Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 10 (7520) 16 - 22 марта 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
"Литература и кино"Антоновское яблоко с зеленым коньякомГатчина-2006 Светлана ХОХРЯКОВА
В Гатчине прошел XII Российский кинофестиваль "Литература и кино". В его конкурсе были представлены игровые экранизации (их не так много) и фильмы о писателях: "Голова классика" В.Лонского - мистификация на темы Гоголя и его останков, "Побег" Е.Кончаловского по повести О.Погодина "Рецепт для палача", "Русские деньги" И.Масленникова по пьесе А.Островского "Волки и овцы", "Красное небо. Черный снег" В.Огородникова по повести В.Коньякова "Не прячьте скрипки в футляры", "Не хлебом единым" С.Говорухина по мотивам романа В.Дудинцева, "Парижская любовь Кости Гуманкова" по повести Ю.Полякова. О многих фильмах "Культура" подробно писала, так что остановимся на картинах, практически неизвестных широкой публике. Не гламурный взглядДирекция фестиваля отметила своим призом Лилию Вьюгину и ее фильм "Большая Медведица" - "За умение рассмотреть в сутолоке жизни яркую творческую индивидуальность". Наталия Медведева ушла из жизни в 2003 году в 44 года, слишком рано, но, очевидно, исчерпав свой жизненный ресурс. "Сквознячок принесла в жизнь", - скажет о ней писатель А.Проханов. Л.Вьюгина еще при ее жизни хотела снимать этот фильм, но не случилось. "Она была тетка мощная", - почему-то именно так будет говорить о Медведевой Артемий Троицкий, и не раз. Странно, что тетка. О ней вспомнят Алла Пугачева и мать Натальи...
"Наталия Медведева" была из того же теста, что и Мэрилин Монро", - скажет о ней Э.Лимонов, без которого в нашем сознании Медведева и немыслима, так переплелись судьбы этих людей. Актриса, снявшаяся еще девочкой в "Дневнике директора школы", певица, модель, писатель, журналистка, выступавшая под псевдонимом Марго Фюрер в "Лимонке", "Советской России", - это все она. В 1975-м уехала в Америку с антоновкой в руках, как символом Родины. Но отняли на границе. Из Америки Лимонов увез ее в Париж, где она работала в кабаре "Распутин" на Елисейских Полях. В России, куда все-таки вернулась, выступала с Сергеем Боровом из "Коррозии металла", создав группу "Трибунал Наталии Медведевой". Она пила, он принимал наркотики, вместе собирали бутылки. Сама шила костюмы для сцены, потому что денег не было. Пик творческой карьеры - "Рождественские встречи" Аллы Пугачевой и полная невостребованность. "Под нее не давали деньги", - скажет Пугачева. Лилия Вьюгина сумела очень деликатно и нежно подойти к этой странной, трагической судьбе, избежать невыносимого сладостного гламура, которым наводнен телеэфир, рассказывающий о таких непростых судьбах. Она могла бы накрутить всякой белиберды по поводу отсутствия детей у своей героини, как это сделали в программе о Н.Гундаревой. А тут Медведева скажет одну лишь фразу: если бы у нее был ребенок и она, склонившись над ним, произнесла слова "мой бэби", тот тут же бы умер от ужаса. И этим все сказано, и как! Л.Вьюгина пытается нормально рассказать о человеке, который вроде бы знаком нам и отношение к которому у многих негативное. После "Большой Медведицы" вряд ли кто осмелится что-то недоброе подумать о Медведевой.
Вообще документальная часть программы была на этот раз наиболее сильной и разнообразной. За исключением одной гламурной фальшивой картины, находящейся за гранью хоть сколько-нибудь художественного поиска и принадлежащей к разряду многочисленных поделок для телеэфира из серии - совсем не замечательная жизнь замечательных людей, представлены были картины серьезные и неожиданные, раскрывающие по-новому известные, казалось бы, судьбы. О фильме В.Балаяна об Александре Аскольдове и судьбе его экранизации "Комиссар" мы уже писали. Был "Казак" Исрафила Сафарова - о жизни донского писателя Федора Крюкова, которому приписывают авторство "Тихого Дона", хотя фильм не об этом, а об удивительной судьбе талантливого литератора, боровшегося с большевиками. "Москва - Батум" Никиты Воронова - о взаимоотношениях Булгакова и Сталина, начиная с "Собачьего сердца" до пьесы "Батум" и ухода писателя из жизни. "Ожившие портреты" Эллы Короленко - три истории, связанные с именами Пушкина, сестер Гончаровых, исчезнувшей библиотекой Смирдина.
