Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7525) 20 - 26 апреля 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраПогоня за АфродитойОбнаженная натура на московских выставках Елена ШИРОЯН
В метро вижу рекламу: Аполлон (тот самый, Бельведерский) обряжен в сорочку и пиджак. Идеал красоты, с XV века пленявший художников и поэтов, лишили главного - прекрасного тела. Заметим, обнаженного, что для греков воплощало гармонию и позволяло увидеть совершенство Бога в земном человеке. Не буду перечислять все коннотации, связанные с темой наготы в искусстве, вовсе не новой. Считать ли победой раскрепощенности либо следствием усталости культуры, утратой свежести восприятия тот факт, что в музеях мы чаще безразлично минуем шедевры, будь то "Афродита Книдская" или слепок с "Давида" Донателло? Некогда живые, потрясавшие воображение образы - ныне "иконы" европейской культуры, чья сакральность не подлежит сомнению, но взволновать может лишь человека экзальтированного. Время без устали шлифует сознание, безжалостно диктуя свои правила. Красоту обнаженного тела, вдохновлявшего творцов "классической" эпохи - расцвета Древней Греции, Ренессанса и барокко, убил рационалистический XIX век, когда бесчисленные штудии в жанре ню стали общим местом академизма. Мы еще можем встрепенуться у легендарных антиков или старых мастеров, но в основном видим в "обнаженке" неотъемлемый атрибут Салон Салоныча: именно так ее преподнесла Третьяковка в проекте "Пленники красоты". В свое время "Олимпия" Мане вызвала бурю эмоций не потому, что модель обнажена, а поскольку автор написал реальную женщину в реальной обстановке, а не умозрительную грацию среди райских кущ. А нас нынешних, переваривших плоды арт-революций прошлого, скорее "зацепят" некие деформации, присущие модернистам вроде Мура или Пикассо, где точка отсчета - негритянская и первобытная скульптура, словом, архаика. И верно, в искусстве (по обе стороны незримого барьера между автором и зрителем) не так страшен радикализм, как машинальное следование канону. Плен стереотипов зачастую опаснее бунта: если художник использует отработанные клише, он вряд ли способен достучаться до наших сердец, как бы грамотно ни накладывал краски. Парадокс - и подлинная Красота может оставить равнодушным просто в силу замыленности нашего взгляда. Как ни удивительно, еще находятся отважные сердца, жаждущие вернуть эту поистине неисчерпаемую тему на былое место в иерархии арт-ценностей. Именно так хочется интерпретировать недавно, увы, мимолетно прошедшую в выставочном зале Союза художников России экспозицию "Ню". Организовал ее заслуженный художник РФ Рафаэль Акопов - председатель выставкома СХР параллельно с общественным призванием привержен обнаженной натуре. Он давно рисует ню на холстах, бумаге и стенах: так, в югославском городе Нови Сад расписал аптеку, по его словам, признанную лучшей в Европе, коль скоро ее огромный потолок украшает панно по мотивам "Весны" Боттичелли. Именно живописец Возрождения, почитаемый как основатель жанра ("Рождение Афродиты", может, и не первое после заката Рима изображение нагой женщины, но знаковое, этот гимн телу изучают в университетах и тиражируют на ковриках для "мыши"), - вдохновитель Р.Акопова. Ну а выставка, объединившая 90 участников, от академиков до скромных членов союза, - пример того, как многообразно трактуют тему ню художники нескольких поколений, при разной манере помнящие и об академической натурной школе, и о многовековой традиции. В русском искусстве она не столь долгая, как в западном (отсчет надо вести все-таки не с XVIII века, когда Петр I эпатировал подданных каменной "бесстыдницей" - Венерой, а с XIX столетия, от обнаженных Великого Карла); однако и у нас сколько угодно образцов, перешедших в категорию символов. Среди гуру - Кустодиев, вступивший в ироничный диалог с Рубенсом о "вечной женственности"; правда, "русские красавицы", любящие чай да баньку, прогремев и на Западе, чаще воспринимаются плоско, "в лоб". Редкость - адекватное их переосмысление у Олега Савостюка, хитроумно играющего со штампами в пародийно-ярких, нарочито отдающих лубком картинах: "Рок-н-ролл по-русски" - и любование натурой, и разговор о пресловутой "русской идентичности". По контрасту (на нем и строил свой авторский проект Р.Акопов, представленный тонко стилизованными композициями) - холсты Игоря Обросова в сдержанной гамме, где плоды земли подчеркивают витальную силу модели, ее предназначение; еще яснее устремленность к женскому естеству как образу плодородия у скульптора Ивана Милашевича, чья "Красавица", без утайки демонстрирующая пышное тело, отдает уже не античностью или русской статью, а "палеолитической Венерой". Еще контрасты: бестелесная "Бегущая по волнам" керамистки Рены Цузмер (лишь стопа на гребне волны) и анемичные, погруженные в сон декаданса "нюшки" Юрия Бурджеляна. Отголоски матвеевской школы скульптора Евгении Гатиловой, развоплощение натуры в стихии цвета у Юрия Григоряна, крепкий реализм Николая Соломина, парафразы Джорджоне и абстракционистов, оммаж Александру Архипенко в авторском стекле Фидаиля Ибрагимова... Впрочем, не будем умалять мастерства и "самости" наших современников. У ироничных или романтичных певцов тела запомнятся и "Дама в черном" Игоря Пчельникова - намалеванная на доске русалка в наброшенной на плечи вельветовой мужской рубахе, и изысканная живопись Анатолия Суховецкого ("Синий кувшин" взывает к "голуборозовцам"), и метко скадрированные фрагменты торсов на снимках Ивана Порто - просвеченные солнцем драпировки на мраморных телах ("Анатолийские мотивы") возвращают к античным первоистокам. Словом, сколько авторов - столько и мнений, но все-таки преобладает взгляд мужской, в массе консервативный, а натура - женская. Последняя доминирует и у Беттины Реймс: ее ретроспектива в Манеже - кульминация Фотобиеннале. Вот уж раздолье глазу - десятки обнаженных тел, огромные принты; статичные позы сменяют резкие ракурсы, порой откровенные до шока. Взгляд же совершенно иной: сугубо женский, но аналитический, остросовременный. "Хельмут Ньютон в юбке", как прозвали французскую звезду, не просто любуется лицом и телом, данными целокупно и в деталях, а в духе феминизма ставит проблемы, отважно изучая "материал" и через него - общество. "Укол" реальности, по Р.Барту! Хрупкие модели знают свою силу и чувственность, уязвимы и агрессивны, соблазняют эстетизмом, меняют маски... Быть женщиной нелегко, однако персонажи Реймс готовы принять вызов преходящей юности и красоте! ...Но вернемся на Беговую улицу Москвы. На мой взгляд, "Ню" - это заявка на серьезный, масштабный проект. Ведь тема в самом деле животрепещущая: новые технологии не в силах отменить натуру человека, но перекраивают психологию. Разумеется, солидный фонд "обнаженки" имеется в мастерской у каждого профессионала, будь то скульптор или фотограф. А если добавить хоть немногое из музейных запасников, пусть одной Третьяковки, выйдет широчайшая панорама. Также в рубрике:
|