Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 15 (7525) 20 - 26 апреля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Дочь ошибок трудных

В России издан учебник "Экономика культуры"

ОБРАЗОВАНИЕ

Анна МАРТОВИЦКАЯ


В сознании обывателя два этих понятия - экономика и культура - до сих пор обитают строго параллельно. Экономика - это нечто, приносящее прибыль или хотя бы позволяющее разумно распределить имеющиеся средства на все потребности, а культура - приятная, но все-таки не насущно необходимая роскошь, которая требует лишь расходов, причем как от рядового потребителя, так и государства. Сломать этот стереотип намерены авторы нового фундаментального учебника "Экономика культуры".

Презентация этого учебного издания состоялась на прошлой неделе в Институте экономики РАН. 600-страничный труд, объединивший работы девяти ведущих экономистов страны (ответственный редактор - профессор Александр Рубинштейн), бесспорно, является прорывом в осмыслении роли рынка, форм и методов участия государства в сфере культуры. На многочисленных примерах и исследованиях авторы "Экономики культуры" доказывают, что культура - действительно та сфера деятельности, которая нуждается в постоянной поддержке государства и общества, однако при этом подчеркивают, что она не должна оттесняться на обочину экономической политики с клеймом остаточного принципа, а, наоборот, рассматриваться как одно из важнейших звеньев хозяйственной системы. Однако презентация показала, что если этот прорыв кому-то и интересен, то только самим экономистам. На мероприятии, подготовленном Институтом экономики со всей тщательностью, так и не появился ни один из приглашенных деятелей культуры и чиновников, руководящих отраслью.

Вообще как наука экономика культуры стала складываться лишь полвека назад, когда в США вышел труд Вильяма Баумоля и Вильяма Боуэна "Исполнительские искусства: Экономическая дилемма". Эти ученые смогли, во-первых, доказать, что так называемые общественные товары и мериторные блага, составляющие суть культуры, неизбежно игнорируются рынком. А осознание объективности феномена "ошибок рынка", в свою очередь, привело к открытию "болезни Баумоля", которой подвержена любая не "заточенная" под стопроцентную прибыль отрасль. Смысл этого недуга в том, что в культуре количество труда, предназначенного для производства какой-либо продукции (например, исполнения концерта или написания книги), постоянно во времени и не зависит от новаторства и концентрации капитала. Иными словами, даже если дать музыкантам самые совершенные и дорогие инструменты, они не смогут исполнить пьесу быстрее, чем она задумана композитором. То же самое можно сказать о музее: даже если его перевести в помещение с очень высокими потолками, он вряд ли разместит в своей экспозиции в два раза больше картин. Любой, кто имеет отношение к музейной практике, понимает, что подобное "перенаселение" неизбежно повлечет за собой угрозу сохранности произведений искусства. А между тем не секрет, что в современной России находится все больше энтузиастов уплотнения учреждений культуры именно по такой схеме. За примерами далеко ходить не нужно: наша газета не раз уже писала о злоключениях Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства, чьи площади чиновники пытаются сократить в два с лишним раза по причине их якобы неэффективного использования. Это я к тому, что значение изданного учебника трудно переоценить. Вот только будут ли его читать чиновники? Хочется напомнить им лишь об одном: экономические механизмы (к тому же открытые полвека назад) существуют вне зависимости от того, знают или не знают о них российские государственные мужи.

Авторы наглядно демонстрируют, что рынок культурных благ чрезвычайно специфичен и пропалывать его с помощью орудий традиционной экономики значит наносить ему непоправимый ущерб. Строго говоря, культурные блага не вписываются даже в размытые границы общественных товаров - немалая их доля потребляется только государством. К таковым, например, относятся результаты деятельности, связанные с сохранением наследия, ежедневная и ежечасная работа музеев, книжных хранилищ, архивов, реставрационных организаций. Конечно, сюда же можно отнести и создание новых театральных постановок и музыкальных программ, имеющих значение для самого искусства и зачастую не вызывающих интереса у конкретных зрителей, а иногда и вовсе остающихся лишь в "лабораторном виде". Понятно, что эти блага не могут соперничать друг с другом за место под солнцем (читай: финансирование) и только государство имеет возможность дать им дорогу в жизнь. Авторы учебника подробно рассматривают и все альтернативные варианты - благотворительные организации, попытка музеев и театров выйти на самоокупаемость, их доходы от неосновной деятельности и даже такое экзотическое пока для России понятие, как фандрейзин, что означает привлечение ресурсов в организации культуры сверх финансовых обязательств учредителя. Но вывод их однозначен: без государственной поддержки и опеки культура погибнет.

Как любой учебник, "Экономика культуры" имеет огромное прикладное значение. В нем подробно рассмотрены не только финансовые отношения в данной сфере, но и трудовые, а также изложены правовые основы экономики культуры. Учебник был задуман прежде всего как методическая база для одноименного курса в действующем образовательном стандарте. Министерство образования и науки РФ уже допустило его для студентов высших учебных заведений в сфере культуры, и это, конечно, серьезный успех только что вышедшего издания. Однако настоящая победа будет достигнута лишь тогда, как 600-страничный том попадет на столы всех сотрудников Министерства экономического развития и торговли РФ. Возможно, после этого МЭРТ перестанет забывать о культуре при разработке тех или иных законов.

Также в рубрике:

ОБЩЕСТВО

ОБРАЗОВАНИЕ

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;