Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 46 (7556) 23 - 29 ноября 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Клубничный ад

Первая в России ретроспектива Павла Челищева

ВЫСТАВКА

Александр ПАНОВ


П.Челищев. "Красная шапочка". 1940 г.

До недавнего времени о художнике-эмигранте Павле Челищеве знал его потомок - поэт-заумник Константин Кедров, живущий в Швейцарии искусствовед Александр Шумов и дирекция Третьяковской галереи, в 1958 году получившая гигантскую сюрреалистическую картину "Феномены" во время гастролей в Москве труппы "Нью-Йорк Сити Балет" (с труппой приехал друг Челищева и соавтор Баланчина - знаменитый Линкольн Кирстайн, принесший работу "Павлика"). "Феномены" висели в постоянной экспозиции Третьяковки, теперь стали ударным экспонатом открывшейся выставки Челищева в галерее "Наши художники" в поселке Борки на Рублево-Успенском шоссе (ехать далековато, но это - не галерея, а практически музей, здание которого спроектировано одним из лучших московских архитекторов Евгением Ассом). Но даже для сотрудников Третьяковки экспозиция "Наших художников" стала откровением: ну не знают они, что (и кого) хранят. К счастью, волей случая (по имени Александр Шумов) я узнал о Павле Федоровиче раньше и больше. Это, безусловно, удивительнейший "феномен" (коли использовать название его же работы).

П.Челищев. "Трое". 1929 г.

Отличная биография, по которой можно писать всю историю культуры XX века. Учеба в Киеве у Александры Экстер, деникинская армия и последовавшая эвакуация в Стамбул, парижское оформление балета "Ода" Сергея Дягилева на стихи Ломоносова, работа с Баланчиным, дружба с Джеймсом Джойсом и Гертрудой Стайн, купившей "Корзинку с клубникой" (экспонируется на нынешней выставке), работы в собраниях крупнейших музеев мира и смерть - не в Венеции, но во Фраскати близ Рима. Плюс фрондирующая гомосексуальность. И желание изобразить мир во всей его первосущности. Смесь сюрреализма и анатомического театра, в котором мозги, сосуды, капилляры и фаллос равноценны.

П.Челищев. "Раздвоенная голова". 1926 г.

Это желание все познать, во все проникнуть, создать собственную картину мира, в которой зримая телесность переходит в аналитический эксперимент, в которой одно лицо двоит другое, в которой личные друзья перевоплощаются в уродливых монстров (прообразы "Феноменов" - Дягилев, Стайн, бесчисленные любовники и просто знакомые), а главным сюжетом со временем становится доведение реального образа до геометрической схемы. Это страстное желание сменить страсть на рациональность, неудовлетворенное, но дышащее в каждом наброске и эскизе (они-то и составляют основную часть камерной экспозиции) суть поэтика Челищева. Клубничные натюрморты лишь скрывают ад его мятущейся души. Которая воплощена в каждой самой благообразной картинке.

Но кто сказал, что художнику легко в этом мире? Тем более эмигранту, гею и скандалисту. Спасибо галеристам, оценившим сей тяжелый путь.

Также в рубрике:

ВЫСТАВКА

КИНО

МУЗЫКА

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;