Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 10 (7520) 16 - 22 марта 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияЗолотые зубы драконаВыставки к 70-летию Музея Ленина и 50-летию ХХ съезда КПСС ЭПОХАЕлена ТИТАРЕНКО
Символы и ритуалы советской эпохи, так крепко сидящие в памяти, сегодня все настоятельнее требуют и художественного, и философского осмысления. И попытки такие время от времени предпринимаются, однако сказать, что символика СССР расшифрована и "разложена по полочкам", по-прежнему нельзя. Подоспевшие юбилеи музейщики решили использовать как раз как повод к подобного рода исследованиям. Но, увы, вновь осечка. На фоне пышного 200-летия Музеев Московского Кремля 70-летие Музея Ленина меркнет. Но не отметить даты Исторический музей, приютивший после упразднения СССР бывший главный храм безбожников, не мог. Что, безусловно, правильно с точки зрения музейной стратегии. А историко-документальный проект, реализованный Российским госархивом новейшей истории при участии Госархива РФ и ряда прочих, без натяжки можно назвать самым серьезным и объективным в марафоне к 50-летию ХХ съезда КПСС. Когда же сотрудники ГИМа позвали на "Символы советской истории", у многих возникли надежды на осмысление оных в новом свете. Ждали анализа сложной, разветвленной, хитро закрученной системы символов и мифов: в СССР был выработан особый ритуал, "код доступа", и условный, так еще памятный язык. Но что же мы увидели в роскошном зале Исторического с окнами на Красную площадь? Кажется, будто бравурные марши ушедшей эпохи еще не стихли - здесь все в привычном красном, знамена и алые галстуки слегка разбавлены белым мрамором и темной бронзой. Кураторы поясняют: Центральный музей В.И.Ленина был "идеологическим подмастерьем партии", выставка - не об истории музея, а о "символическом запасе культурной жизни" в СССР, и это вовсе не "извлеченное из запасников собрание опредмеченных исторических заблуждений". Мол, памятники "передают содержание основных смыслообразов, которыми манипулировала официальная идеология, обеспечивая устойчивость сложившихся в стране социальной организации общества и властных отношений". Риторика тяжеловесная, но грамотно построенная (с цитатами из Н.Бердяева и рассуждениями о транслировании смысла Октября в акт творения нового мира) и, заметьте, идейно выверенная. Увы, не подкрепленная умением выстроить экспонаты в некий образный ряд, доносящий смысл этих слов. Хотя подборка вещиц занятная. "События-символы советской истории" иллюстрируют полотна Серова, Бродского и Шматько - оказывается, последний изобразил акт "социалистического созидания", а именно обсуждение плана ГОЭЛРО, как победу света над тьмой. О том же - настольная лампа, подарок Ленину от уральских рабочих: под "лампочкой Ильича" строитель новой жизни перековывает мечи на орала... Это уже к вопросу о том, как "идеальный порыв народа к историческому творчеству" отразило декоративно-прикладное искусство. Но не ищите здесь артефактов от титанов авангарда! Они сюда не допущены. Зато незашоренный глаз отметит, что "вера в "новую правду" охотно воплощалась в старорежимных, народно-промысловых, самых что ни на есть архаических формах: в глиняных игрушках вместо зверушек - красноармейцы в буденновках. Не отвергались и формы, откровенно связанные с "мракобесием": чего стоит складень с фигурой крестьянина - творение иконописцев Палеха, явно от чистого сердца, отринувшего старую религию! Вероятно, именно в таком квазирелигиозном контексте и стоило бы изучать коллекцию Музея Ленина. Даже при том, что с годами "вера выродилась в ритуал" - гербы советских республик из Хохломы, гусли к 40-летию ГОЭЛРО, подарки партсъездам 1970-х с их имитацией "сохранения революционной энергии" и прочие "Символы героических будней" вызывают лишь саркастическую улыбку. Итак, надежды не сбылись. Имею в виду не коммунизм, так и не построенный, а внятный анализ декорума престольного храма агитпропа. Впрочем, оптимист всюду найдет плюсы - обилие сувениров советской эпохи, ее узнаваемых до сих пор "икон" чем не повод вернуться в светлое пионерское детство или комсомольскую юность? Когда деревья были большими, песни задорными, границы - на