Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 40 (7499) 13 - 19 октября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноЭкстремальный проект"Амурская осень" в Благовещенске Вячеслав СОКОЛОВ
Фестивальный сезон подходит к концу. И завершают его сразу четыре киносмотра, вполне вписывающиеся в географическое определение "Евразия", хотя не в одной географии тут дело. Кино, как и культура в целом, не может существовать обособленно, тем более на территории некогда единого государства. Все мы связаны одной цепью, оказываем влияние друг на друга, присматриваемся к соседям, не всегда находим общий язык, но от этого не становимся менее интересны коллегам по цеху. Евразия была и есть перекресток культур, а наши различия - точки сопряжения. Почти две недели в Амурской области проходил III Открытый кинофорум "Амурская осень". Наверняка это один из самых сложных наших фестивалей. Один только восьмичасовой перелет московского десанта в Благовещенск стоит немалой крови. В этом году к доставке кинематографистов и фильмов прибавилась едва ли не сотня участников антрепризных спектаклей с декорациями. Все это требует колоссальных расходов, выматывающего составления гастрольного графика с учетом личных расписаний актеров, которые в начале осени чрезвычайно заняты на съемках, так что выкроить несколько дней для участия в фестивале для многих - дело нереальное. Но все же удалось заполучить звезд, которые прилетали исключительно со своими спектаклями и творческими вечерами, а не просто так, кинофестиваля ради, - и это проблема не одной только "Амурской осени". Вывезти работающих популярных артистов фестивалям становится все труднее. Самое отрадное для Благовещенска то, что народ наконец-то в кино пошел. Если на первом фестивале в зрительном зале бывало иной раз не больше двух-трех десятков зрителей, то теперь собирались полные залы. А уж о спектаклях и творческих вечерах и говорить не приходится. На них билеты разошлись еще в августе. Публика в Благовещенске, конечно, очень благодарная и доброжелательная. Ей иногда бы следовало быть построже, поскольку отечественная антреприза, представленная тут во всей своей красе и в отдельном конкурсе, иной раз поражала своим откровенным бесстыдством. Мало-мальски известный артист благодаря одной только своей узнаваемости мог рассчитывать на часто совсем уж неоправданный успех. Жюри во главе с Юрием Яковлевым требовалось терпение, чтобы только просмотреть весь этот неравноценный, а то и залежалый товар. Как потом признавались и сам Юрий Васильевич, и Лариса Малеванная, входившая в состав жюри, хотелось крикнуть своему брату артисту: "Ну давай же!" Но оба они утверждают, что, несмотря ни на что, не все в антрепризе так уж плохо, случаются и открытия, а конкурс и жюри - все-таки две вещи совместные. Главный приз в итоге достался спектаклю "Ленинградский романс" по пьесе Арбузова "Мой бедный Марат". Отмечен также спектакль Татьяны Догилевой "Не отрекаются любя" призами за актерские работы - Бориса Щербакова, Екатерины Васильевой, самой Татьяны Догилевой. Этот спектакль хотя бы отличал актерский азарт. Декорации, конечно, из серии - "стол и пара стульев". Лариса Малеванная говорила о том, что если антреприза - явление антихудожественное, то это не искусство, а если все-таки искусство, то почему бы ее не судить. Хотя и призналась, что несколько раз ей хотелось выбежать из зала и стукнуть кулаком. Но что делать в сложившейся ситуации, актерам надо играть, ведь талант, как говорил еще Товстоногов, как сухофрукт, он имеет обыкновение усыхать от неупотребления. Несмотря на то что наибольший спрос в Амурском крае имеют встречи с живыми артистами, то есть спектакли, творческие вечера, для устроителей Кинофорума кино остается важнейшим из искусств. На этот раз программа выстроилась разножанровая и разнообразная. На все вкусы: от "180 и выше" Александра Стриженова, "Попсы" Елены Николаевой до "Арье" Романа Качанова и "Апокрифа: музыки для Петра и Павла" Адель Аль-Хадада. Но говорить об элитном кино и культурном лоске, ощущении столичности в благовещенском зале вслед за одним из членов жюри все-таки более чем заблаговременно. Почти все из фильмов - участников "Амурской осени" в разное время были отрецензированы на страницах "Культуры". Стоит, пожалуй, особо остановиться на фильме Олега Степченко "Мужской сезон. Бархатная революция", своего рода экранизации одноименной книги Александра