Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 49 (7559) 14 - 20 декабря 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Антикварный рынокРусская пасторальВ Лондоне с 27 по 30 ноября прошла Русская неделя Надежда НАЗАРЕВСКАЯ
Золотой антикварный треугольник в центре Лондона - между улицами New Bond Street, King Street и St.James's Square - 27 ноября наполнился русской речью. В десять утра в трех аукционных домах одновременно начались аукционы русского искусства. "Русское искусство стало значимым сегментом европейского арт-рынка, - сказала Екатерина МакДугалл, глава одноименного аукционного дома. - Оно обрело уже настоящие, мировые цены". MacDougall's, специализирующийся исключительно на нашем искусстве, привлек в тот день большую часть покупателей из России. Его коллекция на этот раз была насыщенной и разнообразной - от Василия Сурикова и Константина Маковского до братьев Стейнбергов и Оскара Рабина. Работа последнего "Скрипка на кладбище" стала самым дорогим лотом этих торгов. Она была продана за 327 773 доллара. Уникальным по значимости был стринг из 18 работ знакового нонконформиста Василия Ситникова, который последние годы жизни прожил в США. Его наследие было спасено известным коллекционером Константином Кузьминским незадолго до страшного наводнения в Пенсильвании. Все работы Ситникова успешно были проданы по ценам от 3000 долларов до 95 000 долларов Московские арт-дилеры устремились в тот же день в Bonhams. Этот старейший английский аукционный дом - недавний игрок на этом поле. Он лишь во второй раз собрал русскую коллекцию, и цены здесь еще не столь головокружительны, как у лидеров арт-рынка. Они колеблются от 10 до 100 тысяч долларов. И поэтому дилеров в зале было значительно больше, нежели реальных собирателей.
В тот же насыщенный день Sotheby's проводил букинистические торги. Это уже вторая попытка утвердиться в этом узком сегменте рынка. Библиофилам предлагалось разнородное собрание, которое сложно было назвать коллекцией. Это были издания, пользовавшиеся спросом в России пять - десять лет назад, например известная "Императорская охота на Руси" или футуристические книжки Крученых. Оценка их была столь неадекватно завышена, что, естественно, они и не были проданы. Закономерным оказался рост цен на советскую фотографию. Антикварная ярмарка тщеславияНа следующий день - 28 ноября - Sotheby's начал настоящее аукционное сражение. Зал был забит до отказа. В дверях стояла толпа. Устроители основательно поработали. Накануне состоялся грандиозный светский прием. Sotheby's традиционно рассылает приглашения всем своим состоятельным клиентам. Российский истеблишмент плавно вливается в лондонскую тусовку. Всякий уважающий себя московский или питерский торговец стариной приезжает в эти дни в Лондон. Грандиозная антикварная ярмарка тщеславия. В Москве такое сгущение антикваров на одном квадратном метре даже в дни салонов в ЦДХ не увидеть. Все друг друга давно знают. Оживленно здороваются. Появляется аукционист. Зал затихает. Первая значительная продажа - карандашный рисунок Карла Брюллова, приобретенный московским антикваром за 81 500 долларов. А первым "миллионником" стал "Сенокос" Константина Маковского, при старте 381 000 долларов проданный за 1 164 340 долларов. Практически не уступила в цене "Сенокосу" работа старшего брата - Владимира Маковского. Его картина "Отдых по пути в Киев", где художник изобразил монаха-странника, шагнула со старта 380 000 долларов шесть раз и "ушла" за 1 066 395 долларов. И как только ударил молоток и прозвучала окончательная цена, антиквары стали звонить по мобильникам: "Маковского не продавай. Такая цена меня уже не устраивает".
Ожидаемой ценой стала сумма, вырученная устроителями за огромное полотно Айвазовского "Спасшиеся", хотя оно продалось ниже верхнего эстимейта и ушло за 1 000 160 долларов. Цены на его марины медленно, но неуклонно снижаются. Ажиотажный еще три-четыре года назад спрос на них упал, и нередко они снимаются с торгов, не найдя своего покупателя. В лидеры продаж выходит русское искусство XX века. Почти за два миллиона долларов была продана изысканная по живописному мастерству картина Александра Яковлева "Три женщины в театральной ложе". Она была написана знаменитым русским художником-эмигрантом в 1918 году по впечатлениям его путешествия в Китай. Растут цены и на несравненные женские портреты Зинаиды Серебряковой. Ее "Лежащая обнаженная", написанная в 1930 году в Париже, была продана за более чем 1,5 миллиона долларов. Московские галеристы, занимающиеся советским искусством, с удовольствием отметили рост цен на их товар. Знойный, контрастный по цвету пейзаж "Улица вечером" Мартироса Сарьяна был продан за 659 тысяч долларов. Впервые на открытые торги "вышла" скульптура Александра Дейнеки - своеобразный скульптурный парафраз к его гигантскому полотну "Защитники Севастополя", хранящемуся в Третьяковке. Бронзовая фигура матроса была продана за 29 тысяч долларов. Нешуточная борьба разгорелась за красивый, лиричный пейзаж "Вид из окна" Юрия Пименова. Первым в нее вступил известный столичный галерист, потом его перебила своей высокой ценой также хорошо известная в московских кругах дама-дилер. Она победила, подняв планку до 193 890 долларов. Такой стоимости Пименов еще не достигал, теперь он войдет в десятку самых дорогих