Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7525) 20 - 26 апреля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрЛюди в передней"Предбанник" Игоря Вацетиса в Театре имени Моссовета Наталия КАМИНСКАЯ
Сделанное Сергеем Юрским в искусстве и - шире - в самосознании людей нескольких поколений имеет особую ценность. Это сейчас молодой неофит, глядя на старого "Золотого теленка", может воскликнуть: классный Бендер! А тем, кто на Юрском вырос и воспитался, этот возглас приятен, но далеко не исчерпывает явления. Мы-то ходили не просто на классного актера, а на необходимого собеседника. Юрский в разное время много чего важного нам сказал, причем лучше всего делал это спектаклями, концертами и фильмами, частично - книгами. Мы привыкли, что непрямым текстом - всегда убедительнее. И не только оттого, что дети времени иносказаний, а потому, что сам Юрский приучил нас к театру и кино, где гражданское растворено в талантливой образности, где не вещают, а умно и тонко разговаривают, чураясь трибун и деклараций. Декларации - они во все времена подозрительно необъемны и утилитарны. Но в последнее время сам Сергей Юрьевич начал склоняться к декларативности. К примеру, фраза из его спектакля "...мы сами вышли из тесноты и неволи, но со свободой плевать на эту тесноту и неволю" хорошо сформулирована, да и не согласиться с этой мыслью трудно. Но, когда герой на сцене впадает в прямую публицистику, становится обидно и за героя, и за Юрского, и за себя, привыкшего доверять личности Юрского как художника без указующих перстов. Все, что говорится в новой пьесе Игоря Вацетиса, абсолютно справедливо. Перед нами уже второе, после "Провокации", сочинение невидимого автора, за именем которого, играя в известную литературную мистификацию, скрывается сам Юрский. Схожи и почерк, и тема. Снова - абсурд нашей жизни, смешение бизнеса, политтехнологий, попыток заработать, прославиться, устроиться получше, обрести почву под ногами - и все это в чисто российском варианте поголовного недотепства, генетической "епиходовщины". "Предбанник", уже начиная с названия, придуман замечательно. Эдакий вселенский образ передней, подъезда к основному месту действия, где, как правило, все самое главное и происходит: видны подоплеки, суть, мотивы и расклад сил. То, что произойдет в основном помещении, предопределено предбанником - разве не так устроена жизнь? Первый акт спектакля, поставленного самим Юрским на Малой сцене Театра им. Моссовета, смотреть и слушать одно удовольствие. Здесь так легко и виртуозно намечаются истории, которым суждено потом сплестись в один клубок! Здесь столько точнейших линий и изящных подтекстов! Играют замечательные артисты Лариса Кузнецова, Александр Филиппенко, Александр Яцко и сам Сергей Юрский. Политтехнолог обсуждает с представительницей партии предвыборную кампанию - дела идут неважно, привлечен некий экстрасенс, умеющий воздействовать на подсознание электората. Политтехнолог (С.Юрский) немолод, параноидально подозрителен, боится, что его выведут в тираж, и все время прикладывается к фляге с виски. Партийная дама нелепа, как те советские тетки, что сменили один вид общественной деятельности на другой, так и не уловив разницы и не осознав условий игры. Оба несут глубокомысленную чепуху, а главное, так сказать, "сквозное" желание - выпить кофе, которое туповатый охранник (Александр Бобровский) так и не принесет. Этот образ вожделенного напитка, эта невозможность осуществить простейшее желание - очевидный привет от Чехова, от "Трех сестер", где несчастный Вершинин так и не дождался стакана чаю. Тут же возникает предбанник театральный, скажем, служебное фойе или какая другая закулисная территория. Восхитительная парочка Филиппенко - Яцко сходит сюда в перерывах между спектаклями: персонажами то дурацкого водевиля, то производственной пьесы, то и вовсе Чеховым и Толстым, что особенно смешно. Классическая пара Счастливцев - Несчастливцев, где один довольствуется тем, что есть, а другой все подзуживает, ищет проблемы и смыслы в каждом пустяке. Прием не нов, но написано и сыграно это отменно: два актера легко обозначают модель извечных претензий к жизни, тасуют ее амплуа и роли, отсылают нас к театру, в котором иной раз смысла поболее, чем в реальности, да и к классикам, чьи страдания за человечество так ни к чему и не привели. Все это мастерски переплетено, умно и смешно состыковано, заставляет работать память, интеллект и при этом еще получать эстетическое удовольствие. Печальный абсурд отечественной действительности уже пророс во все щели действия. Но не тут-то было, и во втором акте начинается открытая публицистика. Оказывается, наши актеры призваны на съемочную площадку, где снимается новомодный фильм о тех самых партийных лидерах, политтехнологах, экстрасенсах и прочих деятелях, занимающихся черт знает чем в целях бес знает чего. Старый актер, играющий политтехнолога (С.Юрский), умирает прямо на сцене, успевая перед этим произнести не предусмотренные сценарием тексты. К уже упоминавшемуся стоит добавить такой (не ручаюсь за дословность): "...если чего-то слишком много, оно превращается в ничто... слишком много свободы - рабство..." Сокровенное произнесено, режиссер, вещающий в микрофон с "поднебесья", озадачен, но эта отсебятина ему нравится. Засим остается финальный танец, во время которого старый актер тихо отходит в вечность. Если именитого художника продолжает сегодня занимать не только собственное здоровье или хороший заработок, а еще и то, что происходит в его стране с его соотечественниками, то первое мое желание - снять перед ним шляпу. Второе - согласиться с ним в общем диагнозе. Однако третье, и не менее сильное, коль скоро речь идет именно о художнике и именно о спектакле, - это желание не слышать со сцены лозунгов и деклараций. Пусть их вещают партийные лидеры и экстрасенсы, которым на другое недостает ни ума, ни таланта. А у вас-то, Сергей Юрьевич, есть то, что ни за какие деньги не купишь. В первом акте "Предбанника" это заявлено так ярко, так умно и ненатужно! Нам, правда, и без монологов совершенно ясно, о чем идет речь. Также в рубрике:
|