Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 46 (7556) 23 - 29 ноября 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяМонаршая усладаГалерея драгоценностей Эрмитажа в Московском Кремле ВЫСТАВКАЕлена ТИТАРЕНКО Шедевры ювелирного искусства в Успенской звоннице - не редкость, а скорее регулярное шоу. В Музеях Московского Кремля мы видели сокровища французской короны и династии Габсбургов, святыни Благовещенского собора... Но попасть через Кутафью башню в Золотые кладовые Эрмитажа - редкая удача. Ставшая возможной по случаю юбилея кремлевских музеев: партнер из Петербурга на сезон преподнес коллегам (а значит, и московским зрителям) великолепную коллекцию ювелирных изделий, в большинстве своем прежде не покидавших эрмитажных стен. И если даже отвлечься от уникальности каждого экспоната, не только роскошно изукрашенного, но и повидавшего "первых лиц" российской истории, перед нами удивительный комплекс вещей за два с половиной тысячелетия. Самый старый экспонат - найденная "черными археологами" XVIII столетия скифская бляха в виде свернувшейся пантеры - датируется VII веком до н.э., самый молодой - копия императорских регалий (этакая игрушка в масштабе 1 : 10), созданная самой знаменитой ныне русской фирмой для Всемирной выставки 1900 года в Париже. К слову, автор этого иронического сувенира был тогда признан одним из лучших в мировом цехе, в довесок к золотой медали получив и орден Почетного легиона. Попали же эти миниатюрные короны, держава и скипетр на выставку в Кремль, видимо, все-таки из-за того, что непременный Фаберже служит послесловием к трудам русских и иностранных ювелиров, работавших для императорского двора в Петербурге в XVIII - начале XIX столетия. Таких перекличек на выставке немало: перстень с гранатовой головой Афины отсылает к коллекции гемм Екатерины II, сетовавшей на охватившую ее "камейную болезнь". Яркий букет из минералов, поднесенный придворным ювелиром Иеремией Позье ее предшественнице Елисавете Петровне, оттеняет изысканный вкус эпохи неоклассицизма: жемчужная "Ветка лилий в вазе" с темно-зеленым акцентом хризолитов, свадебный подарок великой княжне Александре Павловне, - сувенир печальный, возвращенный в Россию после ранней смерти эрцгерцогини. Но он отразился и в настольном зеркале из Китая - увенчанное уже в России нежным букетом из жемчуга и алмазов, среди прочих восточных редкостей оно хранилось в "музеуме" Екатерины Великой в Зимнем дворце рядом с золотыми алтарными божками. Кстати, приходит мысль об уникальном самоощущении России: для нее Восток - экзотика и Запад - почти свой; вещи ненавязчиво напоминают о "всемирной отзывчивости" русской культуры. А равно о широте кругозора властителей, в лучшие времена гордившихся не только просторами им покорной страны, но и "срединной" ролью в евроатлантической цивилизации. Скифские степи от Черного моря до Урала выводили не только в Европу, но и в края совсем дальние: не о том ли говорят купленная царем-плотником в Голландии подвеска "Якорь" и ее ренессансный аналог испанской работы - золотая "Каравелла" из огромного колумбийского изумруда, под эмалевым парусом и изумрудным же крестом плывущая в неведомое. Но самый поразительный экспонат, возможно, не она и не серебряный ларец дочери польского короля Сигизмунда I, который в XVI веке мастера из Нюрнберга унизали самоцветами, а скромная с виду чернильница Александра I, основателя музея в Оружейной палате Кремля. Зато сделана она из первой российской платины! И смысл выставки "Галерея драгоценностей Эрмитажа" не в блеске бриллиантов и золота - музейщики им не злоупотребили. И не ограничились показом совершенств царской "ювелирки", превратив выставку в рассказ о том, какими небанальными мотивами руководствовались августейшие собиратели этого комплекса уникумов. Сибирская коллекция Петра I, комплекс вещей дивной красоты и предмет гордости просвещенного самодержца, - еще и самое раннее в России археологическое собрание. Золотые украшения античности (не оторвать глаз от рога для питья V века до н.э., височных подвесок столетием моложе или ожерелья с магическим геракловым узлом) - свидетели того, как рождалась в Отечестве классическая археология. Наш фотограф упорно пытался "надеть" (через стекло, конечно!) на голову кого-либо из посетителей выставки открывающий ее золотой оливковый венок, творение мастеров Боспора IV века до н.э.: не вышло, и слава богу - он предназначен для мира иного, дабы погребенный в кургане близ Керчи воин после смерти мог на равных пировать с героями и полубогами. Мы же, обходя последнюю выставку проекта "Королевские и императорские сокровища в Кремле", пируем мысленно вместе с ее незримыми героями, слушавшими бой нарядных часов с сапфирами или агатами, принимавшими в дар от иноземных послов диковинные несессеры и конскую сбрую с огромными алмазами, одаривавшими вельмож табакерками с аллегориями воинских побед. И ценившими не столько золото и камни с переливами, сколько тщательно пестуемый образ просвещенной державности. Также в рубрике:
|