Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 46 (7556) 23 - 29 ноября 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

НАТАЛЬЯ ЗАГОРИНСКАЯ: "Трудности можно перехитрить умом и мастерством"

Беседу вел Андрей ХРИПИН
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Н.Загоринская

В жизни эта хрупкая и скромная, но очень сильная и независимая женщина не слишком заметна - пройдет мимо, и вы не обратите на нее внимания. Она царит в других мирах - на сцене. Язык не поворачивается назвать ее звездой, поскольку для звезд нынешней гламурно-глянцевой эпохи с приставкой "мега" противопоказаны не только духовность и интеллект, но и самый обычный ум. Именно к редкой породе мыслящих, тонких, интеллектуальных певцов и принадлежит Наталья ЗАГОРИНСКАЯ.

У нее стабильная система ценностей - оперный конвейер и гастрольный бизнес ее никогда не интересовали. Всегда был и есть только один театр - "Геликон-опера", только один режиссер - Дмитрий Бертман, только одна главная роль - музы-вдохновительницы. И было две жизни в театре, разделенные барьером вынужденного молчания: "до", когда нормальным способом сценического существования становилось исступленное самосожжение в духе Комиссаржевской, и "после", когда выстраданная мудрость подвела к секретам "строгого стиля" и умного самоограничения. "До" была прежде всего ее экстремальная, современная Кармен - нескончаемый яростный драйв, почти что оперный "рок", роль, которая сделала Загоринскую как таковую; были и другие сумасшедшие, с точки зрения нормальной вокальной психики, эксперименты, когда сегодня ты Аида, завтра Амнерис, а послезавтра Виолетта или даже Розалинда в "Летучей мыши". "После" пришла экстравертная пора сложных героинь в сложных операх ("Средство Макропулоса" Яначека, "Диалоги кармелиток" Пуленка). И все равно воспоминание о ее Кармен до сих пор жжет нашу память.

    

- Вы в "Геликоне" практически с момента его рождения, ну, самую малость попозже. Не секрет, что театр очень сильно изменился за это время, а изменились ли вы?

- То, что театр меняется, это правильно, но сама я, наверное, не особо меняюсь...

    

- Со стороны так не кажется, ведь и вокальную манеру вы в течение жизни кардинально меняли, и стиль сценического поведения - и это было похоже на какую-то революцию в сознании...

- Это была вынужденная необходимость, когда мне пришлось начинать с нуля. В такой ситуации у людей обычно два пути: либо мудрость наступает, и ты начинаешь работать не природой, а мастерством и техникой, либо не наступает - и тогда конец. Тогда, в свой сложный период, я остро поняла, как же я люблю музыку. В такие моменты с нами происходят важные прозрения. В молодости у нас одно отношение к вещам, мы стремимся не столько выразить музыку, сколько с ее помощью выразить себя, себя, себя. А потом приходит что-то такое, что невозможно выразить словами, может быть, какой-то высший смысл, - и это дает силы оставаться и идти дальше. Меняются сами темы для выражения: в 10, в 20, в 30 лет мы хотим говорить о разном.

    

- Несмотря на опасность, люди часто предпочитают традиционным решениям рискованные пограничные ситуации. Допустим, в опере едва ли не самые оригинальные трактовки случаются, когда за партию берется не тот голос, для которого она написана. Не было ли страшно вам, певице-сопрано, подступаться к меццовым партиям Кармен и Амнерис, пусть перед глазами и был опыт Леонтин Прайс, Джесси Норман или Гены Димитровой? Что вы думаете об этом с расстояния времени?

- Наверное, так было суждено, и надо было дойти в этом до точки. Что касается Амнерис, это явно не был поступок здравого ума, но как говорится, сам не расшибешься - опыта не наберешься. А вот с Кармен не так все однозначно. Мне нравилось петь эту партию, она хорошо ложилась на мой голос. Есть разные типы певцов. Одни щедро одарены богом большими и красивыми голосами, держат вокальную манеру в строгости, не позволяют себе отойти от академизма - всякие эксперименты, в том числе с тембром, не для них. А зачем? И так все есть. Другие певцы (к ним, кстати, принадлежал и Шаляпин. - А.Х.) не имеют столь щедрой природы, и вынуждены удивлять чем-то другим. В силу какого-то несоответствия нутра и вокальных данных и, конечно, в силу своего характера я, наверное, из тех, которым хочется больше, чем ты можешь. И вот здесь нужны рамки, что-то сдерживающее, педагог, например, потому что кажется - могу, но - не хватает технических ресурсов. По молодости мы часто попадаемся на эту удочку, начинаем насиловать голос, и это нехорошо. Теперь-то я понимаю, что цели можно достичь разными путями - можно идти напролом силой, а можно обойти трудности, перехитрив их умом и мастерством.

