Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 10 (7520) 16 - 22 марта 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Человек, который сам себя сделал

Жанна ВАСИЛЬЕВА
Фото ИТАР-ТАСС


Е.Халдей

Когда началась война, в Политуправлении РККА формировали группу военных корреспондентов. Евгения Халдея направили на Северный флот. Перед отлетом в Мурманск пришел к шефу Фотохроники с просьбой выдать сто метров пленки. "Куда тебе столько, через две недели война кончится", - ответил начальник. Увы, пленки понадобилось гораздо больше. Евгений Халдей снимал все четыре года войны: снимал моряков и подводников, битву под Москвой, бои в Сталинграде, сражение на Курской дуге, взятие Одессы и Севастополя, освобождение Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии... Всемирную известность получили снимки, сделанные на Потсдамской конференции и Нюрнбергском процессе и, конечно, фотография "Знамя Победы над рейхстагом".

Мало кто знает, что знамен (и соответственно - снимков) было три. Перед командировкой в Берлин Халдей раздобыл в Фотохронике месткомовскую красную скатерть, предназначенную для торжественных заседаний. Его дядя, портной, сшил из нее три флага, и с ними Халдей полетел в апреле 1945 года в Германию. В поверженной столице бывшего Третьего рейха флаги были водружены у имперского орла на аэродроме Темпельгоф, над Бранденбургскими воротами и, наконец, над Рейхстагом.

Когда Евгения Халдея спросили, как ему удавалось делать такие интересные снимки в условиях жесткой цензуры, он ответил: "Война дала определенную свободу самому принимать решения, потому мы ее и выиграли. Я сам решал, что мне снимать, хотя из снятого многое в печать не проходило".

Зато те снимки Халдея, которые появлялись в печати, затем обходили газеты всего мира. В военные и первые послевоенные годы его снимки впечатляли снайперской точностью образов. Дар безупречной композиции ему практически никогда не изменял. Неважно, снимал ли он скамью подсудимых в Нюрнберге (где над головами преступников - скульптуры античных атлетов с мечами и рельеф на тему грехопадения Адама и Евы) или глав победивших государств на Потсдамской конференции (где Сталин в белом кителе снят строго в центре снимка как центральная фигура за круглым столом). Его снимки похожи на чеканные строки античного гекзаметра, повествующего о битвах титанов. Как и в мерном звуке аттической речи, в них ценится не мгновенная импровизация, а мастерское следование канону.

Впрочем, с течением времени рядом с фотоснимками, ставшими эмблемами исторического события, все чаще интерес привлекают другие. Одни из них тяготеют к лаконичной выразительности притчи. Как, например, снимок двух стариков - слепого и его поводыря, которые сидят посреди разрушенной берлинской улицы в апреле 1945 года. Для них вопрос, откуда и куда они идут, не имеет ответа. Как не имеет ответа вопрос о смысле войны. Другие кадры ближе к экзистенциальному ужасу - достаточно взглянуть на диптих, сделанный на венской улице. На ее противоположных сторонах - все, что осталось от человека, который был немецким солдатом. Третьи выглядят финалом комического гиньоля. На майском снимке 1945 года лежит "фальшивый Гитлер" в окружении советских солдат. Война закончилась, Гитлер "капут", и каждый солдат мечтал оказаться тем, кому фюрер будет обязан этой услугой. По словам Халдея, в комендатуру приволакивали от 12 до 15 "Гитлеров" ежедневно. Разочарование было огромным. Но люди верили в свою счастливую звезду.

Сам Халдей, наверное, точно родился под счастливой звездой. Двухлетним, с простреленным легким, он выжил во время еврейского погрома в украинском шахтерском городке, во время которого была убита его мать. Мальчишкой, имея только четыре класса образования, он сам смастерил себе первый фотоаппарат - из двух картонных коробок и линзы бабушкиных очков. На его первом снимке была местная городская церковь - ее скоро взорвали. Она осталась в памяти и на снимке. Работая на фабрике, он снимал для многотиражки героев труда. Как Халдей признавался, чтобы получился приличный снимок, шахтерам приходилось минут 15 позировать с отбойным молотком на плече. Но героям труда это было под силу. Он приехал в Москву в 1936 году с деревянным чемоданчиком, в котором были почти только снимки. Его взяли в Фотохронику ТАСС. А дядя-портной, тот самый, который потом сошьет знамена победы из скатерти, дал ему угол. Он остался жив в войну. И только два года перебивался без работы во время борьбы с "космополитизмом". Он работал в "Правде" и в "Советской культуре". Он был награжден французским орденом. А его "Лейка" хранится в одном из музеев в Лос-Анджелесе. Он был классным фотографом. Фотографом милостью Божьей.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;