Али Хамраев снял один из лучших фильмов конкурса о поэте Владимире Луговском "Жить, жить - любить". Нашел практически неизвестный материал в архивах Красногорска, Ташкента, Алма-Аты. По приказу Сталина в 1942-м алма-атинская хроника была изъята, но по недосмотру каким-то чудом уцелела в киножурнале "Советский Казахстан". Ее и использовали. Имя самого Луговского незаслуженно ушло на второй план. Хамраев затрагивает период его эвакуации в Ташкент. Интересно, что он сам озвучил картину, вначале черново, но дочь Луговского - Людмила Голубкина, руководившая когда-то Высшими режиссерскими курсами, услышав его, нашла сходство с голосом отца. И решили оставить все как есть, не прибегая к помощи актеров. Роман с Еленой Булгаковой, вдовой писателя, здесь, в Ташкенте, куда были эвакуированы Сергей Герасимов и Тамара Макарова, Корней Чуковский, - особенная жизнь в Стамбуле для бедных, как назвал Ташкент Алексей Толстой. А другие находили в нем необыкновенную прелесть, вспоминали потом зеленый ташкентский коньяк. Вот собирают хлопок, Ахматовой заносят лепешки - узбекские писатели помогают как могут. Ташкент тут - целый мир, и показать его мог таким только человек, тесно связанный с этим городом всей своей жизнью, как Али Хамраев. Он сделал цветные вставки из собственных игровых картин - полет тысячи птиц, лошади в горах, вода в траве. Портрет отца - сценариста и киноактера, погибшего в 1942-м под Вязьмой, он ставит в кадре всегда, как только предоставляется возможность. Здесь была. Документальное кино Хамраев не снимал более десяти лет, в последний раз - в Северном Афганистане, потому внес предложение рассматривать свою работу как дебют. Много лет он мечтает осуществить проект о Тамерлане, но денег найти на него практически невозможно. Сценарий написан давно совместно с Фридрихом Горенштейном. О Тамерлане теперь снимает Т.Бекмамбетов "Дневной дозор", но это совсем уж другая история. Молодые - другие
Впервые на Гатчинском кинофестивале работало молодежное жюри, отсматривавшее программу "Дебют". Первоначально замышлялось, что возглавит его Андрей Кравчук, а под его началом будут работать молодой режиссер Егор Анашкин, уже дважды участвующий со своими картинами в конкурсе этого фестиваля, актриса Елена Морозова, также неоднократно бывавшая в Гатчине, и писатель Сергей Шаргунов. Неплохая компания, которой и предстояло судить очень разные работы - от вгиковских и совсем еще ученических до тех, что сделаны уже взрослыми людьми, как "Рысак" Л.Бочкова и "Ревность памяти" Ф.Джалалова, популярнейшего в Узбекистане актера, снимавшегося раньше в фильмах Юсуфа Разыкова, а теперь снявшего его самого в роли писателя, возвращающегося спустя годы в родные края. Но поскольку большое жюри поредело в силу разных причин, уже на месте Е.Анашкина перевели из молодежного состава в верхний эшелон, где он и судил картины мэтров. Кравчук не смог приехать, поскольку вовсю работает над многосерийным проектом "Колчак". Остались С.Шаргунов как глава жюри, Е.Морозова, да в подкрепление им был дан молодой писатель А.Демахин. Получилось жюри далеко не кинематографическое. Вот и насудили странно, раздав необъятное количество наград, дополнительно выпросив их у дирекции.
