Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31 (7490) 11 - 17 августа 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесНепридуманные сказки об ИталииПутевые заметки Записала Евгения ФРАНЦЕВА
Летний сезон в Москве, даже когда в самом разгаре Чеховский фестиваль, проходит без активного присутствия столичной актерской братии. Большинство театров распущено на каникулы, большинство актеров - в отпусках. Едут кто куда, но чаще - осознанно сочетают приятное с полезным, что - в актерской привычке: наблюдать, открывать новое, пополнять свою профессиональную "копилку". Летний сезон - повод хотя бы кратко "отследить" отпускные маршруты некоторых из них. Итак, Федор ЧЕХАНКОВ, народный артист России, предпринял вояж в Италию. А он, как известно, замечательный рассказчик. Времена не выбирают...Я, конечно, не Максим Горький. Это точно. Он, бедняга, когда Россия утопала в крови и грязи революции, жил в Италии. Я, к счастью, не бедняга, но тем не менее почти как классик уезжал из России с ее неспокойной жизнью, взрывами и роком упрямо существующего чеченского ужаса. Уезжал - опять в мою дорогую Италию, в Рим. Спасибо (поверьте, это серьезно) родному правительству и лично Владимиру Владимировичу Путину за то, что все мы понемногу становимся гражданами мира. Можно без устали говорить, что жизнь стала сложной, но я своими глазами вижу полный самолет людей всех возрастов от мала до велика, и чувствуют они себя совершенно спокойно, даже, кажется, в голову не берут, что отправляются в Италию. Мы же в годы юности волновались, когда летели в Симферополь, потому что первый раз отрывались от земли. А сегодня все безмятежно направляются отдыхать в Римини, под Сорренто, на Капри. У всех в запасе - больше или меньше - евро или доллары, и никто их не прячет в складках нижнего белья. Предвижу возражения: не каждый может полететь на родину Леонардо и Рафаэля. Наверное, так. Но ведь это и не олигархи. Те, как известно, летают на отдельных самолетах. А рядом со мной - люди, которые, видимо, неплохо освоили профессию и удачно нашли место работы. И сегодня их становится все больше и больше.
Кстати, когда говорят о том, что хорошо бы вернуть нашу прежнюю жизнь, то мне хочется уточнить: прежнюю - это какую? Россию партбюро и партсобраний, на которых заблаговременно утверждались характеристики перед каждой загранпоездкой, или, быть может, возродить Северную Корею: одинаково одеться, поселиться в коммунальных квартирах и не иметь никакого понятия о мире, культуре, искусстве? Впрочем, отвлекся. Сказок рассказывать не буду, их надо выдумывать, просто расскажу то, что видел и что запомнил на этот раз. Пристанище писателя и казино "Руди"На Капри решил найти виллу Горького. Это оказалось непросто - никто не знает такой достопримечательности. В одном магазине, где покупал керамику, продавщица весьма почтенных лет оказалась дамой осведомленной. Она объясняет, я делаю вид, что понимаю, но на всякий случай прошу нарисовать план. Прохожу центральную площадь, углубляюсь в узенькие улочки, всматриваюсь в старинные арки - тщетно. Впереди меня идет старая женщина с палочкой, хорошо причесанная, заметно ухоженная. Говорю, что мне, русскому туристу, никак не удается найти виллу Горького. "Я знаю, где она. Моя бабушка была знакома с Максимом Горьким, он ее брату подарил маленькую вещицу Фаберже. Я вас проведу". Мы общаемся на какой-то невероятной смеси языков, подходим к дому, который я прошел, не заметив. Памятная доска: "Здесь жил Максим Горький. В 1910 году сюда приезжал руководитель Советского государства Владимир Ленин". Наш диалог продолжается. Спрашиваю: "Вы знаете, кто такой Ленин?" - "Да. Это один из больших сумасшедших. Их было четверо: Муссолини, Гитлер, Сталин, Ленин".
