Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 40 (7499) 13 - 19 октября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеДети в подвале играли в гестапо, зверски замучен..."Донкий Хот" Сэр Вантеса в постановке Дмитрия Крымова ТЕАТРСветлана ХОХРЯКОВА
В Пятой студии на Поварской, в Театре "Школа драматического искусства", представляют коллективное сочинение студентов Дмитрия Крымова под странноватым названием "Донкий Хот" Сэр Вантеса. Среди действующих лиц - собственно Донкий Хот, поющие и рисующие карлики и просто карлики в исполнении будущих художников, проходящих обучение в РАТИ, и одной-единственной актрисы Анны Синякиной, знакомой внимательной публике по фильмам "Дни полнолуния" и "Ворошиловский стрелок" и предыдущему спектаклю Дмитрия Крымова на темы "Короля Лира". Юные художники, выходящие на сцену, изготовили костюмы, в которых сами же и появляются, странноватую бутафорию и реквизит. Вначале они методично и долго высыпают ароматную древесную стружку на сцену, кто из рукавов, кто из головы и шапок, кто из бархатной собаки типа "такса", застегнутой на "молнию". Они сами рисуют на белых картонных щитах город и унитаз. Чтобы затем в унитазе смыть все те книги, которыми забита голова несчастного Дон Кихота, напичкавшего себя никому ненужными и злополучными рыцарскими романами, от которых одно лишь затмение ума и "мрак невежества". А на крышах маленьких рисованных домиков они укрепят небольшие деревянные счеты, и те закрутятся, словно мельницы. Такое простое решение, но так это здорово придумано, безыскусно и весело. Браво! Среди использованных текстов, которые почти и не звучат, а работают на уровне мысли, - завещание Дон Кихота - Сервантеса, "Записки сумасшедшего" Гоголя (вот уж воистину все в этом спектакле и мире - эти самые записки), "Акт медицинского освидетельствования следственного заключенного Ювачева-Хармса Даниила Ивановича" врачами отделения судебно-психиатрической медицины тюремной больницы (г.Ленинград, ул.Арсенальная, 9). Полная клиника, что и говорить. Дмитрий Крымов, кажется, нашел себя и, несомненно, свою театральную площадку. После "Недосказок" и более чем изощренной версии бессмертной пьесы Шекспира "Король Лир" он открыл для себя вслед за Гоголем, что Китай и Испания - совершенно одна и та же земля, которые по невежеству принимают за разные государства. Его "Донкий Хот" и"Дон Кихот" Сервантеса - одна и та же территория, препарированная умелой рукой и какой-то беспробудной, бездонной фантазией. Остается только поражаться тому, как все-таки работает мозг истинного художника. Нормальный человек в трезвой памяти такого и вообразить себе не сможет. А уж как увидит, так только ахнет, как же своим умом до очевидных вещей не дошел. На весьма тусклом театральном небосклоне наших дней полеты Крымова, по меньшей мере, удивительны, и спектакль, идущий практически без слов, поражает своей оригинальностью и свежестью мыслей и чувств, которые, однако, слегка ошарашивают привкусом чего-то садомазохистского. Ясно же, что нет места на земле беднягам-романтикам вроде Дон Кихота. Донкий Хот - это двое в ларце, один человек, сидящий на шее другого, длиннющий, словно на ходулях, то ли Росинант под ним, то ли верный оруженосец Санчо Панса - бог весть, да и не в том дело. Мотается этот шланг по белу свету и заканчивает свой путь земной в виде гигантской тряпичной куклы, которую выкладывают перед публикой вдоль несуществующей рампы. Молодые ребята, практически дети, подвергают несчастного и еле живого Рыцаря Печального образа всяческим испытаниям, сублимируют его, как только в голову придет, стригут ему ногти гигантскими кусачками, а затем волосы, разве что не доводят до жидкого состояния. Но до бесплотного доводят. И летает это чудо-юдо, напоминающее отошедшую душу бедного идальго, на шестах, над нашими головами, бьется о стены и не находит приюта. А до того бренные останки Дон Кихота, словно останки какого-нибудь мамонта, изучают, возложив на стол, препарируют, как в морге, вскрывают череп, извлекая на свет божий всю ту муру, которой напичкана его бедная голова и которая свела его с ума - книжки, Росинанта, Дульсинею. Теневой театр создавал Арсений Эпельбаум. Получилось весело, пронзительно и грустно, что так и хочется зарыдать над останками странствующего рыцаря. Вот и при своей литературной жизни Дон Кихот не раз и в разных ситуациях пытался вопрошать, куда же его влекут и чего хотят от него. А теперь на останках того, чем он был, опять пляшут, пытаясь задавать проклятые вопросы, которые по-прежнему витают в воздухе. Благодарят создатели спектакля одним списком и администратора театра, и Мориса Равеля с Альфредом Шнитке, музыка которых звучит в спектакле, и Диего Веласкеса. Студенты обожают, особенно в титрах своих фильмов, благодарить пап и мам, девушку сердца, а то и просто незнакомку, вынесшую кувшин молока. Студентам все позволено, и длится этот сказочный период недолго, надо ловить момент, который никогда потом не повторится. А для учеников Дмитрия Крымова такого рода опыты - просто дар небес, кому еще и когда доведется испытать такое. Также в рубрике:
|