Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 14 (7524) 13 - 16 апреля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Раздвоение (фото)личности

Соблазны и сюрпризы VI Международного месяца фотографии в Москве

Елена ШИРОЯН
Елена РУДЕНКО


И.Пинкава. "Да будет свет!"

В разгаре фотофест - безусловно, главное событие апреля. Московский дом фотографии, заручившись поддержкой мощных компаний вроде "Sony", "Pio Global" или "Билайн", помогающей голосовать по мобильнику за лучшие работы, приглашает нас в дальние и не очень края, искушает нечеловечески красивыми видами, пугает нетрадиционными сюжетами, провоцирует парадоксальными решениями, услаждает зрение и будит фантазию. Что вполне отвечает главным темам биеннале: соблазн, путешествие, конфликты. Однако наивно полагать, будто фестивальная программа четко разграничена по тематике или авторским персоналиям. Не надейтесь найти два-три центра, где припасено самое "вкусное": кураторы хитро закольцевали маршруты - придется ездить по всей Москве. Нет такого места, где вывешены только работы корифеев Запада, привлекательных для большинства (не секрет: фестивали, устраиваемые Ольгой Свибловой, ценны как арт-составляющей, так и познавательностью). Нам пришлось работать командой, чтобы ухватить самые яркие фрагменты Московской фотобиеннале, провоцирующей на долгие беседы и неожиданные сопоставления. Но все равно рассказ о таких фигурах, как Брассай, Сальгадо или Курреж, впереди: хочется порадовать главным лакомством - снимками - тех, кто не может приехать на Фотобиеннале.

Школа кадров

Х.Хаммарскьолд. "Брассай"

К звездам мировой величины добавлен веер наших восходящих светил, то ли чтобы оттенить блеск первых, то ли для раскрутки вторых. Такая картина и в Манеже, где свиту Яна Саудека, его ученика Ивана Пинкавы и двух знаменитых фемин - Лоретты Люкс и Беттины Реймс - составляют "повстанцы" АЕС+Ф, исследовательница счастья Аля Есипович и превратившая современников в легионеров неоклассицистка Ольга Тобрелутс (достойные сами по себе, вряд ли они собрали бы толпы поклонников), и в торжественно открытой, осененной именем А.Родченко Международной школе фотографии и мультимедиа. Захочешь увидеть Джеймса Хилла - изволь обратить внимание и на Наталью Никитину, снимавшую в Рамалле резиденцию Арафата: предельно обыденная картинка лишена не только героизма или драматизма, но и всякого интереса вообще, тогда как "Ирак" от британского фоторепортера - зрелище величественно-пронзительное, если не трагическое. Ясный, пусть и несколько прямолинейный посыл - клубы черного дыма в идиллически синем небе или библейская отара овец: с нежных ягнят вы переводите взгляд на силуэты армейских грузовиков и танков, зловеще выползающих из марева хамсина - ветра пустыни... Правда, непонятно, чего ради выставленный здесь же Кирилл Преображенский красил лица мирных россиян - "Черная Москва" выглядит пустым эпатажем, как ни нагружай ее смыслами на злобу дня. Но и в других местах экспоненты заигрались - хотя бы в Фотоцентре, где модные "Синие носы" потешают зрителей "Кухонным супрематизмом". Аттракцион построен на том, что хрестоматийные композиции воссозданы из ломтиков черного хлеба, колбасы и сыра: если Малевич не вертится в гробу, то лишь потому, что прах его сожжен...

Я.Саудек. "Мария № 142"

Организаторы школы гордятся тем, как сумели перековаться в соответствии с текущим моментом и перейти на видеорельсы, однако не позаботились о том, чтобы жаждущие вкусить медиатехнологий могли смотреть фильмы сидя. Впрочем, на вернисаже собралась публика без комплексов, готовая хоть улечься на пол; глядя на них, я гадала, хватит ли им раскованности взять на прицел материал, лежащий окрест в Красном Селе. Там, где обосновалась столь современная школа, еще можно "щелкнуть" встречу разных эпох, разных ипостасей одного города - к центру мегаполиса подтянулась окраина Белокаменной XVII века. Или этот сюжет безнадежно устарел? Сам-то Родченко не гнушался переосмысливать наследие!

