Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7525) 20 - 26 апреля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияДочь ошибок трудныхВ России издан учебник "Экономика культуры" ОБРАЗОВАНИЕАнна МАРТОВИЦКАЯ В сознании обывателя два этих понятия - экономика и культура - до сих пор обитают строго параллельно. Экономика - это нечто, приносящее прибыль или хотя бы позволяющее разумно распределить имеющиеся средства на все потребности, а культура - приятная, но все-таки не насущно необходимая роскошь, которая требует лишь расходов, причем как от рядового потребителя, так и государства. Сломать этот стереотип намерены авторы нового фундаментального учебника "Экономика культуры". Презентация этого учебного издания состоялась на прошлой неделе в Институте экономики РАН. 600-страничный труд, объединивший работы девяти ведущих экономистов страны (ответственный редактор - профессор Александр Рубинштейн), бесспорно, является прорывом в осмыслении роли рынка, форм и методов участия государства в сфере культуры. На многочисленных примерах и исследованиях авторы "Экономики культуры" доказывают, что культура - действительно та сфера деятельности, которая нуждается в постоянной поддержке государства и общества, однако при этом подчеркивают, что она не должна оттесняться на обочину экономической политики с клеймом остаточного принципа, а, наоборот, рассматриваться как одно из важнейших звеньев хозяйственной системы. Однако презентация показала, что если этот прорыв кому-то и интересен, то только самим экономистам. На мероприятии, подготовленном Институтом экономики со всей тщательностью, так и не появился ни один из приглашенных деятелей культуры и чиновников, руководящих отраслью. Вообще как наука экономика культуры стала складываться лишь полвека назад, когда в США вышел труд Вильяма Баумоля и Вильяма Боуэна "Исполнительские искусства: Экономическая дилемма". Эти ученые смогли, во-первых, доказать, что так называемые общественные товары и мериторные блага, составляющие суть культуры, неизбежно игнорируются рынком. А осознание объективности феномена "ошибок рынка", в свою очередь, привело к открытию "болезни Баумоля", которой подвержена любая не "заточенная" под стопроцентную прибыль отрасль. Смысл этого недуга в том, что в культуре количество труда, предназначенного для производства какой-либо продукции (например, исполнения концерта или написания книги), постоянно во времени и не зависит от новаторства и концентрации капитала. Иными словами, даже если дать музыкантам самые совершенные и дорогие инструменты, они не смогут исполнить пьесу быстрее, чем она задумана композитором. То же самое можно сказать о музее: даже если его перевести в помещение с очень высокими потолками, он вряд ли разместит в своей экспозиции в два раза больше картин. Любой, кто имеет отношение к музейной практике, понимает, что подобное "перенаселение" неизбежно повлечет за собой угрозу сохранности произведений искусства. А между тем не секрет, что в современной России находится все больше энтузиастов уплотнения учреждений культуры именно по такой схеме. За примерами далеко ходить не нужно: наша газета не раз уже писала о злоключениях Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства, чьи площади чиновники пытаются сократить в два с лишним раза по причине их якобы неэффективного использования. Это я к тому, что значение изданного учебника трудно переоценить. Вот только будут ли его читать чиновники? Хочется напомнить им лишь об одном: экономические механизмы (к тому же открытые полвека назад) существуют вне зависимости от того, знают или не знают о них российские государственные мужи. Авторы наглядно демонстрируют, что рынок культурных благ чрезвычайно специфичен и пропалывать его с помощью орудий традиционной экономики значит наносить ему непоправимый ущерб. Строго говоря, культурные блага не вписываются даже в размытые границы общественных товаров - немалая их доля потребляется только государством. К таковым, например, относятся результаты деятельности, связанные с сохранением наследия, ежедневная и ежечасная работа музеев, книжных хранилищ, архивов, реставрационных организаций. Конечно, сюда же можно отнести и создание новых театральных постановок и музыкальных программ, имеющих значение для самого искусства и зачастую не вызывающих интереса у конкретных зрителей, а иногда и вовсе остающихся лишь в "лабораторном виде". Понятно, что эти блага не могут соперничать друг с другом за место под солнцем (читай: финансирование) и только государство имеет возможность дать им дорогу в жизнь. Авторы учебника подробно рассматривают и все альтернативные варианты - благотворительные организации, попытка музеев и театров выйти на самоокупаемость, их доходы от неосновной деятельности и даже такое экзотическое пока для России понятие, как фандрейзин, что означает привлечение ресурсов в организации культуры сверх финансовых обязательств учредителя. Но вывод их однозначен: без государственной поддержки и опеки культура погибнет. Как любой учебник, "Экономика культуры" имеет огромное прикладное значение. В нем подробно рассмотрены не только финансовые отношения в данной сфере, но и трудовые, а также изложены правовые основы экономики культуры. Учебник был задуман прежде всего как методическая база для одноименного курса в действующем образовательном стандарте. Министерство образования и науки РФ уже допустило его для студентов высших учебных заведений в сфере культуры, и это, конечно, серьезный успех только что вышедшего издания. Однако настоящая победа будет достигнута лишь тогда, как 600-страничный том попадет на столы всех сотрудников Министерства экономического развития и торговли РФ. Возможно, после этого МЭРТ перестанет забывать о культуре при разработке тех или иных законов. Также в рубрике:
|