Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 14 (7524) 13 - 16 апреля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

ВИКТОР СУХОРУКОВ: "В профессии живу сегодня скромно"

Беседу вела Вера ЗВЕЗДОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


В.Сухоруков

Артист Виктор СУХОРУКОВ во второй раз признан лучшим актером Гатчинского фестиваля "Литература и кино". Теперь уже за роль в картине Станислава Говорухина "Не хлебом единым". Он блестяще доказал старую истину, гласящую, что глубина и жизнеспособность образа от объема экранного времени не зависят, и сподвигнул жюри на формулировку "За диалектически полный портрет советского начальника".

    

- Виктор, для вас важны призы?

- Что такое приз? Это все равно материальный знак того, что тебя увидели, разглядели и, главное, оценили. К сожалению, мы знаем много примеров, когда оценивают не по заслугам, а значит, как можно всерьез относиться к призам, если порой они уходят в незаслуженные руки? Но артисты - как дети, а приз - как конфетка. Актеры любят сладкое. И я отношусь к призам как к игрушкам или подаркам. Покажите мне человека, который не любит подарки.

Другое дело, что в моей творческой биографии были роли, которые никак не отмечены, не получили документированного призового подтверждения. Но я знаю их цену. А есть роли, которые мне дались легко. Я отдаю им должное, но, с моей точки зрения, они не настолько хороши, чтобы одаривать их наградами.

    

- Ваш путь наверх был очень непрост, извилист и долог. В кинематограф вы пришли почти в сорок, широкую известность у зрителя получили почти в пятьдесят. Вызывают искреннее уважение ваши верность профессии и умение ждать - как часть этой профессии.

- А что такое "верх"? И где он, "верх"? Однажды в разговоре со мной журналист так часто повторял слово "звезда", что я не выдержал и сказал ему: "Я не хочу быть "звездой", я хочу быть нужным!" Он засмеялся.

Для меня "верх" - возвращение туда, к чему я стремился. Возможность реализации тех сил, энергии, дарований, какими меня наделил Господь. Я живу теперь светло, потому что нахожусь в свете: я вернулся под прожектор. Вот это мой "верх". Другое дело, что я не задумываюсь над тем, как долго будет гореть этот свет над моей талантливой головой. И часто вспоминаю былой мрак: я там себя бужу. Оглядываясь назад, сохраняю бдительность и напоминаю себе, одергивая сам себя за рукав: "Витюша, ничто не вечно, все проходит. И все, что с тобой сегодня происходит, иллюзия, которая может в одночасье исчезнуть".

Да, я часто ухожу в прошлое. Вдруг недавно вспомнил, как занимал рубль, покупал банку килек в томате, коробку вермишели и триста граммов сахарного песка. Я варил суп из килек с вермишелью, вермишель набухала - получившуюся похлебку я ел три дня. И я не вычеркиваю эту похлебку из своей памяти.

Вообще "мой путь наверх" звучит немножко... пенсионно, словно завтра я уйду из профессии, завалюсь в кресло и начну писать мемуары.

    

- Упаси бог, я не пенсию имела в виду! Наоборот, известно ведь, что легче взобраться наверх, чем там удержаться.

- Удержаться задачи нет. Честно говоря, и забираться не планировал. Ну подняли и подняли. Спускаться тоже не планирую. Как пойдет. Может быть, в этом и есть моя сила, моя правда: живу сегодняшним днем. И главная ценность, которую я отдаю своим современникам, угадайте с одного раза - какая? Я сам. Я отдаю себя. Принимаете - не принимаете, любите - не любите, но я есть. И я рад, что замечен. Это разные вещи, быть замеченным и быть признанным.

    

- У вас бешеный темперамент. Это чаще помогает или мешает?

- Недавно я вдруг решил сыграть спокойного человека: сидеть и степенно, солидно, с паузами разговаривать. Меня хватило минуты на четыре, потом я опять завелся. Видимо, это моя норма. Как только я попытался быть другим, гипотетическим, то мне показалось, что меня не видно, меня не слышно, меня не понимают и вообще меня нет.

