Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 15 (7525) 20 - 26 апреля 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Шесть авторов для виолончели

Венгрия и Чехия - "Весна в России"

Екатерина КЛЮЧНИКОВА


Ф.Брикциус

Камерная музыка является мейнстримом Московского международного фестиваля "Весна в России", в шестой раз проходящего в Москве. Репертуар классической камерной музыки требует особого интеллектуального напряжения для слушателей, ведь в ней отсутствуют какие-либо экстрамузыкальные "сюжеты", как в опере - литературная канва и радующие глаз декорации или как в симфонической - звуковые "спецэффекты". В этом искусстве все сосредоточено в звучащей субстанции, ее постижение сродни интровертному погружению в психологический мир, свой или собеседника.

Индивидуальные голоса-инструменты двух культур - венгерской и чешской - наполняли 7 апреля Камерный зал Государственного музея музыкальной культуры им.М.И.Глинки. Музыкальная культура Венгрии раскрывалась в разнообразных стилистических направлениях: конечно, прозвучали фольклорно окрашенные сочинения Бартока, романтическая Фантазия-пастораль Доплера и экспериментальная пьеса Гейны. Исключительно современный репертуар представил чешскую культуру.

Казалось, что венгерскому дуэту - пианисту Йожефу Балогу и флейтисту Марку Фюлепу, лауреатам Фонда А.Фишер, - ничего не стоит так же непринужденно, как и на сцене, поговорить не только между собой, но подключить в беседу и еще кого-то из зала, тем более что небольшое число любителей камерного искусства, собравшихся в этот вечер, соответствовало их "топосу" высказывания. Инструменты для обоих музыкантов стали голосами их культурной "речи", высказывающимися звуками. Об этом художественном идеале так мечтали русские символисты: звучать, наполнять, волновать, но без слов. Рояль Йожефа Балога "выдавал" сдержанного, уравновешенного человека. Его черный костюм был под стать звучащему инструменту. Хотя в дуэтных партиях он находился на втором плане, поддерживая страстную речь-соло своего партнера, но в нужных моментах направлял его. Используя фортепиано наподобие сократовского метода, он подводил музыкальное движение к нужной цели - к кульминациям с эмоциональными вспышками, как в "Импровизации на венгерские темы" Б.Бартока или в его же "Трех народных песнях из области Чик". Эмоциональные партии флейтиста Марка Фюлепа, как многоцветный фейерверк, удивляли нюансами звучностей, арсеналом артикуляционных приемов и беспредельных колористических облаков. Страстно увлеченный своей речью-высказыванием Марк в жанровых номерах (а они преобладали в национально маркированных произведениях Доплера и Бартока), как опытный собеседник, договаривал нужное "языком жестов", так любимым сегодняшними психологами-практиками. В музыкальной практике телесные "финты" позволяют "заразить", убедить слушателя, что весьма правомерно в моторной музыке. Делая развороты всем телом, от рояля к слушателям, как глубокий реверанс, не выпуская флейту, венгр еще визуализировал те танцевальные па, которые наверняка сопутствовали "Румынским народным танцам" Б.Бартока в живой, народной практике.

Так же как "услышать" камерное сочинение можно, лишь "вслушиваясь" в тонкий сюжет музыкальных звуков, так и "различить" индивидуальный голос культуры в современном мультинациональном мире с его национальным многоголосием можно, лишь "погружаясь" в его культурные тексты. Может, именно поэтому интерес современных композиторов к камерной музыке так высок. Элитарный "компендиум" из сочинений современных чешских авторов - И.Матыса, П.Гейны, Я.Йирасека, Л.Фишера, М.Штедронь, И.Косиковой - был представлен в исполнении виолончелиста Франтишека Брикциуса, лауреата конкурсов "Anglo-Czech Competition" в Лондоне (1999), "International String Competition London" (2002) и "International String Competition" в Йиглаве (2003). Его авторский проект "Шесть современных авторов для виолончели соло" составлял вторую часть этого вечера, продолжавшегося двухчасовым нон-стопом.

Концептуальная идея виолончельного проекта, в общем напоминающего барочную сюитную традицию, связана исключительно с современной Чехией. Все шесть сочинений созданы современными чешскими авторами за последние 25 лет и именно для чешского виолончелиста Франтишека Брикциуса. Всех их связывают два крупных города Чехии - Прага и Брно. Что интересно, одной из задач, поставленных перед авторами, являлся хронометраж - продолжительность каждого произведения не превышает 10 минут, что согласовывается, вероятно, с современным клиповым восприятием аудитории, а значит, и повышает доступность сочинений. Все исполнения этого проекта (премьера состоялась в Брюсселе на фестивале "Violoncello-2005") проходили с большим успехом. И дело здесь не только в продуктивном композиторском братстве, но и в его яркой, артистической подаче исполнителем, что для современной музыки становится залогом успеха, а роль исполнителя претендует на соавторство. "Голос" виолончели Франтишека, хотя и не принадлежит барочной эпохе (виолончель создана в 1904 году), постоянно вызывал барочные аллюзии. Сам тембр виолончели, провоцирующий глубокие смыслы, из-за близости человеческому голосу (как ни банальна эта метафора) раздваивался в собственном диалоге, переходя из противоположных регистров, и погружался в этические "круговороты" замыслов чешских авторов. Так же как и в виолончельных сюитах Баха, танцевальные и моторные движения, четко артикулированные и эмоционально подававшиеся Франтишеком, сопоставлялись с остановками музыкального времени, как в старинных сарабандах.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

ЗАПИСИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;