Признаться, фотонашествия на Москву, ставшего за 10 лет традицией, каждый раз я ожидаю с воодушевлением, но и не без страха. Пропустить обидно и работы звезд (иные этуали являются и собственной персоной), и довольно яркий показ отечественного фотоискусства. Увы, успеть на все сто с лишним выставок не всем по силам. С конца марта до мая толпы фотографов-профи, журналистов и кураторов носятся по городу: задействованы главные выставочные залы и солидное количество частных галерей. Но притягательность Фотобиеннале нужно оценивать по реакции широкой публики: в выходные в Музей современного искусства стояла изрядная очередь, что и у Третьяковки редкость, отмечен рекорд посещаемости - две тысячи человек в день.

М.Йодиче. "Средиземноморье"

Вероятно, залогом успеха служит кажущаяся доступность и легкость прочтения фотоискусства: каждый может взять фотоаппарат и щелкнуть затвором, остановив мгновение. Сложнее - критерии выбора: что должно возникнуть на снимке, какое мгновение следует считать "решающим", по формуле Картье-Брессона, каким может быть отпечаток? Фестиваль убеждает: громадным и полихромным, как живописное полотно, или крошечным и серым, как фото на служебном пропуске; не размер имеет значение, а концепция. Иными словами, способность заметить и показать то, чего не увидит никто иной. В этом аспекте показателен цикл выставок в ММСИ на Петровке: очень разные по тематике и времени, они связаны между собой неповторимостью взгляда как фотографа, так и куратора. Последний - главное лицо в проекте "Фото на документ", такой поворот сюжета, вроде бы лежавшего на поверхности, надо было придумать. Сравнение всяческих удостоверений, будь то фото гимназистки, школьницы на аттестате, неблагонадежных граждан под надзором полиции, а также лишенца (право на жизнь дает только родство с совслужащим), военнопленных и "русских рабов" в Германии, заключенных в ГУЛАГе, складывается в молчаливую, непафосную, но выразительную историю страны. И как же эта страна не похожа на заснятую старыми мастерами - героями проекта Российского Этнографического музея "Образы Российской империи. 1890 - 1910-е": национальные типы и костюмы, увиденные на Сахалине или в Средней Азии, экзотичны, но больше запоминаешь достоинство, с каким глядят в камеру "темные туземцы". Его куда больше, чем у "свободных" американцев, чьи страсти по президенту Джону Кеннеди фиксировал Корнелл Капа, брат легендарного Роберта.

Б.Реймс. "Шарлотта Рэмплинг"

Итак, volens nolens вырисовывается самая главная тема - ее диктуют не столько кураторы, объявляющие основные "направления", подчас не выдерживая правила игры, но сам формат фотофеста - мирной агрессии в жизнь города. На поверку это "Путешествие", захватывающее и другие темы биеннале, происходящее в самых разных направлениях (во времени, пространстве, далее как угодно: в истории, от политики до искусства, в сознании и подсознании, в ландшафте топографическом и телесном). Но нам не дадут расслабиться и безмятежно насладиться красотами Старого Света, где высадился десант наших мэтров и дебютантов - участников проекта "Русский взгляд на Европу", где нет ни рая на земле, ни зверского оскала империализма, - или экзотикой Бразилии, которой предан Себастьяно Сальгадо. Нарочитая антиэстетичность, заземленность, отсутствие лакировки - лейтмотив и для тех, кто посвятил себя архитектурной фотографии. Даже не верится, что Стефан Кутюрье, выставляющийся в МУАРе, снимал не наше Чертаново, а города процветающих стран: как видно, стереотипы мышления одинаковы для зодчих полумира, а человек зачастую повсюду несвободен в выборе места проживания (так, чтобы радовало глаз)... В этих ландшафтах удивительным образом сошлись минимализм и конструктивизм, а их монументальность поражает, тем более что ничего значительного здесь, кажется, не найти. Более того, проза жизни завладела не только "спальными" новостройками, но и виллой, где Кутюрье нашел весьма странный источник вдохновения, любуясь энергией разрушения и поэзией запустения. Поражает другое - необычный ракурс, когда небоскреб снят не снизу вверх, с точки зрения пигмея, а в лоб - уж не с вертолета ли?