Другой вопрос, что темперамент должен быть управляемым. Человек с неуправляемым темпераментом - дурак, а человек с управляемым темпераментом... Я вдруг сейчас подумал: не будь у меня темперамента, чем еще стал бы интересен Сухоруков? Боюсь, что ничем. Хотя в фильме Павла Лунгина "Остров" я сыграл настоятеля монастыря, владыку Филарета. Если бы вы знали, сколько я потратил сил и энергии, чтобы укротить темперамент! Потому что хотел сыграть не человеческую страсть, а разговор с небом. Говорят, получилось. Уезжал из экспедиции, а мы снимали под Соловками, одухотворенный. Под стук колес даже что-то поэтическое сочинялось. Это была радость от того, что удержал себя в узде.

    

- Сейчас у вас огромное количество предложений и возможность выбора...

- Удивлю сразу: выбора-то нет! За 2005 год я снялся в одной картине Лунгина. На сегодняшний день у меня только одно предложение, на которое я согласился, - фильм Виталия Мельникова "Агитбригада, бей врага!". Пока больше ничего нет. Это я треплю языком, мелькаю где ни попадя, потому людям и кажется: везде Сухоруков! Нет, в профессии скромно сегодня живу.

    

- Что из составляющих фильма: сценарий, режиссер, хороший актерский ансамбль - является для вас решающим при согласии на роль?

- Мне не важно, какой режиссер. Мэтр, мы знаем, кашу не испортит. С молодым надо рисковать и идти на эксперимент - вдруг из него что-то получится? Как случилось у меня с Балабановым: дебютировали трудно, а потом оказалось, что он замечательный, яркий художник. Поэтому соглашаюсь на роль, если нахожу ответ на один вопрос: совершает ли мой персонаж поступки? Если нет поступков, мне роль не интересна. Я не хочу "присутствовать" в сюжете. А говорить: "Вот с этой актрисой я буду сниматься, а с этой не буду" - неприлично. Никто не знает, что у человека за душой. Мы все очень одаренные, только одним везет, а другим не везет.

    

- Вы смотрите отечественные фильмы?

- Смотрю.

    

- Нет ощущения, что документальные ленты последних лет намного сильнее и интереснее игровых?

- Нет, я не согласен. Я очень люблю документалку, у меня даже было желание поездить на фестивали документального кино. Оно сильно, да. Но оно всегда было сильно, потому что всегда развивалось в бедности. И потому сегодня не утратило своих позиций.

Что касается художественного кино, вспомните 1990-е годы: кинематограф был в болезненном, почти покойницком состоянии. Казалось, что все, кирдык российскому кинематографу. Но уже через десять лет заговорили о жанре. Мол, кино-то есть, возрождается, но только почему-то узкожанровое - криминальное. Сегодня 2006-й. Вторгаются технологии, осваивается искусство промоушна, тратятся огромные деньги. Развитие идет очень динамичное. Но мы все равно пребываем в поиске, в раздрае, состоянии тремора. А тремор - это дрожь, она всегда попахивает нестабильностью. И это неспокойствие, конечно, подталкивает на те или иные ошибки. Пройдет. Утрясется, уляжется. Нужно подключить умение ждать, как Сухоруков ждал.

    

- Вы говорите о процессе, а я - о результате.

- Результат тоже неплохой. Количество картин с каждым годом увеличивается. Есть проблема, скажу какая - сценарная основа слабая.

    

- При просмотре документальной картины Али Хамраева "Жить, жить - любить", где есть отрывки из "Ивана Грозного", я вдруг поймала себя на мысли, что Эйзенштейн-то снимал в войну, в эвакуации, когда даже поесть толком было нечего, а снято так, что Голливуду и не снилось! С размахом, силой и мощью. Может, все упирается в кадры?

- Не могу согласиться с примером. Он образный, но не точный. Эйзенштейн "Ивана Грозного" снимал не в блокадном Ленинграде и не в окруженной Москве. Он снимал в Алма-Ате. Где и фрукты, и тепло. Снимал не торопясь и очень подробно, потому что деньги были государственные.

Но я скажу то, чего вы от меня ждете: Эйзенштейна сегодня нет. Я сталкиваюсь с молодыми людьми, которые гордо говорят: "Я режиссер". Ну так будь им! Что такое режиссер? Человек больших знаний, психолог, любящий и понимающий все красивое и отвратительное в этой жизни. Как сформулировать одним словом? Художник. Это огромный, колоссальный труд. Это самопожертвование. У нас многие режиссеры сегодня жертвенны? В ушах техника, на поясе техника, в карманах техника, во рту жвачка - олицетворение цинизма, фанаберии и амбиций, а в башке туман. К счастью, не поголовно.