Сейчас дом писателя разбит на квартиры и называется "вилла Летица". Очень хотелось заглянуть на террасу, которая выходила на открытое море, но не удалось попасть внутрь. Думалось о том, что годы в Италии были самым счастливым периодом жизни Алексея Максимовича. На своем заброшенном райском острове он был в центре культурной жизни, каждый день приходили газеты, журналы, книги. Он любил принимать гостей, обед зачастую накрывали на 30 персон, в доме бывали знаменитые писатели, художник Бродский написал здесь свой первый портрет Горького. Рядом была Мария Андреева, приезжал сын и сажал вокруг дома цветы. Чуть позже, но тоже в Италии, классика вдохновляла Мария Будберг. На Капри он много писал: "Детство", "Жизнь Матвея Кожемякина", "Лето", "Сказки об Италии", пьесы. Тогда он вряд ли мог представить, какая страшная трагедия ждет по возвращении на Родину: смерть сына, мучительное осознание своего одиночества, груз тяжелой болезни. Как быстро все меняется! Прошло без малого сто лет, и никто уже в этих местах не знает ни Горького, ни Ленина, визиту которого как мальчик радовался пролетарский писатель. За Капри - еще два острова, один принадлежал Леониду Мясину, потом его владельцем стал Рудик Нуреев. Сейчас остров выкупили какие-то богатые бизнесмены. Купить-то купили, но не смогли добиться разрешения застроить его по своему усмотрению, избавиться от старой сарацинской башни. Счастливые владельцы хотели бы открыть на острове казино "Руди". Оно, естественно, пользовалось бы большим успехом. Рим балетный
В июле в итальянской столице проходил Международный конкурс балета. Его инициатор - директор Римской академии танца Маргарита Парилла, бывшая прима-балерина Римской Оперы. Она начала свой путь с "Золушки", которую поставил Жарко Пребил, замечательно станцевала и сыграла Мачеху. Потом исполняла главные партии в "Лебедином озере" и "Жизели", "Дон Кихоте" и "Раймонде". Майя Плисецкая в бытность своего директорства в Римской Опере очень ее любила, справедливо считая яркой личностью. По мнению Маргариты, Рим без балетного состязания жить не может, потому и был придуман конкурс "Премия Рома", на эмблеме которого - Майя Плисецкая. Он проходит в четвертый раз и имеет любопытные особенности. Например, члены жюри и председатель - фигуры сменные. Сама Парилла никогда в состав жюри не входила - считает, что это неприлично. Если танцует ученик члена жюри, то педагог его выступление не оценивает. На первом конкурсе жюри возглавлял Владимир Васильев, на втором - легендарный французский танцовщик Жан Бабиле, на третьем - знаменитый югослав Милорад Мишкович. Председателем нынешнего была Екатерина Максимова. (В будущем планируется пригласить Юрия Григоровича и Наталью Макарову.) Членов жюри было тоже четверо: Елена Трайлин, танцевавшая в Парижской Опере; датский критик Эрик Асшенгрен; из Лиссабона приехал Жорж Гарсиа, солировавший во многих труппах мира, и Джулия Мун - этуаль театра Южной Кореи. Конкурс проходит по двум возрастным группам: юниоры (до 18 лет) и синьорас (от 18 до 25). Танцевали представители Франции, Чехословакии, Румынии, Англии, России и, конечно, много итальянцев. Италия переживает не лучшие "балетные" времена - школы миланской Ла Скала, Римской Оперы, Римская академия, к сожалению, сильных танцовщиков не выпускают. Последняя звезда - Роберто Болле, и итальянцы им безумно гордятся. Римская академия танца находится в фешенебельном и привилегированном районе, на знаменитом холме Авентино. Интересна ее история. Когда-то, в середине 20-х годов прошлого столетия, русская женщина Евгения Петровна Борисенко, 1902 года рождения, объявилась в Риме. За ней, молодой красавицей, в детстве увлекавшейся модным танцем босоножек, ухаживало немало власть имущих. Она, безумно влюбленная в балет, и организовала академию в Риме: выбрала потрясающей красоты место рядом с древними развалинами, пробила разрешение на постройку и взяла псевдоним - Ия Русская. Имя этой удивительной женщины помнят, ее скульптурный портрет украшает вход в академию. В наши дни заниматься танцами сюда приходят с разными целями: кто-то обрести профессию, другие, чтобы похудеть и просто научиться двигаться. Действительно, лучше пусть танцуют, чем носятся целый день на мотоциклах и принимают дрогу. В академии я бывал и раньше, здесь преподает мой друг Жарко Пребил, которого я называю русским югославом итальянского разлива. В Италии он, пожалуй, главный профессор по классическому танцу. Я шел по длинному коридору в кабинет директрисы и видел на стенах цветные литографии, которые я подарил Жарко Пребилу: Павловой, Карсавиной, Преображенской, Трефиловой, Гельцер, а в кабинете учебной части - два интересных рисунка Виктора Дувидова "Марина Семенова на репетиции в Большом театре". Эти авторские работы - тоже подарок Жарко к юбилею, который был отмечен высокой наградой президента за вклад в развитие искусства. Но вернемся к конкурсу. Каждый участник вносит 60 евро, еда и проживание - за счет конкурсантов. Пять русских участников разместили в недорогом монастырском общежитии около знаменитой церкви Санта-Мария Маджоре. На конкурсе нет разделения на модерн и классику и количество наград ограничено: только три премии в группе юниоров и три - в синьорах. Конечно, набор классических вариаций традиционен: "Эсмеральда", "Пахита", "Дон Кихот", "Корсар". Этим я наелся, пожалуй, на год вперед, незадолго до поездки отсмотрел два тура московского конкурса. Многие современные номера оказались довольно интересными. Отдельный рассказ - о месте действия. В саду академии с невероятно красивыми пальмами строится летняя сцена с колоннами и задником, подмостки накрывает шатром зелени могучая пиния, а места для зрителей поднимаются амфитеатром. Здесь проходит последний перед каникулами школьный спектакль, который посещают родители и спонсоры. Туры начинались вечером, но жара не спадала. Альтернативной площадки не было - залы в самой академии маленькие и пойди дождь - перенести конкурс некуда. При появлении жюри никаких возгласов и скандирования не наблюдалось, но каждому доставалась дань аплодисментов. Они становились громче, когда представляли Екатерину Максимову. Катя скромно движением руки останавливала овации. "Катя" - это не амикошонство и не панибратство - ее называю так не только я, знакомый с ней с 1957 года, когда она выпускалась из хореографического училища, а я был первокурсником Щепкинского. Максимову и Васильева называет Катей и Володей весь мир. Бывшая прима-балерина Варшавы и бывший премьер Праги сказали в один голос: "Какие вы счастливые, что у вас есть такие артисты". Похоже, мы этого счастья не осознаем. Будут другие танцовщики, быть может, техничнее, быть может, сильнее, но такого сочетания артистической и человеческой индивидуальности не повторится. Никогда. Зрители постоянно спрашивали, когда придет Володя, которого они видели на жеребьевке. Но он, похоже, на нынешний момент главным в своей жизни считает живопись. Васильев оторвался от этюдов только на третий тур. Папы и мамы шептали малолетним чадам, чтобы те запомнили живую легенду нашего времени, имя которой "Катя и Володя". Скромность римского конкурса и его организаторов проявлялась и в званых ужинах для членов жюри. Маргарита не тратит денег на показуху и усладу утробы. Конечно, макароны, доброе красное вино, которое пьется с водой, куски сыра пармиджано и фрукты. Таких приемов, которые закатываются у нас, нет. Скромен в сравнении с другими конкурсами и премиальный фонд - всего 9000 евро. Итальянцев в жюри не было, их не оказалось и среди лауреатов. Хотя в юниорской группе запомнилась Петра Конти из Римской академии и Мацео Витта из школы Ла Скала. Но Парилла считает, что "тащить" своих просто неприлично. Победителями в младшей группе стали американец Ян Вален, танцевавший с хорошими манерами. Надо сказать, как только появлялся танцовщик осмысленный, было ясно, что он имеет отношение к русской школе: учился в России или занимался с русским педагогом. Заразительная 16-летняя Аня Окунева из Московского училища, которая выглядит лет на 12, не больше, завоевала серебро и стала любимицей публики. Третья премия досталась Илье Куну - украинскому мальчику, чья многодетная семья несколько лет назад эмигрировала в Италию. С неистребимым акцентом он отвечал на вопрос, как он распорядится полученными деньгами: "Помогу братьям и сестрам и съезжу во Львов к бабушке и дедушке - они очень волнуются". Илью, танцовщика модерн-танца, хотят пригласить в школу Элвина Эйли. В старшей группе торжествовала русская школа: сильная Мария Кочеткова, которая танцует в Англии, виртуозка Сюзанна Мкртчян, работающая в Германии, и Мария Богданович из Большого театра. Если бы головокружительные пируэты Сюзанны видела падкая на трюки Москва, зал бы взревел от восторга. Так же как и от вариации из Па де де Обера в исполнении Богданович, хотя я помню, как блистательно танцевали ее Иветт Шовире и Татьяна Таякина. Термы КаракаллыРаньше здесь были бани, где отдыхали после походов, крепли душой и телом воины армии Цезаря. В наше время руины Каракаллы встречали летние сезоны Римской Оперы. Лет семь назад представления отменили, считая, что от сильного звука все-таки что-то разрушается, и