Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 40 (7499) 13 - 19 октября 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

АЛЕКСЕЙ КОЗЛОВ: "Жизнь еще не прожита, а всем довольны только дебилы"

Беседу вел Аркадий ПЕТРОВ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


А.Козлов

Один из самых известных джазменов на всем постсоветском пространстве Алексей КОЗЛОВ отмечает юбилей. Человек амбициозный, он всегда стремился к смене стилей, к новым композиторским технологиям: от классического мейнстрима и бопа переходил к хард-бопу и авангарду, от джаз-рока - к брейк-дэнсу и постмодерну. Если в джазе или родственных ему жанрах возникало что-то новое, можно было быть уверенным, что Козлов вскоре освоит эти приемы. Его нынешняя группа по-прежнему именуется "Арсеналом", хотя это совсем новая, уже восьмая по счету версия. 23 октября он выйдет с ней на сцену Светлановского зала Дома музыки и сам поведет юбилейный вечер, рассказывая о себе и этапах своей музыкальной карьеры.

    

- Сыграли ли какую-либо роль для вас годы учебы, проведенные в Архитектурном институте, а затем работы в Институте технической эстетики? И повлияли ли архитектурное мышление и техническое конструирование - я помню, как вы придумывали совершенно фантастические по дизайну часы - на ваше становление как музыканта и композитора?

- Не будь этих прекрасных лет, проведенных в МАРХИ и ВНИИТЭ, я не получил бы тех знаний, того опыта общения с редкими людьми - такими, как философ Щедровицкий или искусствовед Голомшток, - которые помогли мне в будущем преодолеть профессиональную музыкантскую "зашоренность".

    

- Еще одно воспоминание прошлых лет: стоявший когда-то под вашей кроватью чемодан, набитый пластинками 30 - 40-х годов - фокстротами, танго...

- В 1945 году начали возвращаться с войны отцы соседских ребят. Они привозили трофейные пластинки - немецкие фокстроты и американские джазовые записи. Так я впервые услышал Глена Миллера и Бенни Гудмена, тогда я и начал собирать все, что относилось к джазу, - в первую очередь записи оркестров Утесова, Цфасмана, Рознера и Варламова. А ближе к окончанию школы, году в 1951-м, у меня в коллекции появились и американские пластинки, которые я доставал всеми правдами и неправдами.

    

- Какую роль сыграл в вашей джазовой карьере московский Фестиваль молодежи и студентов 1957 года?

- Повлиял на мою дальнейшую жизнь кардинально, хотя я его практически не видел, проведя все дни с британским квинтетом Джефа Эллисона, работая "под англичанина" и таская их инструменты, лишь бы услышать, как они играют. Первые уроки игры на саксофоне мне дал тогда баритонист Джо Темперли.

    

- А почему на саксофоне?

- Потому что именно саксофон я нашел в подвале Архитектурного института и получил его под расписку. Дальше - все осваивал на слух, самостоятельно. Моим кумиром в те годы был Джерри Маллиган. Естественно, старался ему подражать.

    

- В 1962 году ЦК комсомола командировал группу джазменов на фестиваль "Джаз-джембори" в Варшаву. Как вас там приняли?

- Для меня стало откровением то, как играли польские музыканты. Я понял, что сперва надо научиться играть, как они, а потом уж думать об Америке. Все "шапкозакидательские" настроения испарились. А для зарубежных музыкантов наше выступление тоже было шоком: они не предполагали, что в СССР вообще знают о существовании джаза. Знаменитый американский трубач Дон Эллис потом писал в журнале "Даун-бит" о гитаристе Коле Громине: "Это исполнитель народных блюзов, который учился у Прокофьева..."

    

- Что привело вас в стан исполнителей "нового джаза"?

- На фестивале "Прага-65" впервые услышал джазового авангардиста трубача Дона Черри. Потом стал слушать записи других мастеров музыки free. Мой звук, в частности, сформировался под влиянием Орнетта Коулмана. В 1968 году собрал квартет с Пищиковым, Васильковым и Маркиным. Группа была сильная. Мы играли атональный и модальный джаз в стиле Орнетта Коулмена и Джона Колтрейна. Выступали в кафе "Печора". Помню, что московские джазмены называли нашу музыку "собачатиной". Мы только посмеивались, сознавая свое превосходство.

