Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 40 (7499) 13 - 19 октября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияКина не будетв российских селах в ближайшие пять лет КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКААнна МАРТОВИЦКАЯ Признаться, эта выездная коллегия Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ произвела двойственное впечатление. Вроде бы все знают, что современное российское кино идет в авангарде отечественного искусства: и деньги в этой сфере вертятся немалые, и успехи случаются наиболее громкие. Но министерские коллегии проводятся не для того, чтобы похвалиться достижениями: их главный смысл в получении дополнительного финансирования, а потому руководство Федерального агентства по культуре и кинематографии бросило все усилия на поиски слабых мест в нашей киноиндустрии. И таковых оказалось немало. Александр Голутва, курирующий как раз вопросы кинопроизводства и кинопроката, отметив, что с 1996 года объем валового сбора киносети вырос более чем в 25 раз (только в прошлом году, например, на кинопоказе страна заработала 262 миллиона долларов США), перешел к проблемам. Сегодня кино бьет ключом только в самых крупных городах России: из 830 построенных современных кинотеатров лишь несколько процентов приходится на регионы, об охвате кинематографом российского села и вовсе не скажешь. Чего стоит хотя бы такая цифра: 54 процента современных кинозалов обслуживают всего 19 процентов населения. При этом 55 процентов населения - жители малых городов, поселков и сел - в ближайшие пять лет могут даже не рассчитывать на качественный показ. Не достигла должного уровня и привлекательность инвестирования в российское кино. Пока риски вложений, увы, совершенно неприемлемы для частных инвесторов. В частности, большинство национальных фильмов выходит в прокат очень ограниченным числом копий, на которых не заработаешь. Хромает и законодательство, в принципе никак не защищающее тех, кто готов вкладывать деньги в кинопроцесс. Кстати, после пресловутой административной реформы ситуация стала только хуже: теперь региональные бюджеты не могут финансировать расходы, связанные с созданием и продвижением отечественных фильмов. В законах отсутствует также положение о возможности создания в субъектах РФ госорганов управления кинематографии. Еще один наглядный пример последствий административной реформы явил собой Николай Ершов, в недавнем прошлом генеральный директор государственного унитарного предприятия "Хабаровский краевой киновидеопрокат". Именно в этом качестве его пригласили на коллегию, однако когда он садился в самолет, он уже был директором объединенного предприятия "Киноцирк". Так что не только с филармонией в нашей стране объединяют кинотеатры (как это случилось в Архангельске, о чем наша газета писала летом). А вот как это отразится на кинопрокате (между прочим, Хабаровск до сих пор был региональным лидером по организации кинопоказа), остается только догадываться. Среди прочих, но не менее досадных проблем - фактическое отсутствие проката наших фильмов за рубежом и пиратство, которое, по оценке Александра Голутвы, составляет около 80 процентов выпускаемых видеокассет и DVD. Один из выступавших после основного докладчика, правда, припомнил опыт "Первого канала", которому удалось притормозить распространение пиратских копий "Ночного дозора" на несколько месяцев. То есть знают, с кем договариваться, и умеют это делать, - сделал несложный вывод оратор. Уместен вопрос: почему же это не делается постоянно? А вот и другой вопрос: какова истинная прибыль от пиратства тех, кто якобы от него страдает? Но коллегия Министерства культуры и массовых коммуникаций вряд ли может ответить на подобные вопросы. Наше слабое место - и крайняя скудость репертуара. Вот немного статистики: из 226 фильмов, получивших прокатное удостоверение на период до 1 октября этого года, 85 - производства США, 74 - России, 22 - Франции, по 7 - Великобритании и Германии. Остальные - один-два фильма. В общем, российскому киноману разнообразие только снится. Президент Гильдии кинокритиков Виктор Матизен поинтересовался у Александра Голутвы, какой процент дотируемых министерством фильмов имеет успех в прокате или получает высокую оценку на фестивалях. Александр Алексеевич отпираться не стал: брака много (Роскультура финансирует в среднем 100 фильмов в год, а о количестве истинных удач из этой сотни каждый зритель может судить самостоятельно), но это абсолютно нормальная ситуация. Производство кино - всегда риск, поэтому и без господдержки пока не обойтись. Резюме: добиться хотя бы 20 процентов вложенных в кино средств удастся, но к 2010 году, поэтому до этого срока нужна специальная ведомственная программа. И такой документ разработан будет. Соответствующее поручение на коллегии было дано лично руководителю Роскультуры Михаилу Швыдкому. КОММЕНТАРИЙ
Даниил ДОНДУРЕЙ, главный редактор журнала "Искусство кино": - Кинопрокат - самый бурно развивающийся сегмент не только киноиндустрии, но и сферы художественной культуры в целом. Об истинных причинах этого на коллегии мало говорили, но на самом деле успешное развитие кинопроката объясняется тем, что государство практически не вмешивалось в этот процесс. Под видом заботы о кинорежиссерах и киноискусстве рынку дали возможность быстро миновать все опасные стадии, и это не может не радовать. Слава богу, уже забылись времена, когда в кинотеатрах располагались мебельные и автосалоны, сегодня это вновь центры проведения культурного досуга. У нас принято считать, что рынок думает только о прибылях. Это действительно так, но кинорынок думает и о тех прибылях, которые можно получить с фильмов высокого качества, с российского кино, с образования аудитории. Какой другой рынок этим занимается? Иными словами, мои ощущения от происходящего в сфере кинопроцесса сугубо позитивны. Теперь главное - не растерять накопленный опыт. Проблем у киноиндустрии много: это кадры, сохранение наследия, недоступность качественного кино в провинции, но, на мой взгляд, все они решаемы, при условии, конечно, что мы будем двигаться строго в выбранном направлении. Также в рубрике:
|