    

- То есть в "прежней жизни" каждый спектакль становился стрессом для вас и для вашего голоса?

- Еще каким! Но ведь это на самом деле не нужно. И теперь я знаю, как добиться такого же эмоционального воздействия с минимальными психическими затратами, не сгорая дотла.

    

- И чаще ли теперь приходится говорить "нет" себе и обстоятельствам?

- Да. Жизнь научила, и не только в театре. Во-первых, не надо столько. А во-вторых, чтобы отдавать, артист должен накапливать, и я, например, не представляю, как можно "работать" в мюзикле по семь раз в неделю и чаще. Конечно, когда отказываешься, то невольно подводишь людей, поэтому я научилась смотреть далеко вперед и так рассчитывать свои силы, чтобы потом не было стрессов и каких-то авралов. Когда набираешь слишком много, то не получаешь ни удовольствия, ни дохода, ничего, в итоге не бывает хорошо никому. Процесс извлечения качества из количества, как правило, остается у нас позади, в молодости. Что касается нашего театра, то сейчас это самоограничение от меня самой порой уже и не зависит - у нас стало так много хороших солистов, что дай бог всем составам успеть за сезон спеть свою партию в том или ином спектакле.

    

- Насколько я знаю, вы с детства серьезно занимались как пианистка, но немного непонятно, каким же образом произошел тектонический сдвиг в вокальную сторону.

- Я училась в ЦМШ на Кисловке, было очень тяжело. У меня абсолютный слух, и мои родители-музыканты, сами не имевшие такового, считали, что я должна извлечь из этого максимум. Ужасное слово "должна"! Это теперь мне ясно: я не ушла, потому что всегда слишком сильно любила музыку. Пела я с рождения и всегда была наполнена звуками, вы ведь понимаете, что такое абсолютный слух. Все звуки жизни отражаются в твоей голове, как ноты определенной высоты, имеют свой тембр и цвет. С детства помню, что, к примеру, паровозные гудки по ночам звучали для меня ми-минорным трезвучием, которое с ними потом и ассоциировалось. Заставляли заниматься через силу, через "не хочу". В общем, все как у всех. Но случилось счастье - в седьмом классе (конечно, по родственным связям) я попала к Татьяне Николаевой, которая стала тогда преподавать в ЦМШ, и проучилась у нее пять лет до окончания школы (это было как пять лет консерватории!). Помню, Татьяна Петровна сказала: "Она талантливая, ее надо научить". Я прогуливала школу, но зато с утра до вечера просиживала в консерваторском классе Николаевой. Она была очень сильная женщина, от нее веяло уверенностью и спокойствием: не переживай, все получится. Благодаря ей у меня прошло нервное волнение перед выходом на сцену. Она говорила "Пошли!", садилась за второй рояль, и под ее аккомпанемент я играла фортепианные концерты. Ух!!! Но (и от этого я испытываю определенное чувство вины) я такая ужасная, что взяла и бросила все это после 11-го класса.

    

- Почему?

- Безумно хотелось петь, причем не просто так, для себя, а петь публично, для других, самовыражаться, и в 17 лет я поступила в консерваторию на вокальный, на подготовительное отделение. Задним числом я, конечно, жалею - просто надо было на двух факультетах учиться, но мне тогда не хватило духу.

    

- Но и в этом случае от проблемы выбора, наверное, было бы не уйти...

- Не знаю, возможно, тем более что физиологические и мышечные аспекты профессии певца не слишком совместимы с пианизмом (при игре сильно напрягаются голосовой аппарат и шейные мышцы). Но выбор был сделан. Правда, я по-прежнему много играла - аккомпанировала всему вокальному факультету. Пела я довольно пискляво, но мне помогли.

    

- И кто?

- Если по порядку, то еще в десятом классе я прослушалась у Нестеренко (тогда он был завкафедрой). Я была толстая и считала себя меццо-сопрано. Спела Тоску, и Евгений Евгеньевич говорит: "Вам надо петь", правда, выдал и обычное в устах мэтра, уставшего от вокальных проблем, предостережение, что, дескать, пение - тяжкий труд и жертва, и зачем вам все это надо, ведь вы уже играете, и ладно. (Интересно, что потом, когда я училась, он не раз менял свое мнение, надо ли мне петь.) Прослушалась у Тица - и он меня поддержал! В общем, поступила к Вере Николаевне Кудрявцевой-Лемешевой. Мы с ней довольно долго занимались (2 года подготовительного отделения, 5 лет консерватории, на четвертом курсе я ушла на год по уходу за ребенком, но продолжала заниматься, и, наконец, 2 года аспирантуры - в общей сложности 10 лет) и в конце концов нашли общий язык.