замке, а всем доверчивым обещали не только "по труду", но и "по потребностям". Как раз я принадлежу к тому поколению, которое должно было жить при коммунизме. А также к категории пессимистов, отчего никак не могу радоваться портретам вождей, даже если это раритеты или экзотика вроде бюста Ленина из Японии (азиатские черты выдают стремление апроприировать сей персонаж, сделать своим) или копии кабинета того же героя в Кремле: восковая персона за роскошным письменным столом. Напротив - чудовищно антиэстетичное полотно кисти способнейшего ученика Репина: с тщательной проработкой Бродским изображены 600 делегатов съезда Коминтерна. В силу известных причин (к репрессиям добавьте идейные расхождения с братскими компартиями) грандиозный холст в конце 1930-х убрали с глаз долой, спасибо, не уничтожили. Ныне он демонстрируется в режиме эксклюзива. После этого "мягкого ретро" поход в Выставочный зал федеральных архивов - тяжелая, малоприятная работа. Опыт уже немалый: "Философский пароход", "Грань эпох. 1953 год", "Съезд расстрелянных победителей". Экспозиция "ХХ съезд КПСС. Преодоление..." сравнима с книгой, которую читать будешь с усилием, радости не испытаешь, но закроешь с чувством - да, это литература настоящая. Так и выставку приходится скорее читать - зрелищности мало, фотографии не увлекают, кинохроника все про те же великие стройки да зарубежные визиты набила оскомину еще при советской власти. Однако архивисты настаивают: пора разобраться в том, чем же был в отечественной истории ХХ съезд. Никаких готовых вариантов ответа - смотрите сами на лица делегатов, дурацкие сувениры и вполне обстоятельные списки, кому что причитается: пайки, подарки, визы. Оценивайте, как в считаные годы от фетишизации личности, чья кончина вызвала ряд инициатив снизу (соорудить грандиозный пантеон - эскизы видных зодчих прилагаются, переименовать Москву в город Сталин или Москву-Сталинскую), страна перешла к вопросам, как же такое было возможно. И к негодованию - как посмели нас лишить живого бога! Гнев пал на голову Н.Хрущева, чей доклад "О культе личности и его последствиях" на закрытом заседании съезда запустил процесс девальвации коммунистических ценностей. Разумеется, порушив идеалы только для тех, кто в эти ценности верил, - вряд ли много было наивных среди "тружеников" Озерлага с раритетных снимков или фигурантов фотоальбома из "шараги" для избранных - особой тюрьмы для высшей парт- и госноменклатуры. Впрочем, выставки на Пироговке всегда на две трети состоят из материалов, прежде лежавших в спецхранах. Из впервые публикуемых подлинников. В данном случае львиная их доля пришла из бывшего архива ЦК КПСС (ныне РГАНИ), где почти все бумаги до 1991 года осенял гриф "секретно". К ним относятся и машинописные страницы того самого доклада, и сопроводиловка к рассылке его проекта, испещренная замечаниями партийных бонз, и партбилет за номером 00000004. Документы самого разного свойства: записка с грамматическими ошибками в президиум съезда - рядовой член партии вопрошает, достоин ли Сталин лежать рядом с Лениным (это нам теперь легко иронизировать - еще как достоин!); на французском - телеграмма Н.И.Седовой, требующей реабилитировать Л.Троцкого. Аккуратный "Перечень наиболее существенных вопросов... на партийных собраниях Академии общественных наук, Высшей партийной школы и Московского госуниверситета" - доклад т.Хрущева успели довести до рядовых партийцев, и те требуют от ЦК ответа: "Чем можно гарантировать, что впредь у нас не будет "культов личности"...?" Не знаю, какой ответ получили сотрудники ВПШ. Но, судя по выставке, "ответов съезду" было много. И разных. Не только митинги на заводах и бодряческие плакаты "...Выполним!". Но и раскол комдвижения, восстания в Польше и Венгрии. А чуть раньше - выстрел Фадеева: в отдельную витрину сложили фото Хрущева возле гроба главного советского писателя, газету в траурной рамке, список стихотворения Пастернака, в 1956-м не ждавшего собственной травли и смерти, но видевшего дальше политработников. "Культ личности забрызган грязью, /Но на сороковом году / Культ зла и культ однообразья /Еще по-прежнему в ходу". Что тут добавишь по прошествии полувека? Также в рубрике:
|