Карпова. Премьера, а точнее, бизнес-показ картины, прошла в Лос-Анджелесе совсем недавно. Фильм идет по кинотеатрам страны и в Благовещенске собрал полный зал. Все время в разговоре о фильме всплывала аббревиатура ФСБ, говорят, что вроде бы на деньги этой серьезной организации и снималось кино. Степченко это отрицает, но как-то неубедительно. Снимали в Кении, Чехии, США, Украине, Германии и России - с размахом. Разбили наверняка не одну машину. "Мужской сезон" довольно массированно пиарился, устраивались какие-то многолюдные презентации, в том числе и во время "Кинотавра" в Сочи. Между тем картина оставляет какое-то странно-смутное ощущение. Понятное дело, что "вся наша жизнь - попса", как скажет сценарист одноименного фильма Юрий Коротков. Понятное дело, что сознание у народа, выражаясь уже избитой фразой, клиповое. Но все же странно делать художественную ставку именно на это. Олег Степченко говорит, что молодежь его фильм сканирует, не задумываясь, потому что она так живет. На нее, так называемую компьютерную молодежь, и ориентирован фильм, и по словам режиссера: "Все мы ищем новый язык, потому что события развиваются стремительно и надо достучаться до зрителя". Зритель на "Бархатную революцию" в Благовещенске откликнулся сдержанно. Мнимые цели, мнимые герои - чего от этого ждать. Отличная была идея проведения в Благовещенске мастер-классов силами преподавателей ВГИКа. Они состоялись, но собирали минимальное число людей. Кто уж в этом виноват, неизвестно. То ли организаторы мероприятия недоработали, то ли такова сила инертности молодых благовещенцев - все затевалось ведь для них. Правда, мастер-класс Кшиштофа Занусси собрал хоть и небольшой зал краеведческого музея, но зато полный и заинтересованный. В рамках Кинофорума была запланирована программа китайских фильмов, но в последний момент их копии не пришли, поступили только извинения. Работать с китайской стороной непросто, никогда нет уверенности в том, что задуманное и проговоренное исполнится. В Харбине, где Кинофорум продолжил свою работу после основных конкурсных показов в Благовещенске, планировался Русский экстремальный проект. Спортсмены-бейсеры должны были осуществить прыжки с высоких точек этого города, а прыгают они с мостов, телебашен и высотных домов, но в конце концов не получили разрешения на проведение своего шоу. Но все эти временные трудности, похоже, не ослабляют энергии президента "Амурской осени" Сергея Новожилова, который совершает буквально титаническую работу для того, чтобы преодолеть все препятствия. Китайские спонсоры на этот раз подвели, зато администрация Благовещенска и Амурского края оказывала всяческую поддержку, не забывали и московские, и дальневосточные спонсоры. Кстати, о трудностях. Гостиницу "Зея", в которой разместили гостей и участников Кинофорума, трижды "минировали". Вначале позвонил ребенок, родителей которого потом оштрафовали. Затем в трубке звучал голос хоть и молодого, но вполне взрослого человека. Найти его не удалось. Каждый раз на место мнимого взрыва выезжали сотрудники МЧС с собаками, людей из гостиницы выводили. Так что "развлечений" самого разного толка хватало всем. Пребывание в Китае - тема особая. И это одно из самых незабываемых событий фестиваля. На железнодорожном вокзале Харбина, города с трагичнейшей русской судьбой, до сих пор имеется огромная картина, напоминающая о минувших днях, - небольшая православная церковь и одинокий трамвай на заснеженной улице - вполне русский пейзаж, ныне мало напоминает о былом русском присутствии. Кинематографисты посетили русское кладбище, которое, как и три года назад, находится в запустении. Несмотря на то что собирались пожертвования и теперь инокиня Ольга (Гобзева) собирала подписи под очередным письмом в знак поддержки этого последнего оплота русских людей в Харбине, воз и ныне там. Средства, пусть и небольшие, выделяются, но никто за кладбищем не ухаживает. Вот и пришлось нашим актрисам пучками травы сметать пыль с надгробий со слезами на глазах. Побывали кинематографисты и на так называемом русском острове, где открылась выставка благовещенского художника Александра Тихомирова, работающего в необычном направлении, называемом "оконописью", - на старых ставнях он темперой воспроизводит религиозные сюжеты. Прорываться на китайскую территорию российскому искусству по-прежнему трудно. Но если ничего не предпринимать, то ничего и не будет. Также в рубрике:
|