Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 31 (7490) 11 - 17 августа 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Одна неделя

Я лежу на пляжу и сюжеты сторожу

Московский дом фотографии открыл самую летнюю выставку сезона

Георгий ОСИПОВ


Неизвестный автор. "На память Сереженьке". 1910-е гг.

Человека, как известно, в немалой степени создал соблазн.

А коль скоро этот последний во все века и у всех народов привлекал внимание художников, то кажется воистину поразительным, что Его Величество Пляж привлекал их внимание в столь малой степени. Ну можно еще понять художников, в особенности тех времен, что почитали открытое даже в самой ничтожной степени человеческое тело за самое что ни на есть дьявольское искушение, - им в случае ослушания светил костер или, в лучшем случае, отлучение от Церкви.

Но художественная фотография появилась в ту пору, когда столь радикальные методы воздействия на творческую личность уже вышли из моды. И тем не менее. Не сыскать такого, фигурально говоря, снайпера объектива, в чьем творчестве не явила бы себя пляжная тема. Но, как ни странно, никто и никогда не принимал ее всерьез. И тем более не припоминается, когда и где она становилась предметом монографической выставки. В России, по крайней мере.

Так что Московский дом фотографии, порадовавший выставкой под звучным титлом "Пляжный роман", выглядит чуть ли не первооткрывателем.

Неизвестный автор. "На Черном море". 1950-е гг.

Нуте-с, господа, задайте-ка себе вопрос: что такое пляж (от слова "plat" - "плоский")? Чисто прагматически - пригодное в той или иной степени для пребывания человека место соединения обширного водного пространства со столь же обширным сухопутным. Чисто творчески - место рождения всех и всяческих соблазнов, в первую голову, натурально, плотских.

Об этом и выставка.

Слово "роман" в ее названии можно и должно понимать двояко. В более узком смысле - это пришедшие на пляж Мужчина и Женщина. Сей сюжет на выставке в полной мере присутствует. И как история взаимоотношений собственно человека и прилегающего к морю пространства. Одни приходят на пляж для того, чтобы по возможности слиться с ним (серия "Пустынный пляж"). Другие - противопоставить немым и бесстрастным песку и гальке собственную "крутизну" - в смысле золотой цепи на пузе, супермодных плавок пониже спины и фотомодельной внешности подружки под боком. Иные и в обрамлении пляжных декораций продолжают играть спектакль - как не чающие грядущих бед актеры Театра Мейерхольда на серии фотографий семидесятилетней давности.

А.Морозов. "Дисциплина везде дисциплина". 1960 г.

Основная же тема проступает из-под надписи под одним из анонимных черно-белых снимков 20-х годов (автор, судя по стилистике, - одна из героинь сей пляжной эпопеи): "Настоятельно рекомендуется: долго не созерцать мою фигуру, дабы лишний раз не волноваться воображением". Иной сноб, приученный ко всякого рода топлесс и ню на современных пляжах, поморщится брезгливо: а с чего тут, собственно, "волноваться"? И не напрасно вспомнит незабвенного Ива Монтана: он, как известно, во время первого своего визита в СССР под шумок щедро расточавшихся им комплиментов собрал поистине потрясшую весь Париж коллекцию советского нижнего женского белья.

В чем-то сноб, конечно, будет прав: трудно сразу решить, на что похожи те одеяния, в которых вынуждены были погружаться в воду наши предки - то ли на вечерние платья, то ли на шахтерские робы, то ли на зэковские спецовки (такие же полосатые!), - выставка являет все их фасоны. Но скептикам впору вспомнить покрои и фасоны тогдашних мужских и женских одежек и очень отчетливо уразуметь, что в те времена как мужчинам, так и женщинам только на пляже дозволялось скорее менее, чем более открыто демонстрировать собственные половые признаки. И если тем, кто держался иных взглядов до середины 1920-х, грозила лишь душеспасительная беседа с полицмейстером или милиционером (как коктебельскому "родоначальнику русского научного натуризма" Максимилиану Волошину со товарищи), то в более поздние времена "аморальный" купальник грозил пятнадцатью сутками ареста. За появление в "оскорбляющем общественную нравственность" виде.

...Одним словом, перспективных сюжетов - что песчинок на евпаторийском пляже. Только подними. И очень не хочется, чтобы первая "пляжная" выставка не оказалась последней в этом роде. Еще соблазнимся?

Также в рубрике:

ОДНА НЕДЕЛЯ

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА

РУССКАЯ УСАДЬБА

ПРОМЫСЛЫ

ЛИДЕР ПРОДАЖ

АГЕНТСТВО КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;