Отметили любопытную и адекватную прозе Ивана Вырыпаева картину "Сентенции Пантелея Карманова" соответственно по повести Вырыпаева (интересно, что режиссер, а он - ученик М.Хуциева, писал Вырыпаеву письма, которые легли в основу картины, значит, Вырыпаеву часто пишут письма, и из них слагаются литературные сочинения, и театральный опыт "Бытия № 2" оказался, как видим, не единственным), "Капкан" Станислава Титаренко по мотивам рассказа Б.Чувина "Не предавай в себе бога". Спецпризы выдали: Дмитрию Тюрину за несомненно самую зрелую работу дебютного конкурса - "Оставленные без присмотра" по мотивам пьесы братьев Пресняковых "Терроризм", Дмитрию Корелю за "Арфу и бокс" по одноименному рассказу В.Голявкина, Дмитрию Слесарчуку - "Та-да-та" по новелле Д.Седариса "Великие мечты". "Рысака" Леонида Бочкова по повести П.Ширяева "Внук Тальони" отметили спецпризом за актерский ансамбль. Не пленкой единойВ Гатчине существенна не только сугубо кинематографическая жизнь. Поскольку фестиваль напрямую связан с литературой, то тут случаются события самые неожиданные. В один из дней участники фестиваля отправились в Вырицу, где в поселковой библиотеке создан музей Ивана Ефремова. Вне конкурса, кстати, был показан фильм Ирины Ланиной "Оседлавший дракона" - об авторе "Туманности Андромеды", "Часа Быка", "Таис Афинской" и "Лезвия бритвы". Экспозиция, рассказывающая о писателе-фантасте и ученом-палеонтологе, разместилась в одной небольшой комнатке, но сделана со вкусом. Фотографии детские и юношеские, документы, связанные с экспедициями, личные вещи Ефремова - фанерный чемодан, сапоги, в которых он отправлялся в экспедиции, его книги, макет звездолета, подаренный писателю съемочной группой фильма "Туманность Андромеды". Музей возник благодаря энтузиастам, сотрудникам библиотеки, которая, как и множество других российских библиотек, как-то еще существует, имея возможность получать в год всего лишь 10 - 20 новых книг. Хорошо, хоть читатели дарят книги. А в Вырице живут известные люди - от писателя Михаила Кураева до актера Кирилла Лаврова. Участники фестиваля по традиции посетили Музей станционного смотрителя, усадьбу Ганнибала, домик няни Пушкина Арины Родионовны, дом Набокова, который восстанавливают после пожара, могилу писателя Соколова-Микитова, над которой фестиваль взял шефство. В городской детской библиотеке Гатчины прошел "круглый стол" по вопросам массовой культуры с участием Александры Марининой, Екатерины Мурашовой, Марии Семеновой, преподавателей петербургских вузов. Благодаря интереснейшим женщинам априори банальный "круглый стол" превратился в парадоксальный и нервный разговор о том, что есть культура массовая и элитарная. ИГОРЬ МАСЛЕННИКОВ, режиссер конкурсного фильма "Русские деньги":- Экранизировать драматургию, особенно гениальную, каковой я считаю творчество Островского, непросто. Пьеса "Волки и овцы", по которой и снят фильм "Русские деньги", - огромная, в пяти актах, в ней много объяснений и повторов. И нужно было вынуть все, что связано с сугубо театральной стороной дела, чтобы превратить пьесу в кинопроизведение. Кино, как известно, - зрелище более синтетическое, где гораздо больше можно рассказать не словами, а пластикой, другими выразительными средствами. Но "Волки и овцы" так плотно сделаны, так основательно, что процесс этот был очень трудным. В итоге удалось пьесу ужать до двух часов экранного времени. Нам хотелось нарушить театральные традиции, связанные с "Волками и овцами". Они широко идут по театрам. Обычно Мурзавецкую играют в традициях Пашенной - Салтычихой, русской провинциальной барыней. Но, оказывается, Островский написал эту пьесу, узнав о судебном процессе над одной баронессой. Была такая авантюристка, которая постриглась, стала игуменьей где-то под Москвой. Занималась подлогами, ее судили. И я сразу подумал об Алле Демидовой. Ее такая трактовка заинтересовала, и мне кажется, что она с поставленной задачей хорошо справилась. Иначе играют и Апполона. У нас это интересная работа Оскара Кучеры, известного больше как шоумен. Беркутова сыграл Алексей Гуськов, на которого я обратил внимание в Гатчине год назад в картине "Рагин", понял, что это именно тот артист, который может работать с классической литературой. Островский, по моим представлениям, - суперсовременный драматург. Если раньше нам были малоизвестны такие понятия, как вексель, закладная, банкротство, а у него все пьесы об этом, то теперь все это обрело реальные черты. Я собираюсь продолжить работу над Островским - готовлю сценарий совместно с Владимиром Валуцким по "Доходному месту" и "Банкроту". АЛЕКСЕЙ ГУСЬКОВ, актер:- Классика сейчас, на мой взгляд, выполняет роль андеграунда и авангарда. Она как глоток свежего воздуха