Я заметил другое. В короткометражках молодые режиссеры талантливы и прекрасны. Стоит им взяться за большое кино - сплошные провалы. Что это, я не знаю.

    

- А у вас режиссерских амбиций нет?

- Никогда не было. Я актер, зачем мне думать о режиссуре?

    

- Какое место занимает в вашей жизни театр?

- Главное. Я люблю театр. Эта стихия мне дорога, родственна. Может быть, еще и потому, что я до сих пор ощущаю дефицит театра в своей жизни. Я не обожрался этого искусства. Я там еще не истерзал себя, не реализовался до той степени, когда мог бы охрипнуть, иссякнуть, уйти в запой с криком: "Надоели все, пошли к чертовой матери!" Нет, с театром пока у меня не ладится по-настоящему. Хотя год я начал довольно необычно: режиссер Павел Сафонов пригласил меня в спектакль "Сны Родиона Раскольникова" в Театральном товариществе "814". Решение спектакля таково, что я воплощаю одну из инфернальных сил, которые приходят к Раскольникову во сне. Он болен, уже полтора года на каторге. И мы ему устраиваем обструкцию, будоражим его сознание, его самого и приводим в результате к исповеди. В финале спектакля он кается.

Я играю там пять ролей: и Порфирия Петровича, и Мармеладова, и Разумихина, и Пульхерию Александровну Раскольникову, и старуху процентщицу. Только они, конечно, не закончены, мои персонажи. Они все пунктирны, словно искры от молнии. Взлетают и исчезают. Это я потом уже обнаружил, что роль моя так и называется "Исчезновения". Я играю Исчезновения.

    

- Вы хотите чаще выходить на сцену?

- Да. Кинематографическая база у меня очень богатая. И по жанрам, и по ролям, и по режиссерам. А в театре... Был спектакль "Лир" в Вахтанговском - его закрыли. Выпустил спектакль "Человек из ресторана", потратил на него девять месяцев жизни и труда - он не получился, и мы его не играли. Были "Игроки", любимые мною, - Олег Меньшиков снял его с репертуара в прошлом году. И какая-то пустота у меня образовалась. В этой пустоте Галина Волчек приглашала ввестись в старые спектакли - я отказался. Мне бы чего новенького, а в старые спектакли не хочу влезать. На что она мне сказала: "Это золотой фонд театра", а я пошутил, довольно дерзко: "Это ваш золотой фонд, а не мой". А так, приглашений особых... Они есть, и много. Но вот тут как раз, на территории театра, могу ответить на вопрос, который вы задали по поводу кино: то режиссер вызывает у меня сомнения, то компания не нравится, а чаще - пьесы плохие. А так как я существую с полной самоотдачей, у меня нет полутонов, и я очень ответственно сегодня живу, то, выбирая роль, хочется найти воссоединение драматургии, партнерства и режиссуры. Пока этого не происходит.

    

- Виктор, актер - это все-таки какая профессия, мужская или женская?

- Моя бы воля, я бы, наверное, не позволил женщинам заниматься актерством. Эта профессия и физически тяжелая, но главное, она все равно отмечает человека некоей краской, которую не пристало носить женщине. Если она хочет нести дальше женственность и красоту. Но я готов это вычеркнуть, и если вы лукаво задаете вопрос...

    

- Нет, не лукаво. Когда мы говорим об актерской профессии, мы понимаем: актер - существо чудовищно зависимое, что мужчине вроде как не пристало.

- Зависимость существует везде.

    

- Но истинный союз режиссера и актера - это всегда роман, не в смысле грубой физиологии, разумеется.

- Это опять кто-то придумал. Просто в союзе, в сотрудничестве, во взаимопонимании легче рождается произведение искусства, чем в отсутствие этих тесных связей. Но я думаю, что актерской профессией, как и многими другими на земле, могут заниматься и женщины, и мужчины. Лишь бы это было талантливо и нужно людям. Мне не важно, какого я пола в профессии. Людям чего надо? Зрелища. Вот я и хочу трансформироваться в зрелище.

Также в рубрике:

КИНО

НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ

ВИДЕО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;