Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 46 (7556) 23 - 29 ноября 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Одна неделя

Монаршая услада

Галерея драгоценностей Эрмитажа в Московском Кремле

ВЫСТАВКА

Елена ТИТАРЕНКО
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Шедевры ювелирного искусства в Успенской звоннице - не редкость, а скорее регулярное шоу. В Музеях Московского Кремля мы видели сокровища французской короны и династии Габсбургов, святыни Благовещенского собора... Но попасть через Кутафью башню в Золотые кладовые Эрмитажа - редкая удача. Ставшая возможной по случаю юбилея кремлевских музеев: партнер из Петербурга на сезон преподнес коллегам (а значит, и московским зрителям) великолепную коллекцию ювелирных изделий, в большинстве своем прежде не покидавших эрмитажных стен. И если даже отвлечься от уникальности каждого экспоната, не только роскошно изукрашенного, но и повидавшего "первых лиц" российской истории, перед нами удивительный комплекс вещей за два с половиной тысячелетия. Самый старый экспонат - найденная "черными археологами" XVIII столетия скифская бляха в виде свернувшейся пантеры - датируется VII веком до н.э., самый молодой - копия императорских регалий (этакая игрушка в масштабе 1 : 10), созданная самой знаменитой ныне русской фирмой для Всемирной выставки 1900 года в Париже. К слову, автор этого иронического сувенира был тогда признан одним из лучших в мировом цехе, в довесок к золотой медали получив и орден Почетного легиона. Попали же эти миниатюрные короны, держава и скипетр на выставку в Кремль, видимо, все-таки из-за того, что непременный Фаберже служит послесловием к трудам русских и иностранных ювелиров, работавших для императорского двора в Петербурге в XVIII - начале XIX столетия. Таких перекличек на выставке немало: перстень с гранатовой головой Афины отсылает к коллекции гемм Екатерины II, сетовавшей на охватившую ее "камейную болезнь".

Яркий букет из минералов, поднесенный придворным ювелиром Иеремией Позье ее предшественнице Елисавете Петровне, оттеняет изысканный вкус эпохи неоклассицизма: жемчужная "Ветка лилий в вазе" с темно-зеленым акцентом хризолитов, свадебный подарок великой княжне Александре Павловне, - сувенир печальный, возвращенный в Россию после ранней смерти эрцгерцогини. Но он отразился и в настольном зеркале из Китая - увенчанное уже в России нежным букетом из жемчуга и алмазов, среди прочих восточных редкостей оно хранилось в "музеуме" Екатерины Великой в Зимнем дворце рядом с золотыми алтарными божками. Кстати, приходит мысль об уникальном самоощущении России: для нее Восток - экзотика и Запад - почти свой; вещи ненавязчиво напоминают о "всемирной отзывчивости" русской культуры. А равно о широте кругозора властителей, в лучшие времена гордившихся не только просторами им покорной страны, но и "срединной" ролью в евроатлантической цивилизации. Скифские степи от Черного моря до Урала выводили не только в Европу, но и в края совсем дальние: не о том ли говорят купленная царем-плотником в Голландии подвеска "Якорь" и ее ренессансный аналог испанской работы - золотая "Каравелла" из огромного колумбийского изумруда, под эмалевым парусом и изумрудным же крестом плывущая в неведомое. Но самый поразительный экспонат, возможно, не она и не серебряный ларец дочери польского короля Сигизмунда I, который в XVI веке мастера из Нюрнберга унизали самоцветами, а скромная с виду чернильница Александра I, основателя музея в Оружейной палате Кремля. Зато сделана она из первой российской платины!

И смысл выставки "Галерея драгоценностей Эрмитажа" не в блеске бриллиантов и золота - музейщики им не злоупотребили. И не ограничились показом совершенств царской "ювелирки", превратив выставку в рассказ о том, какими небанальными мотивами руководствовались августейшие собиратели этого комплекса уникумов. Сибирская коллекция Петра I, комплекс вещей дивной красоты и предмет гордости просвещенного самодержца, - еще и самое раннее в России археологическое собрание. Золотые украшения античности (не оторвать глаз от рога для питья V века до н.э., височных подвесок столетием моложе или ожерелья с магическим геракловым узлом) - свидетели того, как рождалась в Отечестве классическая археология. Наш фотограф упорно пытался "надеть" (через стекло, конечно!) на голову кого-либо из посетителей выставки открывающий ее золотой оливковый венок, творение мастеров Боспора IV века до н.э.: не вышло, и слава богу - он предназначен для мира иного, дабы погребенный в кургане близ Керчи воин после смерти мог на равных пировать с героями и полубогами. Мы же, обходя последнюю выставку проекта "Королевские и императорские сокровища в Кремле", пируем мысленно вместе с ее незримыми героями, слушавшими бой нарядных часов с сапфирами или агатами, принимавшими в дар от иноземных послов диковинные несессеры и конскую сбрую с огромными алмазами, одаривавшими вельмож табакерками с аллегориями воинских побед. И ценившими не столько золото и камни с переливами, сколько тщательно пестуемый образ просвещенной державности.

Также в рубрике:

ВЫСТАВКА

ФОТОГРАФИЯ

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ПОДРОБНОСТИ

РЕСТАВРАЦИЯ

ЛИТЕРАТУРА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ЮБИЛЕЙ

АНОНС

ФЕСТИВАЛЬ

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

ЛИДЕР ПРОДАЖ

АГЕНТСТВО КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;