в том потоке литературы, который существует. Мы все - заложники этой ситуации. Как продюсер сталкиваюсь с поразительными вещами в разговоре со сценаристами. Все-то у них есть, на любой случай: три мелодрамы - пожалуйста, любой жанр, какой желаете, выпекают свои опусы как блины. Пока мы работали над Чеховым, а снимали мы "Рагина" полтора года, пришлось отказаться от 3 - 4 картин. Но классика - это такой противовес, который перевешивает многое. И тот опыт, который накапливаешь, соприкасаясь с ней, позволяет очищаться от негатива. Я преподаю в Школе-студии МХАТа вместе с Михаилом Лобановым. Решили мы как-то со студентами поставить "Казаков" Толстого. Отправились в магазин "Москва", крупнейший в Москве и нашли там только "Анну Каренину" и "Воскресение" в разных изданиях. И это были довольно дорогие книги, рублей по триста. Ничего другого не издается. Закончились наши поиски в "Букинисте", где за 600 рублей мы купили 12-томное собрание сочинений Толстого, обнаружив в нем "Казаков". Эта история из серии анекдотов, но в ней отражается определенная тенденция. ГЕНРИЕТТА ЯГИБЕКОВА, генеральный директор фестиваля "Литература и кино":- У каждого фестиваля - своя концепция и эстетика. "Дневной дозор" и "Ночной дозор", "Турецкий гамбит" - это ведь тоже экранизации. Но какой смысл их участия в конкурсе рядом с фильмами "Красное небо. Черный снег" и "Не хлебом единым", которые никогда не попадут на экран? Мы больше даже просветительством занимаемся, нежели играем в конкурс. Меня спрашивали, почему "Побег" Егора Кончаловского взяли в конкурс, а "Дневной дозор" нет. "Побег", как мне кажется, отличается от "Дозоров". В нем есть люди со своей историей и судьбой. "Дневной дозор" в нашем кинотеатре две недели шел. Зрители предложили нам повесить объявление, чтобы те, кто старше 50, на него не приходили. Потому что люди ничего не поняли. А "Турецкий гамбит" шел с аншлагом - первый раз за последние 15 лет. На мой взгляд, это кукольное кино, но публике понравилось, потому что оно понятное, к тому же была мощная реклама. "Дозоры" и "9 рота" прошли примерно одинаково, аншлагов ни на одном сеансе не было. С прошлого года мы ввели символическую плату на фестивальные показы - 10 - 20 рублей. Не ради коммерции, а для порядка - чтобы люди не толкались в проходах, а сидели на своих местах. Бесплатными остались утренние сеансы и ретроспективы. Из конкурсных картин аншлаг был на фильме Станислава Говорухина "Не хлебом единым" и "Русских деньгах" Игоря Масленникова. Сделали даже дополнительные сеансы, чтобы все желающие могли их посмотреть. К тому же приехали представлять картины не только режиссеры, но и актеры, зрителю всегда важно встретиться с ними. Публика у нас интеллигентная. В глубинке людям надоело смотреть телевизор, и они счастливы, когда к ним приезжает кто-то из актеров и писателей, участников фестиваля. Обратите внимание, с какими лицами наши гости возвращаются оттуда. Они в восторге, ощущают свою востребованность и зрительскую любовь. Актер Александр Терешко, представлявший в Гатчине картину "Парижская любовь Кости Гуманкова", доехал до самых отдаленных уголков и был счастлив от встречи с такими благодарными зрителями. Мы даже решили вручить ему диплом фестиваля с формулировкой "За невероятную активность и мастерское проведение творческих встреч с кинозрителями". "Литература и кино" - как культурный очаг в городе, возможность духовного возрождения. Это не высокопарные слова. Когда бы еще у нашего зрителя была возможность посмотреть столько фильмов, документальных мы бы точно не увидели. Когда бы гатчинцы смогли увидеть спектакль-кабаре Юлии Рутберг "Вся эта суета", услышать поэзию Серебряного века в исполнении Леонида Мозгового? Выступления Аллы Демидовой и Михаила Козакова на прошлом фестивале гатчинцы вспоминают до сих пор. Вне конкурса мы показали "Норму" Бориса Айрапетяна, и на нее пришла определенная публика. Не просто люди забежали в кино, пришли любители оперы, они после фильма долго разговаривали с режиссером о судьбах оперы на экране. В фестивальных мероприятиях задействованы библиотеки. Недаром у нас работает и читательское жюри, которое возглавляет Лев Аннинский. А под его руководством работают сотрудники наших библиотек. Кто-то из гостей назвал фестиваль старомодным, а я считаю, что ничего плохого в этом слове нет. Позор, что мы вынуждены работать на старой аппаратуре, а за все остальное нам не стыдно. Да, собственно, в чем проявляется старомодность? Столько новых и молодых лиц на фестивале - начинающих поэтов и писателей, актеров. Впервые работает молодежное жюри, которое оценивает конкурс дебютных фильмов. И фильмов этих с каждым годом у нас все больше, есть из чего выбирать. Также в рубрике:
|