Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 49 (7559) 14 - 20 декабря 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Провинция

Жан-Батист и любовь к медицине

"Врачебные тайны" в Новгородском драмтеатре

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

Павел ПОДКЛАДОВ


Сцена из спектакля

Такого названия ни в одном сборнике классика нет! Зато есть "Лекарь поневоле", "Мнимый больной", "Летающий доктор". Жан-Батист не обошел своим едким вниманием эскулапов в "Дон Жуане" и "Мсье де Пурсоньяке". Что позволило московскому режиссеру Владимиру Оренову, взяв за основу приключения незадачливого псевдолекаря Сганареля, насытить представление "медицинскими" интермедиями из других пьес французского комедиографа.

Сюрпризы ожидали публику, входящую в Театр имени Достоевского. Одетые сестрами милосердия билетершы встречали зрителя, чтобы передать его в руки заботливых "врачей-ординаторов", которые, задав посетителю пару вопросов ("Чем болели в последний раз?", "Страдаете ли хроническими заболеваниями?"), участливо предлагали тут же, в фойе, померить давление (вооруженный допотопным тонометром "медбрат"-студиозус: неплохо, кстати, зарабатывал за вечер - "пациенты" с удовольствием оплачивали неожиданную услугу!) и настоятельно советовали перед входом в зрительный зал надевать больничные бахилы. Вместо программки зрителям выдавали "медицинскую карту стационарного больного". Вот некоторые графы этого "документа": Ф.и.о. - Поклен Жан-Батист (псевдоним Мольер), возраст больного - бессмертен, группа крови - актерская, клинический диагноз - гений. В разделе "Приемный статус" изложена главная жалоба больного "на бесполетность современных комедий". Разворот украшает картина Босха "Операция удаления камней глупости". Дальнейшие сюрпризы ожидали публику на сцене.

Постановщик Владимир Оренов с художником Владимиром Колтуновым все кулисы сняли. Разрезали зрительный зал белым полотнищем на манер занавесей полевого госпиталя, подмостки, размерами напоминающие среднюю городскую площадь, обнажили полностью: зритель увидел машинерию, огромные металлические фермы, работающего помрежа и беленые кирпичные стены, у которых, как и полагается в театре, были сложены декорации других идущих здесь спектаклей. За легкой, полупрозрачной, золотистой тканью в освобожденных от кулис глубинах клубилась таинственная жизнь вечного Театра, в котором потешался над эскулапами и умирал, не дождавшись их помощи, Жан-Батист Мольер.

"Лекаря поневоле" сам классик называл фарсом-безделицей. И действительно, что уж такого значительного можно обнаружить в истории о том, как жена наказала пьяницу-мужа, объявив его лекарем, а того чуть было не казнили, да ловко выкрутился, сумев помочь при этом паре юных влюбленных воссоединиться. Но драматургия Мольера - комедийное пространство с тайными дверцами; мимо них легко пробежать, не заметив, однако, что именно там таятся те свойства пьесы, которые позволяют ей жить уже 340 лет. В пространстве фарса режиссер приоткрывает эти потаенные дверцы драматического смысла. И тогда ссора Сганареля (Г.Алексеев) и Мартины (Л.Сергеева) оказывается формой взаимного обожания, любовной игры, а Жеронт (А.Аравушкин) обернется вовсе не алчным папашей, он просто так сильно любит дочь - прелестную Люсинду (Л.Павленко), что та появляется не иначе как в ангельских серебристых крыльях под нежнейшие звуки вальса Оффенбаха. Кормилица Жаклина (Т.Каратаева) не просто оберегает чувства своей молочной дочери, но страстно отстаивает идеологию всепобеждающей любви.

Придать незатейливой истории новый объем и смысл, забавному фарсу - полнозвучие трагикомедии, а спектаклю - отвагу эксцентризма и театральности помогают интермедии, сочиненные по карнавальным законам комедии дель арте. Тридцатипятитонная громада пожарного занавеса, на металлический экран которого проецируются замки и палаццо, становится грандиозной выгородкой врачебного кабинета. Здесь носилки и каталка, и операционный стол, и даже гинекологическое кресло (в нем попеременно оказываются "пациенты" - дон Жуан, Аргон, мсье де Пурсоньяк...). Цвет интермедий - белый, как цвет больницы: широкополые шляпы, длинные накидки, серебряные маски докторов; мерцающая инфернальная энергия венецианского карнавала, помноженная на откровенность буффонады. Кажется, еще немного - и все эти подпрыгивающие на батуте, дергающиеся в пароксизмах нелепой, гротескной пластики эскулапы уморят очередного героя интермедии. Но когда эксцентрика исполнителей доходит до высшей точки кипения - заразительной клоунады - маска неожиданно срывается, и возникает реалистическое, сосредоточенное существование актера. И тогда под фарсом обнаруживается печаль.

А карнавал продолжается! Посреди него вольно существуют придуманные режиссером длинноногая юная клоунесса (А.Кохан) и маленький "рыжий коверный" (А.Берг) - пародируют, дурачатся, кувыркаются на батуте, вмешиваются в действие, помогают Сганарелю в интригах, соревнуются с наряженными в камзолы и пудренные парики музыкантами, раскручивая "русскую плясовую" или проникновенно исполняя на баяне бетховенского "Сурка". Музыка существует в этом спектакле как полноправный персонаж. Две скрипки, виолончель и флейта не оставляют без внимания ни единого поворота сюжета. Прелестный женский квартет находится в постоянном диалоге с персонажами - ироничном, лирическом, задумчивом, эксцентричном. Совершенно ясно, музыка в спектакле возникала импровизационно, в репетициях, вослед актерским находкам. Как и удивительная сцена "Кабачка", неожиданно соткавшаяся в середине второго действия.

Театр на некоторое время словно забывал о сюжете. Артисты, игравшие до этого большие и малые роли, азартно участвовали в общем празднестве в честь господина де Мольера, выбегая на авансцену, распевая песню, текст которой состоял из одной-единственной фразы: "Жан-Батист Мольер и "Врачебные тайны!"

Казалось, Оренов освободил артистов от каких-то пут, и они наконец выпустили на волю свою игровую природу, жажду подурачиться, вечную актерскую мечту о безбрежной импровизации. Все участники спектакля легко и непринужденно "перетекали" из одного образа в другой, менялись масками, возвращались в собственную "шкуру", общаясь с залом от своего имени. Мужские роли запросто исполнялись актрисами. При упоминании о больной селезенке на сцене появлялся селезень, а на словах: "Сейчас прибудет комиссар, и вас упрячут в такое место, что я буду за вас спокоен", - на сцене действительно возникал комиссар... в шинели, буденовке и с маузером. С восторгом публика выслушивала подлинную коллективную карту здоровья зала (помните, анкетирование до начала спектакля?): больных гриппом - столько-то, беременных - столько-то (бурные аплодисменты), с похмелья, ну это понятно, чай не в Париже живем, любовью к театру болен один человек...

"А что нужно делать, когда ты болен? Ни-че-го. Надо доверять природе... мне бы только очень хотелось... ради забавы показать вам какую-нибудь комедию Мольера, затрагивающую этот предмет..." - пронзительно и горько звучали перед карнавалом финального канкана строки из последней пьесы, написанной великим драматургом. И становилось ясно, что в неравной борьбе больного Мольера со смертью он уповал лишь на два лекарства: любовь и театр.

Также в рубрике:

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

ЧЕЛЯБИНСК

НОВОСИБИРСК

САРАТОВ

НИЖНИЙ ТАГИЛ

УЛЬЯНОВСК

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;