Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 14 (7524) 13 - 16 апреля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаИгра на преодолениеВ БЗК отметили юбилей Юрия Симонова Дмитрий МОРОЗОВ
В прежние времена 65 лет не считалось юбилейной датой. Теперь считается. По инициативе Московской филармонии 65-летие маститого маэстро Юрия Симонова было отмечено на самом высоком уровне, вплоть до приветственной телеграммы от Президента России. Правда, непосредственно в дни юбилея дирижер со своим оркестром находились в гастрольном турне, а потому юбилейный концерт состоялся в Большом зале консерватории лишь месяц спустя. Программа включала в себя увертюру к "Бенвенуто Челлини" Берлиоза, Концерт для виолончели с оркестром Дворжака (солист - Давид Герингас) и Третью ("Героическую") симфонию Бетховена. Имя Берлиоза достаточно часто появляется в программах маэстро Симонова и возглавляемого им оркестра Московской филармонии. Только за последние годы они сыграли немало оперных его увертюр, практически неизвестных нашей публике, и это стало уже одним из их фирменных блюд. Приходится, однако, констатировать, что открывшая программу этого вечера увертюра к "Бенвенуто Челлини" была сыграна оркестром не самым лучшим образом. Звучание было слишком резким, интонация - не всегда чистой. Для музыкантов она стала, похоже, всего лишь чем-то вроде разминки. Зато в прозвучавшем следом Концерте Дворжака упрекнуть оркестр было практически не в чем: коллектив наконец-то по-настоящему собрался и проявил себя достойным партнером прославленного солиста. Даже то обстоятельство, что в оркестре звучал Дворжак с упором на славянское его начало, тогда как солист трактовал ту же музыку ближе к европейским романтикам, отнюдь не воспринималось как минус. Давид Герингас, не слишком часто появляющийся в Москве, находится в прекрасной творческой форме. Его виолончель способна не только петь, соперничая в высоком регистре со скрипкой, но и предаваться философским размышлениям. Помимо Концерта Дворжака, выдающийся музыкант также сыграл на бис Сарабанду Баха, посвятив ее юбиляру. Во втором отделении звучала Третья симфония Бетховена - одного из тех композиторов, что сопутствуют маэстро Симонову на протяжении всей его дирижерской карьеры. Еще в конце 70-х исполненная им с оркестром Большого театра Девятая симфония стала ярким событием музыкальной жизни и в дальнейшем неоднократно повторялась. Однако с оркестром Московской филармонии Симонов делает бетховенские симфонии не так уж часто, и для этого коллектива в отличие от его маэстро Бетховен отнюдь не является ноу-хау. Правда, два с небольшим года назад они превосходно и очень вдохновенно сыграли Четвертую симфонию. Нынешнюю же Третью можно назвать только полуудачей. Третья, надо заметить, вообще принадлежит к числу наиболее трудных бетховенских симфоний. Убедительные, да при этом еще и захватывающие ее интерпретации приходится слышать живьем чрезвычайно редко (за последние годы подобное имело место, кажется, лишь у Валерия Гергиева с оркестром Мариинского театра на прошлом Пасхальном фестивале). Вот и на сей раз ощущение было двойственное. Симонов многого добился от музыкантов, но это все же была во многом игра на преодоление. Далеко не сразу оркестру удалось настроиться на нужную волну. Собственно, практически едва ли не вся первая часть как раз и ушла на такую настройку. Зато во второй - знаменитом Marcia funebre (похоронном марше) уже в определенной мере можно было говорить о совместном творчестве дирижера и оркестра. Удались в целом и две последние части, особенно финал, в котором маэстро нашел неожиданные акценты, способствующие более глубокому прочтению. И все же постоянно ощущалась некоторая зажатость музыкантов (много лет не игравших этой симфонии), препятствовавшая достижению соответствующего эмоционального эффекта. Если бы была возможность повторить исполнение, оно наверняка было бы гораздо лучше... А на бис прозвучали один из Венгерских танцев Брамса и знаменитый Ракоци-марш из "Осуждения Фауста" Берлиоза. И здесь в полной мере присутствовали те легкость и естественность совместного музицирования, которых подчас недоставало в основной программе. Также в рубрике:
|