Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 14 (7524) 13 - 16 апреля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительОпыт анализа колхозного жанра"Заколдованный участок" на "Первом" СЕРИАЛАнастасия МАШКОВА
Жанр нового сериала - продолжения "Участка" двухлетней давности - определить сложно. То ли водевиль, то ли сатирическая комедия, местами мелодрама. В общем, такая прихотливая сцепка из разножанровых новелл, накрученных на общий сюжетный стержень: в деревню Анисовку приехал психотерапевт, гипнотизер и целитель, овладевший методами типа кашпировских (все - в одном флаконе), в исполнении Леонида Ярмольника. Там, где в ход идет психоанализ, маячит и еще одна группа жанров - психологический детектив, триллер, драма... Но все это также аранжировано именно юмористически, не всерьез. Уже подзаголовок первой новеллы "Психоанализ российской деревни" настраивает на вполне определенный лад. Замысел и исполнение этого проекта вполне конгениальны: все не всерьез. Сценарий Алексея Слаповского (при очень забавных придумках, точной дозировке забавного и "душевного"), равно как и режиссура Александра Баранова, совершенно не рассчитан на бытовую узнаваемость. Они рассчитаны на актерские имиджи, кажется, уже отлитые на века. Да, приезжает в Анисовку не просто "психатэраупевт", но именно что Л.Ярмольник. И директор местного совхоза не просто директор, но - Владимир Меньшов. Местная красавица, разумеется, Ирина Розанова, разбитная "роковуха" из сельпо - Мария Звонарева, кроткая и вместе с тем хозяйственная мать-одиночка, разведенка в самом соку - Евгения Добровольская. Можно в принципе переставить всю эту милую троицу местами, но лучше не надо: так понятнее и проще. Лирическая героиня, вамп и инженю в непередаваемом отечественном исполнении и смысловом наполнении: каждой уже "немного за...". По соседству с барышнями-крестьянками маячит целый мужской хор из артистов, каждый из которых настолько слился в сознании народном с душистым "букетом" ролей простых русских мужиков, что даже перечисления ролей и фильмов (сериалов) не требуется. Серийные такие мужики. Возглавляет этот хор колоритный, как всегда, самый штучный персонаж в исполнении Алексея Булдакова, выполняющий функцию модератора всех мужских настроений в Анисовке. Ему также выпадает честь резюмировать каждую из сюжетных ситуаций кратким, но эффектным тостом ("Ну, за красоту!") в духе его незабвенного генерала Михалыча из серии про "Особенности национальной...". Все это, по сути, еще один вариант "Старых песен о главном", кинокапустник с элементами концерта по заявкам. Большинство зрителей ловит кайф не столько оттого, что "старую песню о главном" в свой черед "запоет", сыграет некто, кого он не ожидал увидеть именно в этой партии, но, наоборот, что выбор создателей капустника абсолютно соответствует его ожиданиям. Разумеется, произведение, полностью соответствующее своему замыслу, уже можно считать полноценным - если не с точки зрения высокого творчества, то с точки зрения коммерческого искусства, как раз и рассчитанного на прицельный удар в строго определенные зрительские ожидания. И вот здесь произошла очень любопытная сшибка разнонаправленных ожиданий, в итоге, собственно, и дающая некий грандиозный заколдованный самоповтор всех участников проекта. Ну вот ровным счетом ничего нового! Столица и провинция, "наши" в России, и они же за рубежами Родины... О, сколько тут клинических, по сути, клише, безотказно транслируемых "сарафанным радио"! Недаром все-таки главный герой - хоть и изолгавшийся, дошедший до амплуа эстрадного гипнотизера, но все-таки психолог. Провинциалы, как это принято считать едва ли не повсеместно, - люди простые, наивные, куда как душевнее, чем обитатели больших городов. Те же самые провинциалы, попав в Москву и обретя незавидный статус "лимиты", почему-то обретают совсем новые качества - эдакой нечеловеческой хваткости, говоря по-модному, социальной мобильности... В свой черед страшный зверь по прозвищу коренной москвич, в трех поколениях испорченный квартирным вопросом, побьет своим цинизмом - само собой в борьбе за законные квадратные метры - самого "мобильного" провинциала. Пресловутые "наши" (в понимании не А.Невзорова, но М.Задорнова) способны обскакать на поле дикого капитализма наивных, "тупых американцев". В "Заколдованном участке" есть и деловые барышни, нахватавшиеся модных поветрий в больших городах и заявившиеся в Анисовку делить не совместно нажитое имущество, есть и "тупой американец", на поверку оказавшийся нашим соотечественником, получившим мощную прививку "тупизны" за двадцать лет работы в означенной загранице. Последнего играет Олег Видов, причем именно эта новелла про сватовство лжеамериканца более всего напоминает эдакую вольную экранизацию бородатого кинематографического анекдота: "На своем первом балу Наташа Ростова танцевала со Штирлицем..." Получается самый настоящий гипертекст, только в очень сниженном понимании: где-то мы все это видели, не правда ли? Но есть и еще один стереотип, столь же живучий, как и, например, пресыщенный столичный интеллигент, обретший свою национальную идентичность в российской глубинке с ее открыточной "добротой, милотой, люботой". Извините, если кто не знал, но звучит он приблизительно так: "Ох, и пьют же эти артисты!" Вот этот милый образ российской богемы наше телевидение пестует с куда большей последовательностью, нежели истории о душевных колхозниках и наивных девушках, пробивающихся в Москве, что слезам не верит. В "Заколдованном участке" пьют много, вкусно и последовательно. И даже гипноз по Эриксону не берет местное население, даже кодирование по Кашпировскому: именно с этой целью - помочь всем "завязать" - и был приглашен в деревню психолог. Но пьют-то, как это становится все более ясно от серии к серии, не герои, не население телевизионной Анисовки, но именно "персонажи". Пьют, получается, имиджи! В свое время кинокритик Игорь Манцов высказал очень дельное соображение относительно феноменального зрительского успеха колхозной комедии Владимира Меньшова "Любовь и голуби". Соединив зрительские впечатления ребенка и опыт взрослого исследователя, критик пришел к выводу: многомиллионная аудитория первого показа, тот самый народ, увы, совершенно не воспринимала этот фильм как "кино про себя". Про свое пьянство, курортные измены, про измельчавших русских мужиков и свирепый деревенский матриархат. Они понимали меньшовский хит как некий капустник, устроенный "обитателями известного поселка Подлюкино" - про себя и для себя. И только это, по мнению критика, и сделало фильм чемпионом кассы. Смелое предположение. Но когда видишь "Заколдованный участок", где колхоз возглавляет "крепкий хозяйственник" в исполнении все того же Владимира Валентиновича Меньшова, то поневоле начинаешь думать о его же работах. Кстати, "оскароносный" Меньшов в этом фильме - единственный, на кого подействовал сеанс гипноза в исполнении Ярмольника. Из шуток про телевизионную рекламу есть одна, по-моему, очень правильная: "На самом деле все зубные пасты одинаковы. Если, конечно, не пытаться их есть". Верю всей душою, что еще никого никогда никакой Анискин, Фантомас, сериал "Участок" или любой другой, сколь угодно "забористый" телевизионный продукт или имидж не смогли сильно испортить. Дезориентировать в реальности. Если, конечно, к этому не было изначальных предпосылок в психике смотрящего. Но это уже, как говорится, совсем другая история. Но если попытаться, фигурально выражаясь, все это "съесть"... Мысли закрадываются самые неожиданные. Также в рубрике:
|