Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 49 (7559) 14 - 20 декабря 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаПоворот ФальстафаМариинка досрочно открыла "Золотую Маску" Дмитрий МОРОЗОВ
У Валерия Гергиева и Мариинки - свое собственное время, своя параллельная реальность, они выше обязательных для других правил и регламентов. Вот и на "Золотую Маску" чаще всего приезжают (если приезжают) еще до начала самого фестиваля, когда могут выкроить окно среди своих перманентных зарубежных вояжей: хотите нас - приспосабливайтесь к нашему ритму. И приспосабливаются. Теперь даже решили официально оформить такое особое положение Мариинки на "Маске", тем более что на сей раз все ее спектакли даются до начала фестиваля (балетные за несколько недель, а оперные - случай пока беспрецедентный - аж за несколько месяцев). И вот под эгидой "Золотой Маски" возник отдельный проект "Премьеры Мариинского театра в Москве", включающий прежде всего те, что номинированы на премию. Таким образом, оперная "Маска" началась уже в декабре и, как и в прошлый раз, с главного козыря. На прошлом фестивале это было "Путешествие в Реймс", показанное более чем за месяц до основного фестиваля и задавшее планку, которой не смог соответствовать более ни один из спектаклей. Теперь - за три с лишним месяца до марафона - москвичам предъявлены сразу оба оперных номинанта от Мариинки: вердиевский "Фальстаф" и бриттеновский "Поворот винта". И, глядя на общий список, мы понимаем, что конкурировать с ними будет возможно лишь по частным номинациям вроде лучших ролей, мужских и женских, да лучшей работы режиссера... На "Фальстафа" собралась, что называется, "вся Москва", и это неудивительно, учитывая, что поставил его Кирилл Серебренников. Оперный дебют Серебренникова провальным, как нередко случается у режиссеров драмы, не назовешь, хотя и триумфальным тоже. Серебренников и в постановке оперы Верди предстал прежде всего... Серебренниковым. Здесь есть его излюбленные типажи, типичные для него приемы, приколы и аттракционы. Последние приобретают зачастую вполне самодовлеющий характер. Понятное дело, что действие спектакля происходит в самые что ни на есть наши дни, со всеми или почти всеми типичными их атрибутами. Тут вам и деловой офис, и косметический салон, и автостоянка с многочисленными и вполне настоящими машинами, и неоновая реклама, и мобильные телефоны. Тут и мафиозная группировка, и качки-охранники, и путаны обоих полов... А вот конкретных примет Москвы, Лондона или, скажем, Парижа (первоначально Серебренников собирался развернуть действие последней картины в Булонском лесу, но потом не стал этого педалировать, хотя отдельные намеки можно при желании обнаружить) здесь нет. Фантазия режиссера работает иногда вместе с музыкой, иногда параллельно или автономно, впрямую, впрочем, нигде не идя поперек. Пожалуй, одна из лучших по режиссуре - третья картина, у Фальстафа, где особенно хороши, впрочем, не столько эпизоды в ванне, на грани фола, сколько иронические аллюзии романтического балета (в качестве хореографа выступает Алла Сигалова). А наиболее слабым по режиссуре оказалось последнее действие, где режиссерская фантазия явно пробуксовывает, выдавая в основном лишь новые костюмы, в том числе с гипертрофированными накладными грудями и задницами (художники по костюмам Ольга Резниченко и сам Серебренников). Вероятно, почувствовав это, режиссер решил в финале поставить неожиданную точку, заставив героя умереть от инфаркта. Вот только убедительной мотивировки придумать при сем не удосужился. А впрочем, мотивировки, подготовки, причинно-следственные связи, сверхзадачи - это все принадлежности совсем иного театра. Серебренников же (по крайней мере, в "Фальстафе") ставит просто яркое шоу, не забивая голову подобными вещами. Наверное, еще и поэтому антураж и всякого рода дополнительные персонажи нередко занимают режиссерское внимание куда больше, чем основные герои, хотя, впрочем, и последним здесь есть что поиграть. Главная же претензия к режиссерской работе - откровенная вторичность многих находок по отношению к спектаклям как его собственным, так и других режиссеров. Даже автомобиль на сцену в "Фальстафе" несколькими годами ранее уже вывозил Дмитрий Бертман, в чьем спектакле, кстати, и изобретательности было заметно больше. Отличный уровень продемонстрировали в "Фальстафе" солисты Мариинки и Валерий Гергиев со своим оркестром. Конечно, виртуозные вердиевские ансамбли были сшиты на живую нитку, но если вспомнить, как все это звучало на прошлогодней премьере в Большом, то здесь можно будет говорить почти что о высшем пилотаже. Превосходные работы показали Виктор Черноморцев (Фальстаф), Лариса Дядькова (Квикли), Татьяна Павловская (Алиса), Елена Соммер (Мэг), Ольга Трифонова (Наннетта)... Второй спектакль мариинцев, "Поворот винта", повышенного ажиотажа не вызвал. И дело не только в том, что вместо Валерия Гергиева за пульт вышел молодой Павел Смелков, продирижировавший, впрочем, вполне достойно. Просто этот чисто английский, хоть и с русскими актерами сделанный спектакль, как и сама опера Бриттена, рассчитан на несколько иную аудиторию. Однако по части постановки это несравненно более высокий класс. Здесь была не просто виртуозная работа с актерами (в том числе детьми) и сценическим пространством, не просто точно найденная и затягивающая буквально с самого начала атмосфера, но и то чрезвычайно редкое сегодня ощущение, что все перечисленное выше не просто идеально соответствует партитуре Бриттена, но как будто прямо из нее вырастает, являясь ее визуальным, пластическим, смысловым и цветовым эквивалентом. Режиссер Дэвид Маквикар и сценограф Таня Маккаллин наглядно показали, в чем, собственно, состоит истинное мастерство постановщиков в опере. А отсутствие в их работе жесткой концепции, учитывая характер произведения, можно считать даже плюсом. В "Повороте винта" нет никакой игры в поддавки со зрителем, как нет и столь любезных "масочникам" постмодернистских перевертышей и нарочитой крутизны. То, что его тем не менее выдвинули, да еще и сразу по четырем номинациям, - хороший знак. И если жюри признает именно его лучшим спектаклем, а работы Маквикара и Маккаллин, соответственно, лучшими работами режиссера и художника, это будет только справедливо. Впрочем, основной фестиваль еще впереди и не будем ничего предвосхищать. Также в рубрике:
|