Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7525) 20 - 26 апреля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаОн родился больше, чем театромСовременнику - 50 Наталия КАМИНСКАЯ
Театр - это самая хрупкая из всех материй искусства. Он живет и исчезает вместе со временем, в котором жил. Каким был Современник в период его рождения и почему он так много значил для населения страны, особенно молодой его части, мы узнаем из книг и от ныне здравствующих очевидцев, а также участников его появления на свет. А еще по немногим оставшимся записям его спектаклей, которые, впрочем, могут сыграть и злую шутку. Неофиту все это может показаться всего лишь нафталином, ибо он живет в другой эмоциональной, звуковой и двигательной системе, чем та, в которой существовали первые современниковские артисты. А между тем в 1956 году именно они ломали систему, сложившуюся в те годы в отечественном театре. Они дерзко противопоставили ритмы и интонации живой жизни обветшалой бутафории чувств и приемов. Они вывели на сцену своих современников, не отлакированных кистью государственной цензуры. Дети хрущевской оттепели, современниковцы чувствовали себя свободными в большей степени, чем дело обстояло в реальности. Глоток свободы, как теперь понятно, был невелик, но жадным молодым легким хватило и его, чтобы совершить бескровную театральную революцию. Олег Ефремов и выпускники Школы-студии МХАТа Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев. Олег Табаков, а далее - примкнувшие к ним новые, ныне прославленные актеры, были не просто талантливыми людьми театра. Они были людьми идеи. Современник родился театром, где со сцены со зрителем вступали в диалог люди, как две капли воды похожие на тех, кто в зале. И проблемы у них были одни, и проклятые вопросы, и мечты, и даже заблуждения. Это был первый после сталинского режима театр, родившийся не по указке сверху, а творческой волей его создателей. Первый послевоенный театр, который рос и развивался вместе с новой драматургией, а новая драматургия получала жизнь благодаря ему. Виктор Розов обязан своим рождением Современнику. Театр открылся его пьесой "Вечно живые", а затем обращался к драматургу вновь и вновь. И Александр Володин стал автором этого театра. Посещение спектаклей Современника было для лучшей части общества не просто модой, а необходимой духовной подпиткой. То, что еще недавно боялись произнести вслух, здесь звучало на зал. То, о чем думали и спорили между собой (а время было щедро на разговоры, споры и мечты: кончилась страшная война, пал страшный режим), можно было прояснить для себя на очередном современниковском спектакле. Театр в несвободной России стал подлинно больше, чем театром. Впрочем, за разговором на важную тему ходили и к Товстоногову в БДТ, позже - и к Эфросу на Малую Бронную. Но Современник сделал себя сам, как далее - любимовская Таганка. Да и эстетика у него была иная, более доходчивая, ибо театр хоть и спорил со МХАТом, но вышел из его же корня. К 70-му году в стране уже не пахло оттепелью. Ефремова бросили на руководство МХАТа, с ним ушла часть актеров. Театр менялся вместе со временем, но не только. Существует неписаный биологический срок студийной энергии, и он недолог. Студия всегда со временем превращается в учреждение по производству спектаклей, и тогда действуют уже другие законы. В них находится место режиссерским и актерским дарованиям, умной репертуарной политике, но атмосфера служения идее улетучивается. В критический для Современника момент Галина Волчек взвалила на свои женские плечи тяжелейшую ответственность и сохранила театру жизнь. В него по-прежнему шли современные драматурги: Рощин, Соколова, Галин, Петрушевская, Коляда... Прибыли свежие режиссерские силы, в частности очень ярко начинал Валерий Фокин. Здесь блистали молодые Марина Неелова и Константин Райкин, Анастасия Вертинская, Юрий Богатырев, Андрей Мягков, Лия Ахеджакова... Затем появились Сергей Гармаш, Елена Яковлева, Чулпан Хаматова... В последние годы Волчек зовет модных молодых режиссеров, открыла Другую сцену, предназначенную для эксперимента. Пятьдесят лет для театра - не то, что для человека, которого тоже не сравнить с его же детской фотографией. И время другое, и ситуация, и система приоритетов. И родового здания на площади Маяковского уже давным-давно не существует. Но первых современниковцев узнаешь по крутому первоначальному "замесу". Таких артистов, как сама Волчек, или Ефремов, или Табаков, Толмачева, Щербаков, Евстигнеев, Покровская, Дорошина, Кваша, как позже появившиеся там Даль, Гафт... много ли таких наберется? Мощнейшая плеяда! 15 апреля театр собрал на юбилейный вечер друзей и почитателей. А спустя два дня на Другой сцене открылась уникальная фотовыставка, посвященная Олегу Ефремову. Здесь же была представлена книга, выпущенная специально к 50-летию театра, содержащая свидетельства очевидцев рождения и становления Современника. Все-таки время кое над чем не властно. Неистребимое обаяние человечности, чистоты, интеллигентного серьеза, гражданского темперамента, энергия духовной оппозиции передаются нам с черно-белых кадров старых спектаклей Современника. Это у них общее с картинами Хуциева, Калика, Данелии, с лучшими образцами кинематографа 60-х. Современник - уникальное явление в нашей истории и культуре. Он явился для страны больше, чем театром. О премьере спектакля "Пять вечеров" в Театре Современник читайте на странице "Событие".Также в рубрике:
|