стремлением максимально сохранить памятник истории и архитектуры, создать современный театр и необходимостью срочно спасать здание, находящееся, по сути, в аварийном состоянии. Минэкономразвития в число этих многочисленных инстанций не входит. Однако именно за ним осталось последнее - и в прямом и в переносном смысле - слово. И слово это - "оптимизация" - было сказано практически месяц спустя после того, как Большой торжественно проводили на реконструкцию. Вообще, что-то есть, видимо, в нашей атмосфере такое, что девиз "надо ввязаться в драку, а там посмотрим..." остается вечно актуальным... На судьбоносном совещании в ведомстве г-на Грефа не присутствовал генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов и, судя по тону его комментариев, полученных нашими коллегами из-за океана (директор находился вместе с вверенной ему труппой на гастролях в США), даже не вполне был информирован о его содержании. Отсутствующий А.Иксанов выразил, в частности, недоумение по поводу присутствия на совещании у министра Виктора Столповских, главы фирмы "Mercata Trading". Однако чему тут удивляться, если, по сообщениям некоторых СМИ, г-н Столповских готов провести реконструкцию Большого всего за 9 миллиардов. Экономия налицо, однако и с этой цифрой не все понятно. По сводному заключению Главгосэкспертизы, которое приводят журналисты "Известий", свыше 7 миллиардов рублей будет потрачено на техническое оборудование. Именно на эту сумму уже давно заключен договор с поставщиком - немецкой компанией "Bosch Rexroth", выигравшей тендер. Если озвученные 9 миллиардов включают эти 7, то национальный символ обойдется нам совсем недорого. Если нет, то тогда речь идет уже о 16 миллиардах... Но дело не только в деньгах и в их количестве. Как известно, Федеральный научно-методический совет Министерства культуры и массовых коммуникаций России одобрил проект реконструкции и реставрации Большого театра лишь при условии того, что реставрация дома Хомякова компенсирует в какой-то мере ущерб вынужденной реконструкции главного здания и восстановит среду московского классицизма. Первый заместитель председателя методсовета профессор А.Комеч буквально накануне совещания в интервью одной из московских газет подчеркнул: "...из соображений экономии власти и дирекция театра могут отказаться от сохранения дома Хомякова и создания концертного зала с портиком Бове. Если это произойдет, договор с научно-методическим центром будет нарушен. Тогда согласование будет отозвано". Можно сказать, профессор Комич как в воду глядел, поскольку реставрация дома Хомякова, которую уже отложили на неопределенный срок, видимо, попадет под дальнейшую оптимизацию. И если методсовет действительно отзовет свое согласование, начнется новый виток конкурсов и проектов. А вот этого-то как раз дирекция Большого театра намерена избежать. "В нашем проекте мы собирались провести полную реконструкцию - таким образом, чтобы не только обеспечить сохранность уникального памятника архитектуры, но и оснастить его самой передовой технологией, чтобы он действительно стал театром XXI века. Но если у государства нет на это денег, то я свою задачу вижу в том, чтобы провести минимальную реконструкцию: укрепление фундамента, несущих конструкций и так далее. Такая реконструкция не решает всех проблем театра, это решение просто переносится на будущее", - сказал в интервью агентству Интерфакс А.Иксанов. Разумеется, никто не будет считать, во что уже обошлась реконструкция Большого - разработка всех девяти проектов и их согласование. А через 5 - 7 лет можно будет приступить и к настоящей реконструкции, считают сегодня. Но решать это будут совсем другие люди... Ровно пятнадцать лет назад, летом 1990 года, один из авторов этого текста писал о начале реконструкции Большого театра. Занимались этим тогда совсем другие люди из Минкультуры СССР. Одних уж нет, а те далече... Но проблемы были те же самые: денег на полноценную реконструкцию не хватало так же, как и сейчас, некие сомнительные фирмы были готовы браться за престижный проект на любых условиях, богатый термин "оптимизация" уже тогда являлся эвфемизмом "халтуризации", а разговоры об ухудшающемся имидже державы лились рекой. Называлась тогдашняя статья "Нищий символ" и заканчивалась мечтой о том, что когда-нибудь, когда держава станет побогаче, она все-таки найдет средства на то, чтобы привести в порядок свой Большой театр. Прошло полтора десятилетия. По-прежнему и имидж, и театр для своей поправки нуждаются в колоссальных капиталовложениях. Можно предположить, что денег в бюджете на эти нужды не будет никогда. Но тогда, в 1990-м, не было и пресловутого Стабфонда, о котором нынче не говорит только ленивый. Полноценная реконструкция главного театра страны для многих людей как в России, так и в мире может оказаться весьма существенным доказательством того, что в нашей державе наступает хоть какая-то стабилизация. А этот самый фонд, как в насмешку, называется именно стабилизационным. 1990-й год, если еще не забыли, был тем самым временем, когда необычайная "разруха в головах" повлекла за собой разруху в стране. Разрухи на улицах вроде бы за прошедшее время поубавилось, а в головах? КОММЕНТАРИИ
Никита ШАНГИН, главный архитектор реконструкции Большого театра: - Утвержденный проект реконструкции представляет собой с трудом достигнутый компромисс между потребностями театра, возможностями его функционирования в XXI веке и задачей сохранить театр как памятник архитектуры. Компромисс этот очень хрупкий. Любое резкое движение в сторону - и все рассыплется. Я абсолютно убежденно заявляю, что только этот проект является единственно возможным вариантом реконструкции Большого театра. Принципиальных изменений в нем быть не может. Данный проект - результат шестилетней работы, это компромисс, взаимоудовлетворяющий крайние позиции. Его финансовая емкость оценена экономистами, экспертами. Сейчас проверку осуществляет третья экспертная комиссия из Института экономики строительства. У нас нет никаких возражений по части проверок, поскольку у меня нет никакой материальной заинтересованности в этом вопросе. Другого варианта для Большого театра не существует. Если отказ Минэкономразвития в финансировании приведет к уничтожению данного проекта (я об этом уже открыто заявил в министерстве), я во всем этом участвовать не буду. Как неэкономист, я не берусь оценивать, можно или нельзя провести реконструкцию за 9 миллиардов, если кто-то сделает - ради бога! Но мое внутреннее чутье подсказывает, что это невозможно. Почему? Если помните, сербо-черногорская фирма "Напред" выиграла проект реставрации с суммой в 9 миллиардов. Но при заключении контракта, когда началось уточнение деталей, они сказали: мы думали, что нам дадут все-таки 11 - 12 миллиардов. Второе место заняла фирма с предложением в 24 миллиарда. Третье было наше - в 25. Поэтому мое убеждение таково, что это стоимость реальная и нельзя сравнивать реконструкцию Большого театра с Ла Скала. Этот проект был в несколько раз меньше по объему и соответственно менее емкий по финансовым затратам, чем Большой театр. Если финансирование будет 9 миллиардов, это будет не реконструкция, а капремонт с элементами реставрации. Это все равно временная мера. Через 10 - 15 лет все проблемы, не решенные сегодня, снова встанут в полный рост.
Михаил ИСАЕВ, руководитель ФГУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации": - Работы идут согласно утвержденному графику. Других подробностей пока нет. Вопрос об уменьшении сметы проекта - без комментариев. Также в рубрике:
|