Сезоны переехали на виллу Боргезе. В нынешнем году термы Каракаллы вернули себе свой музыкальный статус. Спектакли проходили на фоне тех же развалин, но все же сцену немного отдалили от знаменитых колонн. Показывали "Ромео и Джульетту" в хореографии Жана Кристофа Мелло театра Монте-Карло. Величественные развалины не нуждаются ни в каком оформлении. Если бы на этом фоне без декораций Вильямса, но в костюмах показали спектакль Лавровского "Ромео и Джульетта", - был бы триумф. На Гала в Большом театре, посвященном 100-летию со дня рождения хореографа, я еще раз убедился, что это за великий спектакль двадцатого века, пожалуй, единственный, соответствующий музыке Прокофьева! Что касается "Ромео" французов, то это талантливый модерн, хотя балерины танцуют на пальцах. Естественно, есть судьба, рок, который предвидит, что встреча юных героев не принесет ничего хорошего. Поэтому "он" все время пытается встать между героями, словно предупреждая о беде. Труппа довольно грамотная, хороший свет, точные детали, бело-черная гамма. Красный возникает два раза: кровь на рубашке Меркуцио и алая лента, которую вытащит из корсета Джульетта, когда поймет, что Ромео мертв. Потом шли "Аида" и "Мадам Баттерфляй". Закроет сезоны "Лебединое озеро", и первые спектакли станцуют Светлана Лунькина и Андриан Фадеев. Так что термы Каракаллы зажили новой жизнью. Пескара и АццориПескара - небольшой курортный город на адриатическом побережье - тоже имеет свой танцевальный конкурс. Строго говоря, это никакой не конкурс, а неделя мастер-класса, куда устремляются все, кто хочет позаниматься классикой, модерном, фламенко и даже степом. К закрытию готовят Гала-концерт, на котором выступают все учащиеся без исключения. Ведь приезжают родители, чтобы посмотреть, чем занимались дети и за что они платили деньги. Но самое главное, что в Пескаре вручается премия Аццори - на этот раз ею наградили Владимира Васильева. Премия носит имя девушки, ее учредившей. На вид ей лет 18, я был удивлен, когда узнал, что родилась она в 1972 году. Она появилась на свет безрукой, и вся чуткость и выразительность рук перешла в ноги. Симона Аццори все, с чем мы справляемся кистями рук, делает ступнями поразительно красивых ног. Даже с завидной скоростью ловко набирает номера на мобильнике. Для нее Васильев - бог танца, высшее достижение двадцатого века. Симона не могла поверить, что когда-нибудь увидит своего кумира. На сцене она от волнения потеряла дар речи, зато Володя легко и свободно говорил на поэтичном итальянском языке. Симона подарила ему картину, на которой изображен его Спартак, и наверху, под рамой, нога, которой эта картина и написана. Симона очень популярна в Италии. И не столько из-за своего недуга, сколько из-за потрясающей открытости, отсутствия грусти и разочарования вопреки врожденному несовершенству. Столь же радостны и ее родители, сопровождающие неугомонную талантливую дочь по всему свету: она читает лекции, открывает персональные выставки, танцует номера, которые ей поставил артистический директор конкурса в Пескаре Паоло Лонди. Он когда-то занимался у Бежара и Форсайта, но, поняв, что блестящей карьеры танцовщика ему не снискать, создал небольшую труппу в Пескаре и балет в Сантьяго (Чили). На заключительном концерте Васильева приветствовали долгими овациями. Среди гостей была итальянская прима-балерина Лучана Савиньяна, танцевавшая с Васильевым в "Греке Зорбо" Лорки Мясина на сцене "Арена ди Верона". В этот же вечер премию получила знаменитая 82-летняя итальянская критикесса Виктория Оттоленги. Гала завершился после полуночи, и мы, конечно же, отправились есть макароны и пить красное вино... Наконец, вернулись в раскаленный жарой Рим, обеспокоенный лондонскими событиями. На экране телевизора шли дебаты по поводу того, что следующий удар террористов будет направлен на Рим, что Ватикан не тронут, потому что Папа был против войны в Ираке. В глазах римлян испуг и паника, у пассажиров метро проверяют сумки, у Колизея не продают привычных сувениров и маек, не слышно русской речи. И только вездесущие японцы не боятся ничего: обливают головы холодной водой и бегут к фонтану Треви. Спешу туда и я, чтобы бросить в его воды монетку и вернуться в этот дивный город. Максим Горький, он же Буревестник, был прав, написав знаменитые "Сказки об Италии", потому что сама Италия - самая непостижимая, нескончаемая, таинственная, волшебная, романтичная, уникальная сказка нашей планеты. До конца рассказать ее, насладиться ею и ее постигнуть невозможно, но, может, и не надо, ведь это - Италия, единственная и неповторимая. Также в рубрике:
|