Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 40 (7499) 13 - 19 октября 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Кина не будет

в российских селах в ближайшие пять лет

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Анна МАРТОВИЦКАЯ


Признаться, эта выездная коллегия Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ произвела двойственное впечатление. Вроде бы все знают, что современное российское кино идет в авангарде отечественного искусства: и деньги в этой сфере вертятся немалые, и успехи случаются наиболее громкие. Но министерские коллегии проводятся не для того, чтобы похвалиться достижениями: их главный смысл в получении дополнительного финансирования, а потому руководство Федерального агентства по культуре и кинематографии бросило все усилия на поиски слабых мест в нашей киноиндустрии. И таковых оказалось немало.

Александр Голутва, курирующий как раз вопросы кинопроизводства и кинопроката, отметив, что с 1996 года объем валового сбора киносети вырос более чем в 25 раз (только в прошлом году, например, на кинопоказе страна заработала 262 миллиона долларов США), перешел к проблемам.

Сегодня кино бьет ключом только в самых крупных городах России: из 830 построенных современных кинотеатров лишь несколько процентов приходится на регионы, об охвате кинематографом российского села и вовсе не скажешь. Чего стоит хотя бы такая цифра: 54 процента современных кинозалов обслуживают всего 19 процентов населения. При этом 55 процентов населения - жители малых городов, поселков и сел - в ближайшие пять лет могут даже не рассчитывать на качественный показ.

Не достигла должного уровня и привлекательность инвестирования в российское кино. Пока риски вложений, увы, совершенно неприемлемы для частных инвесторов. В частности, большинство национальных фильмов выходит в прокат очень ограниченным числом копий, на которых не заработаешь. Хромает и законодательство, в принципе никак не защищающее тех, кто готов вкладывать деньги в кинопроцесс. Кстати, после пресловутой административной реформы ситуация стала только хуже: теперь региональные бюджеты не могут финансировать расходы, связанные с созданием и продвижением отечественных фильмов. В законах отсутствует также положение о возможности создания в субъектах РФ госорганов управления кинематографии. Еще один наглядный пример последствий административной реформы явил собой Николай Ершов, в недавнем прошлом генеральный директор государственного унитарного предприятия "Хабаровский краевой киновидеопрокат". Именно в этом качестве его пригласили на коллегию, однако когда он садился в самолет, он уже был директором объединенного предприятия "Киноцирк". Так что не только с филармонией в нашей стране объединяют кинотеатры (как это случилось в Архангельске, о чем наша газета писала летом). А вот как это отразится на кинопрокате (между прочим, Хабаровск до сих пор был региональным лидером по организации кинопоказа), остается только догадываться.

Среди прочих, но не менее досадных проблем - фактическое отсутствие проката наших фильмов за рубежом и пиратство, которое, по оценке Александра Голутвы, составляет около 80 процентов выпускаемых видеокассет и DVD. Один из выступавших после основного докладчика, правда, припомнил опыт "Первого канала", которому удалось притормозить распространение пиратских копий "Ночного дозора" на несколько месяцев. То есть знают, с кем договариваться, и умеют это делать, - сделал несложный вывод оратор. Уместен вопрос: почему же это не делается постоянно? А вот и другой вопрос: какова истинная прибыль от пиратства тех, кто якобы от него страдает? Но коллегия Министерства культуры и массовых коммуникаций вряд ли может ответить на подобные вопросы.

Наше слабое место - и крайняя скудость репертуара. Вот немного статистики: из 226 фильмов, получивших прокатное удостоверение на период до 1 октября этого года, 85 - производства США, 74 - России, 22 - Франции, по 7 - Великобритании и Германии. Остальные - один-два фильма. В общем, российскому киноману разнообразие только снится.

Президент Гильдии кинокритиков Виктор Матизен поинтересовался у Александра Голутвы, какой процент дотируемых министерством фильмов имеет успех в прокате или получает высокую оценку на фестивалях. Александр Алексеевич отпираться не стал: брака много (Роскультура финансирует в среднем 100 фильмов в год, а о количестве истинных удач из этой сотни каждый зритель может судить самостоятельно), но это абсолютно нормальная ситуация. Производство кино - всегда риск, поэтому и без господдержки пока не обойтись. Резюме: добиться хотя бы 20 процентов вложенных в кино средств удастся, но к 2010 году, поэтому до этого срока нужна специальная ведомственная программа. И такой документ разработан будет. Соответствующее поручение на коллегии было дано лично руководителю Роскультуры Михаилу Швыдкому.

КОММЕНТАРИЙ

    

Даниил ДОНДУРЕЙ, главный редактор журнала "Искусство кино":

- Кинопрокат - самый бурно развивающийся сегмент не только киноиндустрии, но и сферы художественной культуры в целом. Об истинных причинах этого на коллегии мало говорили, но на самом деле успешное развитие кинопроката объясняется тем, что государство практически не вмешивалось в этот процесс. Под видом заботы о кинорежиссерах и киноискусстве рынку дали возможность быстро миновать все опасные стадии, и это не может не радовать. Слава богу, уже забылись времена, когда в кинотеатрах располагались мебельные и автосалоны, сегодня это вновь центры проведения культурного досуга. У нас принято считать, что рынок думает только о прибылях. Это действительно так, но кинорынок думает и о тех прибылях, которые можно получить с фильмов высокого качества, с российского кино, с образования аудитории. Какой другой рынок этим занимается? Иными словами, мои ощущения от происходящего в сфере кинопроцесса сугубо позитивны. Теперь главное - не растерять накопленный опыт. Проблем у киноиндустрии много: это кадры, сохранение наследия, недоступность качественного кино в провинции, но, на мой взгляд, все они решаемы, при условии, конечно, что мы будем двигаться строго в выбранном направлении.

Также в рубрике:

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

НАСЛЕДИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЛИКТ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;