Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 14 (7524) 13 - 16 апреля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаРаз в "Крещендский" вечерок...Второй фестиваль "Crescendo" открылся в Санкт-Петербурге Иосиф РАЙСКИН
Путешествующий фестиваль - так называет во всевозможных интервью свое юное детище генеральный продюсер "Crescendo" Давид Смелянский. В этом году фестиваль обосновался в невской столице. Всякий раз, когда говорят о смене поколений - в футбольной ли команде или в симфоническом оркестре, - привычно склоняют одно и то же слово - кризис! В сфере "серьезной" филармонической музыки сегодня еще чаще сетуют на кризис слушательской аудитории. "Масскульт повсюду теснит классику", - жалуются исполнители, не находящие отклика у публики; им вторят директоры филармоний, не умеющие продать абонементы и наполнить концертные залы. Задумывая "Crescendo", Давид Смелянский вместе с арт-директором нового фестиваля Денисом Мацуевым, должно быть, вспомнили (может, в словари заглянули!), что кризис - это переломный момент в течении любой болезни. От нас от всех - и от музыкантов, и от любителей музыки - зависит, будет ли кризис благодетельным, наступит ли выздоровление. Пресловутая "утечка мозгов" вкупе со столь же болезненной "утечкой смычков" (воспользуюсь этой калькой, как метафорой), конечно, нанесли урон нашей исполнительской школе, но одновременно распространили ее по всему белу свету! Отрадно, что пришло наконец время, когда музыканты, завоевавшие признание в Европе и в Америке, возвращаются в родные пенаты, выступают перед соотечественниками. Сколько их, вышедших из фестивалей и конкурсов, подобных "Новым именам", "Виртуозам 2000 года", сегодня на афишах крупнейших концертных залов всего мира. Радуясь в каждом отдельном случае явлению молодого скрипача или пианиста, дирижера или оперной примадонны, мы не вполне сознаем масштаб "репатриации" талантов. Собранные вместе в программах фестиваля, они громко заявляют о себе. И потому - "Сrescendo"! Кстати, это итальянское слово, означающее усиление динамики звучания, в оркестровой практике оборачивается не одним только увеличением громкости: куда красочнее и эффектнее крещендо, создаваемое постепенным вовлечением в инструментальный хоровод все новых и новых голосов. Ширится география фестиваля: вслед за Москвой - Санкт-Петербург, а в будущем году запланирован Екатеринбург. Есть новые имена и среди участников фестиваля. К инструменталистам нынче присоединились певцы, а также ... молодые художники (выставка "Art Crescendo" в Малом зале филармонии) и молодые поэты (музыкально-поэтический вечер "Поэтическое крещендо" в легендарной "Бродячей собаке"). Каждый из участников фестиваля - решусь на каламбур - крещен до "Крещендо". В послужном списке каждого - лауреатские звания на представительных конкурсах, выступления в крупнейших концертных залах мира, сотрудничество с многими знаменитыми дирижерами и оркестрами, контракты с известными фирмами грамзаписи... Но не так легко пройти обряд "крещения" у взыскательной петербургской публики. Первой, согласно фестивальной афише, это выпало сделать Татьяне Васильевой, виолончелистке из далекой Сибири. Впрочем, она давно может претендовать на всеевропейское гражданство: за плечами и московская ЦМШ, и оконченная с отличием Высшая школа музыки в Мюнхене, и аспирантура в Высшей школе музыки имени Ганса Эйслера в Берлине (класс профессора Давида Герингаса). И выступления в качестве солистки с оркестрами под управлением Клаудио Аббадо, Мстислава Ростроповича, Кристофа Эшенбаха, Юрия Башмета, Кшиштофа Пендерецкого, Владимира Спивакова, Дмитрия Китаенко... И участие в фестивалях в Кольмаре и Локенхаузе, где ее партнерами по камерным ансамблям были Виктор Третьяков и Гидон Кремер, Пауль Бадура-Скода и Евгений Истомин... Едва ли не главная рекомендация Татьяны Васильевой - Гран-при на VII Международном конкурсе виолончелистов им. М.Ростроповича в Париже. Не случайно для дебюта в Большом зале филармонии был выбран Первый виолончельный концерт Дмитрия Шостаковича. Он прозвучал приношением памяти композитора в год его столетия. Но также и данью уважения к участникам премьеры, состоявшейся в этом зале 4 октября 1959 года: солистом тогда выступил Мстислав Ростропович, которому концерт посвящен, оркестром дирижировал Евгений Мравинский. Спустя почти полвека Татьяне Васильевой аккомпанировал тот же (постаревший и помолодевший одновременно, как это бывает только с оркестрами!) прославленный коллектив, на этот раз ведомый Юрием Темиркановым. Это умножало ответственность дебютантки Большого зала и в то же время создавало роскошную раму для ее исполнительского "портрета". В обрамлении Первой ("Классической") симфонии Сергея Прокофьева и Седьмой симфонии Бетховена Татьяна Васильева представила и шедевр Шостаковича, и инструментальную традицию, связанную с именем его первого исполнителя. Узнавались манера звуковедения, мощные басы и рядом хрустальные, почти скрипичные флажолеты, "мускулистый" смычок и тончайшие градации pianissimo, огненный темперамент в сочетании с глубоким лирическим чувством. А за всем этим угадывалось главное - на "генетическом" уровне переданная любовь к музыке ХХ века (недаром же в "послужном списке" Татьяны Васильевой несколько мировых премьер, диски с записями современной музыки). Выражу лишь одно пожелание молодой артистке: обрести свой неповторимый тембр, научить ее великолепный Страдивари петь своим, "васильевским" голосом, подобно различаемым нами голосам виолончелей Мстислава Ростроповича, Даниила Шафрана, Наталии Гутман... Но отдаю себе отчет в том, что индивидуальный голос обретается лишь с годами. Также в рубрике:
|