Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 49 (7559) 14 - 20 декабря 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Детям двадцать первого столетия

"Юноне" и "Авось" - 25

ТЕАТР

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


А.Юганова - Кончита и В.Раков - Резанов в сцене из спектакля

Когда легендарной ленкомовской рок-опере исполнилось 20 лет, все дружно отметили этот феномен: никакого "плюсквамперфекта" не ощущается, история трогает по-прежнему, а средства выразительности, хоть и выдают давний год своего рождения, непостижимым образом берут за живое. С тех пор пролетело пять лет. Спектакль по-прежнему рекордсмен зрительского спроса. А между тем этот дивный летучий корабль получил две тяжкие пробоины. В результате автокатастрофы выбыл из спектакля Николай Караченцов, бессменно и неповторимо игравший графа Резанова более 20 лет. Этим летом не стало ленкомовского волшебника Олега Шейнциса. Золотой ростр корабля по-прежнему устремлен в зал, все так же опасно наклонены зеркальные полы, готовые скатить под горку жизнь и надежду, все так же изготовлены к путешествию снасти, и нездешние закаты опять манят неспокойную душу, а того, кто все это так талантливо и дерзко сочинил, больше нет на свете.

Николай Караченцов пришел на юбилей. И конечно, был там композитор Алексей Рыбников. А вот поэт Андрей Вознесенский прийти не смог, болен. Артист Дмитрий Певцов, которым заменили в роли Резанова Караченцова, притом столь деловито и спешно, что Москва еще долго гудела об этической стороне вопроса, тоже на время выбыл из строя - повредил ногу. Юбилейный спектакль играл Виктор Раков, и о нем - в свою очередь. А пока лезет в голову сентенция о театре, который может быть одинаково нежен и жесток. О спектакле, который в иных случаях является самоценно живым существом и, следовательно, нуждается в постоянном кровотоке и, не смущаясь, глотает новую жертву - для того, чтобы жить и дышать.

"Юнона" и "Авось" по-прежнему хорошо живет и молодо дышит. Матросы - юные, вчерашние выпускники. Кончиту играет Алла Юганова, для которой даже Анна Большова, только что ее игравшая, - "старший товарищ". В день юбилея поиграли сразу несколько составов: и Большова, и первая, главная Кончита - Елена Шанина - вышла в финале, и Александр Абдулов, и Сергей Чонишвили, и Дмитрий Певцов появился Резановым ненадолго.

Как вышли музыканты, ансамбль "Аракс" - все в коже, волосы - в хвостики, лица - беспечные, хоть и со стажем, как взорвался первый аккорд, так и вспомнилось, каково это было в 1982 году. Как мы, недавние еще студенты, сидели в зале и шептали: "Господи! Хоть бы это никогда не кончалось. И неужто такое возможно". Молодой Караченцов пел про "расформированное поколение", и это было его, Караченцова, поколение. Впрочем, и поэта Вознесенского, и режиссера Захарова, и нас, которые младше Караченцова. И такая была в этом нездешняя свобода - в текстах, в музыке, в бешеной энергии, льющейся в зал, в упрямом лице Коли Караченцова, чьи "карие вишни" глаз будто сверлили воздух. В день 25-летия спектакля посреди фойе расположилась выставка, подготовленная художником театра Алексеем Кондратьевым. Между стендами - роскошные костюмы Валентины Комоловой, на стендах - фотографии, вся история, где черно-белые снимки ценнее всего. Показалось даже, что начало жизни "Юноны" и "Авось" не нуждается в раскраске, что в черно-белом варианте этого мира, в молодых лицах нынешних звезд - та самая максималистская вера, то самое безумие театральных упрямцев, благодаря которому спектакль жив до сих пор.

Пять лет назад, анализируя этот феномен долголетия, критики приходили к выводу, что история любви пережила отошедший в прошлое театральный язык. Теперь же, странное дело, и язык внезапно оказался ко времени. И если мощное романтическое начало читается все же как ретро, то сама коллизия в декабре 2006 года неожиданно будоражит сознание.

Там дела российско-американской компании - а Америка у нас опять во всем виновата. Авантюрист Резанов, мятежная душа, рвется раздвигать горизонты, а потомки ему - вотум недоверия к заморским товарам, к негоциантам всяким и гастарбайтерам.

И хоть Андреевский флаг да образ Богородицы нынче не только что дозволены, а даже упакованы в джентльменский набор, но церкви и больницы жгут с нарастающим усердием, а отечественная водка, скорее всего, вскорости подешевеет, вследствие чего станет всем хорошо и без Америки. Да и предприимчивый склад характера наказуем, видать, по определению. Умеренность и аккуратность претендуют на роли национальных героинь.

Есть в режиссуре Марка Захарова некое уникальное свойство, которое можно назвать острым социальным нюхом. Не раз и не два случалось, что он в спектакле или кинофильме не просто фиксировал некий общественный симптом, но прозревал его в будущем. Так, неожиданный эффект временной проекции случился с его картиной "Убить дракона" по Е.Шварцу: показанная недавно на телевидении, она зазвучала гораздо более своевременно, чем в конце 80-х, когда была сделана.

Но, разумеется, не только этим жива ныне 25-летняя "Юнона" и "Авось". Виктор Раков играет Резанова по-настоящему сильно, мужественно, с чувством. Вот это, последнее - или есть, или нет, его не сымитируешь. Раков отлично поет, но то не просто пение, то - искренняя жизнь человеческого духа. Этой материи у нас почему-то в жанре мюзикла отказано, с чем лично Марк Захаров никогда не был согласен. Караченцов у него выпевал мятущуюся душу одинокого и упрямого странника. Раков же поет историю большого, беззащитного сердца. Быть может, тема "расформированного поколения" для этого артиста в силу возраста и не столь актуальна. Зато сантимента в нем - бездна. Электрический разряд идет от его дуэта с Кончитой, "белый шиповник" вонзается колючками в самое сердце.

На финальной "Аллилуйе любви" зал, наполовину состоящий из VIP-персон, раскачивался и нестройно подпевал. Каждому зрителю подарили по бутылке шампанского с фирменной этикеткой. "Коль мысли черные... придут", надо будет непременно ее откупорить и пересмотреть "Юнону" и "Авось" в год ее 30-летия.

Также в рубрике:

ТЕАТР

КИНО

ВЫСТАВКА

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;