Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7525) 20 - 26 апреля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаШесть авторов для виолончелиВенгрия и Чехия - "Весна в России" Екатерина КЛЮЧНИКОВА
Камерная музыка является мейнстримом Московского международного фестиваля "Весна в России", в шестой раз проходящего в Москве. Репертуар классической камерной музыки требует особого интеллектуального напряжения для слушателей, ведь в ней отсутствуют какие-либо экстрамузыкальные "сюжеты", как в опере - литературная канва и радующие глаз декорации или как в симфонической - звуковые "спецэффекты". В этом искусстве все сосредоточено в звучащей субстанции, ее постижение сродни интровертному погружению в психологический мир, свой или собеседника. Индивидуальные голоса-инструменты двух культур - венгерской и чешской - наполняли 7 апреля Камерный зал Государственного музея музыкальной культуры им.М.И.Глинки. Музыкальная культура Венгрии раскрывалась в разнообразных стилистических направлениях: конечно, прозвучали фольклорно окрашенные сочинения Бартока, романтическая Фантазия-пастораль Доплера и экспериментальная пьеса Гейны. Исключительно современный репертуар представил чешскую культуру. Казалось, что венгерскому дуэту - пианисту Йожефу Балогу и флейтисту Марку Фюлепу, лауреатам Фонда А.Фишер, - ничего не стоит так же непринужденно, как и на сцене, поговорить не только между собой, но подключить в беседу и еще кого-то из зала, тем более что небольшое число любителей камерного искусства, собравшихся в этот вечер, соответствовало их "топосу" высказывания. Инструменты для обоих музыкантов стали голосами их культурной "речи", высказывающимися звуками. Об этом художественном идеале так мечтали русские символисты: звучать, наполнять, волновать, но без слов. Рояль Йожефа Балога "выдавал" сдержанного, уравновешенного человека. Его черный костюм был под стать звучащему инструменту. Хотя в дуэтных партиях он находился на втором плане, поддерживая страстную речь-соло своего партнера, но в нужных моментах направлял его. Используя фортепиано наподобие сократовского метода, он подводил музыкальное движение к нужной цели - к кульминациям с эмоциональными вспышками, как в "Импровизации на венгерские темы" Б.Бартока или в его же "Трех народных песнях из области Чик". Эмоциональные партии флейтиста Марка Фюлепа, как многоцветный фейерверк, удивляли нюансами звучностей, арсеналом артикуляционных приемов и беспредельных колористических облаков. Страстно увлеченный своей речью-высказыванием Марк в жанровых номерах (а они преобладали в национально маркированных произведениях Доплера и Бартока), как опытный собеседник, договаривал нужное "языком жестов", так любимым сегодняшними психологами-практиками. В музыкальной практике телесные "финты" позволяют "заразить", убедить слушателя, что весьма правомерно в моторной музыке. Делая развороты всем телом, от рояля к слушателям, как глубокий реверанс, не выпуская флейту, венгр еще визуализировал те танцевальные па, которые наверняка сопутствовали "Румынским народным танцам" Б.Бартока в живой, народной практике. Так же как "услышать" камерное сочинение можно, лишь "вслушиваясь" в тонкий сюжет музыкальных звуков, так и "различить" индивидуальный голос культуры в современном мультинациональном мире с его национальным многоголосием можно, лишь "погружаясь" в его культурные тексты. Может, именно поэтому интерес современных композиторов к камерной музыке так высок. Элитарный "компендиум" из сочинений современных чешских авторов - И.Матыса, П.Гейны, Я.Йирасека, Л.Фишера, М.Штедронь, И.Косиковой - был представлен в исполнении виолончелиста Франтишека Брикциуса, лауреата конкурсов "Anglo-Czech Competition" в Лондоне (1999), "International String Competition London" (2002) и "International String Competition" в Йиглаве (2003). Его авторский проект "Шесть современных авторов для виолончели соло" составлял вторую часть этого вечера, продолжавшегося двухчасовым нон-стопом. Концептуальная идея виолончельного проекта, в общем напоминающего барочную сюитную традицию, связана исключительно с современной Чехией. Все шесть сочинений созданы современными чешскими авторами за последние 25 лет и именно для чешского виолончелиста Франтишека Брикциуса. Всех их связывают два крупных города Чехии - Прага и Брно. Что интересно, одной из задач, поставленных перед авторами, являлся хронометраж - продолжительность каждого произведения не превышает 10 минут, что согласовывается, вероятно, с современным клиповым восприятием аудитории, а значит, и повышает доступность сочинений. Все исполнения этого проекта (премьера состоялась в Брюсселе на фестивале "Violoncello-2005") проходили с большим успехом. И дело здесь не только в продуктивном композиторском братстве, но и в его яркой, артистической подаче исполнителем, что для современной музыки становится залогом успеха, а роль исполнителя претендует на соавторство. "Голос" виолончели Франтишека, хотя и не принадлежит барочной эпохе (виолончель создана в 1904 году), постоянно вызывал барочные аллюзии. Сам тембр виолончели, провоцирующий глубокие смыслы, из-за близости человеческому голосу (как ни банальна эта метафора) раздваивался в собственном диалоге, переходя из противоположных регистров, и погружался в этические "круговороты" замыслов чешских авторов. Так же как и в виолончельных сюитах Баха, танцевальные и моторные движения, четко артикулированные и эмоционально подававшиеся Франтишеком, сопоставлялись с остановками музыкального времени, как в старинных сарабандах. Также в рубрике:
|