    

- Вы притирались характерами, или, допустим, вам казалось, что ваш голос ведут не туда?

- Начав преподавать, я поняла, что это со мной было непросто. Сопротивляемость материала была та еще. Казалось, что мне искусственно завышают тесситуру, высокие вещи давались тяжко. Теперь я знаю, почему - не владела дыханием, была упряма, а педагог хотела придать моему тембру яркость. В общем, Вера Николаевна - молодец, выдержала.

    

- А как в вашей жизни появился "Геликон", ведь вы, наверное, даже и не подозревали о существовании такого театра, хоть он и возник под боком у консерватории?

- Мне дали рекомендацию в аспирантуру (большая удача по тем временам), но чтобы там учиться, надо было где-то работать. Режиссер из консерватории посоветовал сходить в Дом медика, где, по его словам, обосновался новый камерный театр под руководством Дмитрия Бертмана, и что у них я могла бы сделать "Человеческий голос" Пуленка. Так впервые зашла в "Геликон", но Бертман сказал: взять не можем, мы не бюджетные. И я устроилась иллюстратором в Мерзляковское училище - год тяжелейшей, изматывающей работы в классе с утра до вечера, зато порядком освоила камерный репертуар. Одновременно училась, пела в оперной студии. Там у нас было два дирижера - Рацер и Катаев, и соответственно два лагеря: студенты спрашивали друг друга "к кому пойдешь?", и это был серьезный выбор. Я попала к Катаеву, и Виталий Витальевич наряду с Николаевой, Кудрявцевой и Бертманом стал одним из тех столпов, на которых держится вся моя жизнь. С ним я сделала свои первые партии: Графиню в "Свадьбе Фигаро", Агату в "Вольном стрелке", Джанетту в "Любовном напитке", Мими, Иоланту. Так вот, была "Иоланта", довольно удачная. Бертман со своим соратником, тенором Вадимом Заплечным, пришел за кулисы, подошел ко мне и говорит: "Приходите к нам в театр, у нас хорошо". - "Да-да, конечно". Переоделась, спустилась вниз, смотрю - стоят, ждут: "Нет, вы все-таки подумайте". Недели три я думала, пришла и "запала" навсегда.

    

- Представьте, я помню фестиваль "Геликона" в начале 90-х в Камерном театре Покровского еще на Соколе и вас в роли Соседки в "Мавре" Стравинского. Милое сердцу время, когда младенец "Геликон" еще мог позволить себе и прелестный домашний междусобойчик, и невинную студенческую самодеятельность...

- Дело не в этом. Просто мы совпали. Мы творили. И не важно, что поначалу под баян с трещоткой, ведь надо же с чего-то начинать. Мы знали, что это надо пережить, как и последующий период вызывающих, эпатирующих спектаклей. Зато мы видели перспективу и всегда шли вперед. Здесь у меня произошло освобождение, в том числе от творческих комплексов, которые успешно прививает консерватория. Я даже вокально выросла здесь за первые полгода - не узнать! - именно оттого, что освободилась. Соседка, кстати, была моим дебютом, потом я спела и Парашу, потом "Маддалену" Прокофьева, "Блудного сына" Дебюсси, "Кейстута и Бируту" Скрябина, "Кащея Бессмертного" Римского-Корсакова. Где еще вы споете такой репертуар?! А дальше уже были первые спектакли с настоящим большим оркестром - "Пиковая дама", и наша другая, первая "Кармен", где я еще была Микаэлой. Я не вдавалась в подробности, что тут было до меня, и тогда еще ничего не знала о том, что театр изначально создавался с расчетом на другую певицу, Татьяну Моногарову. Я пела, работала, мне было хорошо и легко. Это потом уже мне сказали, что я кого-то собой заменила. Как бывает иногда хорошо чего-то не знать!

    

- Понятно, что у каждого своя система приоритетов и свой путь, но ваша преданность "Геликону" всегда была какой-то программной, духовной субстанцией. И в то свободное от театра время, когда большинство ваших коллег участвовали во всевозможных конкурсах, бегали на прослушивания и кастинги, обивали пороги импресарских контор и агентств, то есть занимались поиском лучшего устройства на нашей ярмарке тщеславия, максимум, что вы себе позволили, - это короткий роман с "новой музыкой"...