советских художников. Устойчиво растут цены на нонконформизм. Почти за 100 тысяч долларов была продана работа Дмитрия Краснопевцева "Пять бутылок". А вот Кабакову явно не повезло. На его "Номер 7 из кухонной серии", оцененный в 191 тысячу долларов, устроители явно возлагали большие коммерческие надежды. Это полотно даже было вынесено на обложку каталога. Но на торгах интереса к нему не было проявлено, и оно было снято. За живопись в этот день Sotheby's выручил 10 542 200 фунтов, а за декоративно-прикладное искусство, которое продавалось во вторую половину того же дня, - 9 668 640 фунтов, то есть планируемый объем продаж был выполнен. Лидер Русских торговТриумфатором Русской недели на этот раз стал вечный соперник Sotheby's - аукционный дом Christie's. Глава русского отдела Christie's Алексис фон Тизенгаузен собирал эту коллекцию долго и тщательно. Многолетние связи Тизенгаузена в среде коллекционеров и знатоков русского искусства в Европе позволили собрать подлинные шедевры, что и обеспечило небывалый успех торгов. Был здесь и свой - очень красивый и совсем не морской - Айвазовский. Тонкий по нюансировкам цвета "Вид Константинополя" был продан за 2,9 миллиона долларов. Лидером этого аукциона, безусловно, стала мини-коллекция Константина Сомова. Одиннадцать работ одного из самых значимых мирискусников представляли все жанры: от портрета и жанра до натюрморта и пейзажа. Каждая вещь блистала отточенным мастерством. Но бурю коллекционерских восторгов вызвала фривольная сцена "Русская пастораль". Ее стартовая цена в 180 тысяч фунтов "шагнула" аж 25 раз, и итог был ошеломительным - 2 400 000 фунтов, или 3,54 миллиона долларов. Перед финальным ударом молотка зал замер, а когда прозвучала эта сумма, взорвался аплодисментами. То ли это было выражение восторга перед невероятными финансовыми возможностями телефонного покупателя, то ли восхищение искусством. Но рыночное чудо состоялось! Русский Christie's-2006 года коллекционеры запомнят еще и появлением в открытой продаже работы Павла Филонова "Поклонение волхвов". Как известно, все свое наследие мастер завещал Русскому музею. На рынке появлялись лишь крошечные его рисунки, когда-то подаренные сестрой художника некоторым своим друзьям. Евдокия Николаевна Глебова была правопреемницей своего знаменитого брата и хранительницей той небольшой части наследия, что оставалась в семье. Ее рукой на обороте этого картона сделана подтверждающая подпись: "Картина "Поклонение волхвов" написана П.Филоновым в 1913 г." Этот раритет был продан за 1,6 миллиона долларов. Несколько большую сумму заплатил ценитель живописи Бориса Григорьева. Парный портрет "Дети", написанный художником в 1922 году, "ушел" за 1 700 000 долларов. Активно торговался сам Тизенгаузен за право приобретения сочной, яркой картины Александры Экстер "Пикник на берегу". Он по телефону связался со своим заочным покупателем. И одновременно еще две "телефонные девушки" отстаивали интересы собственных покупателей. Но победил Тизенгаузен, предложив сумму 580 тысяч фунтов, которая уже никем не оспаривалась. И в итоге Экстер обрела новую, ранее небывалую рыночную стоимость - 1,16 миллиона долларов. Christie's за проданную живопись выручил 18 335 480 фунтов, а за декоративно-прикладное искусство - 9 848 700 фунтов. Общий объем продаж превысил доходы конкурентов более чем на 8 000 000 фунтов. Какое искусство везут в МосквуЗначительный рост цен на русских художников второго-третьего ряда продемонстрировал аукцион Sotheby's, проведенный им в зале "Олимпия", находящемся на окраине Лондона. На эти торги, словно в ссылку, отправляются малозначимые работы известных художников и произведения среднего пласта русского искусства, то есть то, что обычно и "крутится" на нашем внутреннем рынке. Побывав на этом аукционе, ясно понимаешь механизм пополнения московских салонов в ЦДХ. Картины Константина Горбатова, Степана Колесникова, Рихарда Зоммера, Франца Рубо покупаются в ценовом регистре от 10 до 45 тысяч долларов, а потом в России эти цены увеличивают вдвое. Успешно продались в "Олимпии" четыре работы Ильи Глазунова, одна из них ушла аж за 20 000 фунтов. Надо ждать в Москве и театральные рисунки Мстислава Добужинского, проданные в "Олимпии" по 8000 - 15 000 долларов. Безусловно, появятся на столичных прилавках и многие забавные вещицы из серебра - коробочки, сахарницы, ложки, вазочки. Один московский антиквар прикупил в "Олимпии" набор из шести российских орденов 1908 - 1917 годов всего за 15 000 долларов. В Москве они будут выставлены на специальный аукцион уже поштучно, и цена их, естественно, возрастет в два-три раза. Главное на аукционах в Лондоне - быстро сориентироваться в ситуации, хорошо помнить все московские цены и точно высчитать прибыль, заложив в нее и собственные расходы на вояж в английскую столицу. Всего за четыре дня в Лондоне было проведено девять русских аукционов. На них было продано немыслимое количество живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, букинистики и фотографии. По объемам продаж Русская неделя-2006 превзошла все предыдущие. По мнению Екатерины МакДугалл, 90 процентов всех приобретений на этих торгах делают русские. Но в Россию значительные произведения практически не ввозятся. Русское качественное искусство оседает в Европе и Америке. Также в рубрике:
|