Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 46 (7556) 23 - 29 ноября 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Пейзаж близкого будущего

Сергей Калмыков и Максимилиан Волошин в ГМИИ имени А.С.Пушкина

Елена ШИРОЯН


С.Калмыков. "Натюрморт с атомическим бомбоотражателем". 1941 г.

Художник (разумеется, настоящий) устремлен в будущее, музей - в прошлое. Художник живет в мире фантазий, даже когда числится реалистом; музей же имеет дело с материей весомой, грубой, зримой - с вещдоками тех самых грез и иллюзий, благодаря которым творцы входят в историю. Примеров тому, как уживаются полет в небеса и хождение по тверди земли, на практике сколько угодно. И все же весьма разительный образчик явил Пушкинский музей, открыв выставку "Моя планета" Сергея Калмыкова - того самого, что выведен в романе Юрия Домбровского "Факультет ненужных вещей". Персонаж этот - не романный, а реальный визионер, "последний авангардист первого призыва", как назвал себя сам, - более знаменит не своими работами (они производят неизгладимое впечатление, но видели их немногие), а славой непризнанного гения и... чудачествами. В Алма-Ате, где он жил с 1930-х до своей кончины в 1967 году и где его почитают как гуру, до сих пор ходят легенды, как посреди города он раскладывал на земле свои полотна: чтобы их было видно из космоса! Одевался пестро и затейливо: желтые и фиолетовые наряды немыслимых фасонов (сшитые из театральных декораций, на зависть сегодняшним современным художникам) в годы, когда все кругом носили скучное черное и серое, - иначе сверху не разглядеть! Упорно творя собственную мифологию, написал о себе для воображаемой энциклопедии: "художник-философ, изобретатель, фантаст, автор многочисленных фолиантов, дневников, жизнеописаний, неотправленных писем, посвящений, афоризмов, сарказмов и лирики". А также эксцентрик, эклектик и эстет, даже архитектолог - этот неологизм содержит намек и на демиурга, и на архитектора-утописта. Башни посреди пустыни, города будущего - "бумажное" зодчество, рожденное парить в эфире, есть и в экспозиции "Моя планета". Картины, офорты, рисунки, рукописные книги (увы, в фотокопиях) - всего 70 экспонатов, классическая цифра для персональной выставки, пусть и первой в Москве за 115 лет со дня рождения автора. На самом же деле - крохи: огромное наследие Калмыкова сосредоточено в Алма-Ате (плюс его родной Оренбург, питерский Русский музей, ряд частных собраний от Казахстана до Франции и США). К счастью, Казахский госмузей сумел не упустить его произведения, став почти монополистом - ведь Калмыков не продавал своих работ, боясь распылять корпус собственного творчества: был убежден, что только так его поймут потомки. Проявляя интерес ко многим направлениям - от символизма до беспредметного авангарда, сам он не укладывался в стилистические "рамочки". Великолепный рисовальщик, он не желал копировать натуру, а изобрел собственный "стиль Монстр" с ломаной, нервной, очень выразительной линией.

Есть легенда, что именно он придумал сюжет с купанием красного коня, подхваченный его учителем Петровым-Водкиным: в благодарность за бесценный мотив тот придал юноше-всаднику черты Калмыкова. Вряд ли мы выясним истину, но художник, в 1909 году ринувшийся в Москву учиться живописи, пересек разные орбиты. Работ его будто коснулись Борисов-Мусатов и Добужинский, Климт и Клее, а то и Ларионов, Тышлер и Чекрыгин, футуристы и даже сюрреалисты... Знал он и Малевича с Кандинским; возможно, был осведомлен о Филонове - параллели явные, как и с киевлянином Богомазовым, тоже писавшим теоретические трактаты.

Да, Калмыков пропустил через себя всевозможные токи, но сознательно никому не подражал, хотя во многом совпал с мейнстримом. Правда, сугубо неофициальным: мистика, русский космизм, фантомные образы инопланетян, полный символики мир животных с мудрыми слонами, способными летать... Вступив в Союз художников Казахстана (редкая удача в 1936-м, когда за неумение "вписаться" легко было получить бесплатную путевку далеко и надолго), вскоре бросил членский билет на начальственный стол: мол, в таком союзе состоять не желаю. Парадокс, но Калмыкова не тронули - спасла репутация городского сумасшедшего. "Но я не сумасшедший. Я вижу иные миры", - ответ художника тем, кто привык мыслить стереотипами.

Выставка позволяет вообразить и пропавшие работы Калмыкова для театра и цирка. За декорации его ценили: писал он их стремительно и так ярко, что вызывал аплодисменты. И все же умер от истощения - жил бобылем, и тема одиночества сквозит в его листах. Хотя его мало волновал обыденный мир - одержимый иным, он существовал в четвертом измерении. Не потому ли, исследуемый давно, Калмыков еще скорее легенда. Ветры арт-рынка помогли открыть это имя Москве: с помощью фонда "Русская культурная инициатива" галерея "Новый эрмитаж-1" добавила свою коллекцию к калмыковским офортам из ГМИИ им. Пушкина. Добавилось и надежд на серьезное изучение этого мастера с непреложным включением его творчества в контекст эпохи.

Выставка Сергея Калмыкова отлично рифмуется с устроенной в соседнем здании Музея личных коллекций экспозицией Максимилиана Волошина, чьи акварели преподнес ГМИИ Михаил Барышников. Живущий в США танцовщик недавно показывал в Пушкинском музее свою арт-фотографию, и его дар можно расценить как ответный жест. Притом обещано, что не последний: с некоторых пор известный и как собиратель искусства покинутого отечества, Барышников объявил о намерении "со временем передать в дар Музею русскую живопись, хранящуюся у него дома".

Талантливый дилетант в живописи, Волошин чаще проходит по ведомству Литературного музея (кстати, сотрудник оного Александр Гусев расставил в атриуме Музея личных коллекций щиты с редкими фотографиями Волошина - благодаря сильному увеличению они окружают входящего, словно стены дома поэта в Коктебеле). Это дало сотрудникам ГМИИ основание назвать выставку, вобравшую в себя 28 акварелей крымского затворника, "редким в современной музейной жизни явлением".

Безусловно, волошинская Киммерия мало похожа на "Лунный джаз" Калмыкова - сходство здесь глубинное: оба художника вдали от "магистральной линии" советского искусства питались идеями Серебряного века с его визионерством и символизмом. По сути маргиналы, во сне наяву они стремились перейти границы "видимых явлений" (слова Калмыкова), "отдаться Зрению" и в импровизациях достичь синтеза слова и визуального образа - вполне в духе времени, щедрого на подобные примеры (вспомним хотя бы теорию Кандинского). Певучая линия у Волошина и колючая, угловатая у Калмыкова гармонически сливаются в "нечто совершенно ирреальное", по Александру Бенуа. И воплощают ту реальность фантазии, которая органична где-нибудь на орбите, в виртуальных лабиринтах Интернета - и в классическом музее.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;