Антитезой выглядит "Средиземноморье" Миммо Йодиче: один из патриархов современной фотографии показал в ЦДХ фрагменты храмов, амфитеатров и прочих строений, навеки оставшихся в огромном, некогда едином регионе - гигантском котле, где финикийцы, греки, римляне сварили чрезвычайно питательный бульон для всей будущей Европы. Руины несут в себе и воспоминание о былом величии, и зерно грядущих катаклизмов. Тема любви и одиночества - одна из стержневых у Йодиче: грустью овеяны Аполлон и его мраморные коллеги... Но важнее не катастрофы, а тот культурный отпечаток, который наложен древностью на всю европейскую цивилизацию. Это не просто археология, хотя именно она служит отправной точкой для образного прочтения следов античности. И не ностальгия: средиземноморская культура для Йодиче - почти синоним Европы. Пространство и время он расширяет до мегаисторических пределов - вневременного и вечного.

Занимательно, что почти те же параметры обнаруживаются на снимках россиянина Владимира Мишукова, запечатлевшего совсем уж бросовый материал. Даром что найденный в "прекрасной Франции". Старые, покинутые заводы, где железный хлам - впору устраивать субботник по сбору металлолома - заполонил опустевшие цеха, а в офисах, покрытых пылью, забытые на стене бумажки словно поржавели - такое ощущение усиливает свет закатного солнца. И эти вовсе не уродливые, а неправдоподобно красивые кадры - этакие гризайли ХХI века - тем страшнее, что сих величественных руин коснулось дыхание смерти, какого нет и в помине среди развалин двухтысячелетней давности.

...Ох и тяжкая это работа - заниматься фотоискусством. Достается и авторам, и наблюдателям: где проходит грань между подлинностью и вымыслом, прошлым и будущим, искусством и репортажем, наконец, личностью героя и той смысловой нагрузкой, которую вкладывает в его облик автор портрета? Вопросы множатся, а ответы все менее очевидны по мере перемещения из одной точки фотофеста к другой. Любопытство уступает место недоумению, заставляя по-новому воспринимать мир и пересматривать стереотипы. Может, для того и устроен оглушительный и всеядный карнавал фотографии?

Сорок лет катарсиса

В Московском музее современного искусства развернуты две выставки - звезды американской арт-сцены Нан Голдин и надежды отечественного искусства Сергея Браткова. Нан Голдин до этой весны в Москве никто не видел. В рамках Фотобиеннале - сокращенный вариант нашумевшей ретроспективы в парижском Центре Помпиду в 2001 году.

Из немногочисленных отечественных публикаций можно было узнать, что творчество Нан Голдин посвящено жизни и быту американских маргиналов, что ее называют рупором феминизма и что фотографии шокируют зрителя. Теперь секретов нет - в Ермолаевском переулке можно все увидеть своими глазами.

Московского зрителя шокировать трудно, а в этом году Фотобиеннале и вовсе взяло с места в карьер, предложив на одной из первых выставок проект юной, но совершенно бесстрашной Юлии Бочковой "Дикие фрукты". Крупноформатные портреты женских гениталий, поданные по разделу "соблазн", вряд ли кого-то соблазнят, но шокируют наповал. Дальше речь пойдет о том, чем шок отличается от искусства.