А потом заразился джаз-роком. В 1971 году съездил в Венгрию на джазовый фестиваль, оформившись как турист. И вот там, в студенческом клубе, я впервые услышал первый состав джаз-рока: оркестр "Бергенди". Я даже сыграл с ними одну тему - "Judy Grind" Хорэса Сильвера. Почувствовал нечто совсем непривычное, играя с бас-гитарой, электрогитарой в совершенно новых для меня ритмах. Вернувшись в Москву, приступил к поискам музыкантов для собственного джаз-рок-ансамбля.

    

- Будущего "Арсенала"...

- Музыкантов, умеющих играть по нотам и любящих такую музыку, удалось обнаружить не сразу: джазмены с негодованием отказывались играть ненавистный им рок. Пришлось поискать в среде хиппи. Там нашлись и талантливые вокалисты - Мехрдад Бади, Олег Тверитинов, Тамара Квирквелия. Первые же концерты навели такую панику на представителей власти, что мы сразу ушли "в подполье".

    

- Однако "Арсенал" все же стал штатной группой Калининградской филармонии...

- Не сразу. Нас взяли на работу только в 1976 году, когда наш друг Алексей Баташов привел в подвал, где мы репетировали нашу версию рок-оперы Уэббера "Иисус Христос - суперзвезда", Андрея Макарова, директора Калининградской филармонии. Макаров сразу понял, какой успех нас ждет с таким репертуаром. Через полгода мы стали официальным составом и начали ездить на гастроли. Исполнение рок-оперы сделало нас легендарными в молодежной среде. Зато власти не могли нам простить ни джаз-рокового репертуара, ни религиозной тематики. Вплоть до конца 80-х годов нам всячески перекрывали кислород.

В 1980 году Министерство культуры впервые рискнуло послать нас за рубеж - на фестиваль в Западный Берлин. Поехали мы и Трио Вячеслава Ганелина. И здесь я впервые ошибся в выборе репертуара. Имея в запасе композиции Прокофьева, обработки народных тем и целый ряд собственных пьес, решил, что для западной публики лучше сыграть что-то знакомое, "фирменное". И промахнулся. Я не подозревал, что в Германии тогда были сильны антиамериканские настроения и что на предыдущем фестивале публика освистала дуэт Чик Кориа - Хэрби Хэнкок. Нас не освистали, но пресса писала о нас с прохладцей. Зато Трио Ганелина прошло с огромным успехом. Это и привело к "эволюционным процессам": от "фирмы" - к собственной музыке, от понимания музыки как цели - к использованию ее как средства в достижении других целей, более общего социокультурного характера. Мы стали все чаще обращаться к музыке композиторов-классиков, исполняя джазовые версии тем Бородина, Равеля, Форэ, Прокофьева. Отошли от джаз-рока: новые работы были в стилях брейк-дэнс, нью-эйдж, электро-поп, "новая волна". Увлекались театрализацией, перформансом. Из "Арсенала" постепенно исчезали духовые (кроме моего саксофона). Вскоре не стало и вокалистов.

    

- Какую музыку вы играете сегодня и что будет завтра?

- Тянет к постмодерновой эклектике, к неожиданным стилистическим поворотам - не в рамках одной программы, как это было раньше, а в пределах одной композиции. Надоело быть серьезным. Хочется сюрреалистического глумления, которое соседствовало бы с трепетным отношением к высоким образцам ушедшей культуры. Отсюда и все проекты: с Хью Уинном - американским вокалистом, поющим "сладким джаз" 20-х, с певцом Валерием Каримовым, с "АРС-Нова Трио". Все это я называю "андеграундом ХХI века" и горжусь, что вновь оказался в подполье.

    

- Как вы относитесь к фразе "А Козел на саксе", которая вошла в отечественный фольклор? Она, если не ошибаюсь, попала в пьесу Славкина "Взрослая дочь молодого человека"?

- Это не совсем так. Фразу эту вообще придумал режиссер Марк Розовский, написавший маленький скетч для артиста Александра Филиппенко. Саша и разнес повсюду это выражение. Когда в 1998 году издательство "Вагриус" выпустило томик моих воспоминаний, оно предложило - для коммерческого успеха - озаглавить книгу именно так.

    

- Жизнь прожита удачно?

- Жизнь еще отнюдь не прожита, а всем довольны только дебилы.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;