- Благодаря этой музыке и Эдисону Денисову у меня была возможность европейской карьеры, но все быстро оборвалось, потому что я заболела. С Эдисоном Васильевичем (вот еще один человек, на котором держится моя жизнь) меня познакомил Бертман. Опять же (с юмором) я замещала Моногарову. Не знаю, что там случилось, но я спела "Осенние песни" - и пошло-поехало: концерт за концертом, фестиваль за фестивалем. Сначала Денисов взял меня в Данию, потом во Францию. Из Швейцарии просто не вылезала, сначала пела Денисова, а потом и все остальное: циклы Даллапиккола, Ноно, дошла до Дъёрдя Куртага, это был звездный час... И вдруг я стала чувствовать себя все хуже и хуже. Не буду вдаваться в подробности, но уже потом выяснилось, что у меня серьезные проблемы с сосудами головного мозга, а лечили меня сначала лекарствами, которые еще сильней навредили. И только когда у меня отнялась правая сторона, я попала в больницу. Пожалуй, это был самый большой ужас моей жизни, несколько лет я не могла прийти в себя. А в это время предложения и контракты на "новую музыку" "сгорали" пачками, я обливалась слезами. Но, видимо, сам Бог дает нам болезнь, чтобы уберечь, остановить, заставить задуматься.

    

- Расскажите, пожалуйста, о вашей семье.

- У нас почти все музыканты. Брат Александр - известный виолончелист. Родители - пианисты, окончили Московскую консерваторию, оба преподавали, папа сейчас живет в Риге. В общем, природа не отдыхает, и моя дочь - тоже пианистка, окончила в этом году ЦМШ у Павла Нерсесьяна и поступила в Гнесинскую академию. Недавно у нас состоялся первый совместный концерт.

    

- Поскольку вы образцовая независимая женщина, мы можем спокойно поговорить о мужчинах в вашей жизни. Ясно, что Катаев, Денисов, Бертман - это гуру, мэтры, коллеги, а дальше?

- Ну до образцовой мне далеко - я часто себе не нравлюсь, хотя после того, как услышала эти слова из уст Рихтера в замечательном фильме, мне всегда неловко их повторять, но как верно сказано! Мужей официально было два. Простыми отношения никогда не были, так как за мной всегда что-то стояло - музыка, театр, призвание. И характер, конечно. Видимо, эта раздвоенность и была камнем преткновения ("ты тут дома театр не разводи"). Когда я болела, доктор сказал мне, что два с половиной сантиметра мозга не восстановятся никогда. Иногда мне кажется, что в этих сантиметрах и было заключено все невыразимое страдание моей жизни, и вот его словно вынули из головы. Все плохое вышло, и мне хорошо. В кризисные моменты мне везло на людей, которые помогали понять, как жить дальше. В один из таких периодов один человек объяснил мне: ты ждешь от людей, что они придут и дадут тебе все - карьеру, счастье, любовь, успокоение, но они такие же, как ты, и не имеют ничего этого. Не проси у бедных, несчастных и жаждущих. Вспомни, что у тебя есть Отец небесный (так он сказал), посмотри, сколько он уже тебе дал и дает все время, обратись туда. Я это запомнила, правда, поняла не сразу - нужно иметь веру в самом широком смысле. И хотя я не слишком много в этом пока преуспела, но я очень хочу.

    

- Каков ваш круг общения?

- Сейчас очень узкий - буквально работа, дом, дочь. В детстве я была необщительной, а потом словно выстрелило: "надо общаться", но мне кажется, что это мешало главному, заставляло расти вбок. Теперь мне не нужно столько общения.

    

- На какие-то посторонние увлечения время остается?

- Я люблю кино, смотрю избирательно. Но тут есть одна опасность: мы смотрим фильмы, увлекаемся, сопереживаем, а рядом страдает близкий человек - и мы не замечаем!

    

- Как вы себя поддерживаете в форме?

- Режим, ограничения, запреты. Но когда в этом существуешь постоянно, то перестаешь замечать.

    

- И тем не менее, какие у вас гастрономические пристрастия?

- После голодной советской жизни я перепробовала для интереса всякие вкусности, которые появились в последние годы, и поняла: как же я все-таки люблю натуральные, чистые продукты - соленые огурцы, кашу, простую вареную картошку.

    

- А как получают звание народной артистки, особые ощущения при этом испытываешь?

- Пока только подписан указ о присвоении, но я хотела бы получить в Кремле из рук нашего Президента.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;