Экспозиция Нан Голдин заняла два этажа - несколько десятков больших фотографий и два слайд-фильма. Фотографии такие, которые профессионалы не любят: снято чуть ли не "мыльницей", следы вспышки, композиции случайные. Эту Голдин и фотографом-то не назовешь. Ничто особенно не шокирует. Ну любовники в постели, ну обнаженные, пьянки, однополая любовь - видали и не такое. Одна из серий - история жизни и смерти от СПИДа подруги Куки, второсортной голливудской актрисы с рыхлым испитым лицом. Друзья, подруги, приятели, сама художница - усталые люди, на чьих лицах и телах страсти оставили свои некрасивые следы. Главные темы - любовь, болезнь, смерть. Все просто. Нан Голдин - непременный участник всех событий. Она у постели любовников, она на свадьбах и похоронах, она в больнице - за кадром. Часто в кадре она сама - с друзьями, в дамской комнате, в постели с Брайаном, истории отношений с которым посвящена знаменитая "Баллада о сексуальной зависимости", закончившаяся подбитым глазом и сломанным носом. Это кульминация выставки. Слайд-фильм, механический ритм которого очень точно подстроен под музыку - балладу, исполняемую сдержанно-страстным женским голосом, - создает впечатление душераздирающее. Эта небывалая для современного искусства эмоциональность окрашивает все.

Привычные мучения души, заблудившейся в чистилище огромного города вместе с такими же потерянными спутниками, - история добровольного сиротства перерастает в метафору человеческого существования вообще.

Отказавшись от старого и не ища нового, персонажи Голдин зависают в неуютном, безрадостном пространстве, питаясь сами собой. Их жизнь - слишком затянутая кульминация, за которой сразу следует финал. Нан Голдин не отделяет себя от своих героев. Она живет одной с ними жизнью, любит их, радуется и грустит с ними. Это не игра - мучительные поиски своего "я". Омуты измененного сознания, неэстетичные страсти - настоящая жизнь художницы. Она превращает свою жизнь в сценический акт, демонстрируя публике через безжалостный глазок объектива катарсис, длящийся почти сорок лет, с тех пор, как она взяла в руки камеру и начала строить свою жизнь кадр за кадром.

Соседом Нан Голдин на время фотофеста оказался Сергей Братков - молодой, знаменитый и очень хороший художник. Ни один фестиваль не застрахован от ошибок, и одним из главных просчетов нынешнего стало совмещение этих двух мастеров в одном пространстве. Проект Браткова "Часть моей жизни", в общем, "про то же самое", проигрывает от соседства с Голдин, как проигрывают хорошие актеры рядом с детьми и животными - носителями первозданной подлинности. Зато выставка Нан Голдин подпадает под все программные темы фестиваля - путешествуя с 14 лет, с тех пор как убежала из дома в 1965-м, она непрерывно фиксирует жизнь людей, находящихся в конфликте с обществом и с собой, соблазненных мнимой легкостью следования собственным желаниям.

Непристойные картинки

Так случилось, что чешское фото мы любим. Долгое время журнал с одноименным названием был для наших соотечественников единственным окном в мир большой фотографии, законодателем фотомоды. Нам повезло - в Чехии (тогда она называлась Чехословакией) с фотографией как раз все было отлично, так что наши учились у первосортных учителей. Одним из таких гуру с 1970-х годов был (и остается) Ян Саудек. Говорят, у себя на родине этот человек известен даже меньше, чем в России. Так уж бывает - какая-то черта иноземного художника вдруг затронет в нашем сознании ответную струну, и мы слышим больше, чем сам художник, возможно, хотел сказать. Большая выставка долгожданного Яна Саудека проходит в Манеже при поддержке Чешского центра в Москве.

Саудек говорит много, он даже, пожалуй, многоречив, но это касается только языка фотографии. В своих интервью он краток, об искусстве рассуждать не любит, называет себя самозванцем, сводником и дешевым фраером. И утверждает, что никогда не знал и до сих пор не знает, чем и для чего занимается. Когда художник такого уровня заявляет подобное, это принято считать кокетством, позой, напускным простодушием. Никому не придет в голову заподозрить уважаемого мэтра, что он говорит серьезно. Но выдумывать и пыжиться рекомендуется в начале карьеры, а с вершин звездного положения человек может говорить о себе правду. Что делать, если правда так проста. Думается, Ян Саудек не лукавит, а если и лукавит, то слегка.

Манера Саудека узнаваема - раскрашенные фотографии "под старину", на которых с рыцарским пафосом поисков "вечной красоты", присущих модерну, запечатлены вещи некрасивые, а часто и вовсе уродливые. Вечная женственность отягощена огромными сиськами, отвисшими животами и рыхлыми задницами, материнство откровенно кивает на свои животные истоки, а святость игриво подмигивает с пьедестала. Обилие голых тел "нетоварного" вида в причудливых позах, в причудливых интерьерах, снятых с виртуозностью, замаскированной под стилизацию.

Чешский фотограф - большой фантазер, наделенный общими для его соотечественников чертами: ироничностью, свободой в выборе художественного языка и некоторой долей сумасшествия. Пожалуй, одна из главных составляющих успеха его творчества - занимательность. В рациональный век отвлеченности и умозрительности это уже много. Фотографии Саудека интересно рассматривать, какие бы отталкивающие ужасы ни были на них запечатлены. Так рассматривают экспонаты кунсткамеры, Музея восковых фигур, а если бы в связи с общей гуманизацией общества не отмер сам собой цирк уродов, то и туда бы посетители ходили нескончаемым потоком. Что бы ни говорилось о низменности такого интереса, любопытство к вопросам телесного бытия для человека первично. Саудек удовлетворяет это любопытство так, что мало не кажется никому.

Как бы ни относиться к его темам и моделям, стойкую неприязнь они могут вызвать только у заядлого ханжи, испорченного к тому же тягой к гламуру. Согласитесь, что бедная расплывшаяся толстуха, помещенная в реальный модный интерьер каким-нибудь холодным и равнодушным фотографом, не вызовет никаких чувств, кроме брезгливой жалости и сочувственного замечания: "Эк тебя угораздило, милая!" Фотографии такого рода сейчас не редкость - в их основе лежит быстродействующий, но и быстро проходящий шок, а на долгое внимание им претендовать не приходится. А Саудек любит своих толстых теток, корявых барышень и голых дедушек. Он вполне серьезно предлагает ими любоваться, искренне украшая их тем, что им не повредит - бумажными цветами, дурковатыми шляпками, полосатыми носочками по моде столетней давности. Саудек, безусловно, ироничен, но это добродушная ирония простака, с гордостью хлопающего свою обильную подругу пониже спины и подходящего к вопросам пола с языческой непосредственностью. Хорошей иллюстрацией к сказанному может послужить свежий случай из жизни - скандал, разгоревшийся в Манеже через неделю после открытия выставки. Группа агрессивных граждан требовала убрать из экспозиции диптих "Святая Русь", на котором изображена колоритная пара: в первом случае в одежде, во втором без нее. Обильные груди женщины и достоинство мужчины, тоже немелкого калибра, оскорбили чувства патриотически настроенных зрителей. В ход пошли угрозы погрома. На переговоры были вызваны сотрудники Московского дома фотографии, привычные к подобным разборкам. За полчаса разгоревшиеся страсти были потушены, но группа граждан все-таки продолжала настаивать, чтобы оскорбительное с их точки зрения название было заменено на "Богатства России". Парадоксальным образом, сама того не желая, толпа угадала истинный смысл изображения. Слово "святая" у Саудека равнозначно "сакральному" - перед нами аллегория плодородия со всеми атрибутами первобытных божеств. Понятия "святого" и "священного" - часть философии и эстетики Саудека. Его "крашенки" - плоть от плоти китчевой католической эстетики Средней Европы, где аляповато-"красивые" изображения святых и ангелов украшают стены в домах польских и чешских бабушек. Благообразная раскраска придает рискованным сюжетам оттенок несомненной непристойности, но простодушной, здоровой, средневеково-карнавальной.

Семидесятилетний фотограф как дитя играет со своим зрителем, окуная его в атмосферу наивных представлений о красоте, возвращая его к озорным мыслям подростка: "Что будет, если раздеть эту тетку?" - заставляя подглядывать в замочную скважину или окошко бани. А тот уж волен делать выводы в меру своей образованности, свободы и вкуса. Чешский "фраер и самозванец" заслужил право не рассуждать о своем искусстве - за него это сделают другие.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;