Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 49 (7559) 14 - 20 декабря 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Самостоянье человека

Галерея "Улей" выставила работы Роберта Фалька

Елена ШИРОЯН


Р.Фальк. "Портрет Е.Потехиной". 1917 г.

Далеко не каждый юбилей художника, будь он и классик, влечет за собой выставку в музее. И хотя в октябре минуло 120 лет со дня рождения Роберта Фалька, "персоналки" где-либо в Третьяковке он не удостоился. Положение спасла частная галерея "Улей", где на днях открылась небольшая, мемориально-кабинетная, но полная вещей музейного качества выставка Фалька. Формат ее обусловлен его же словами "Я люблю писать людей": сюда сознательно не взяли натюрморты и пейзажи, ограничившись портретами и ню. Все холсты и рисунки предоставлены частными коллекционерами, причем собранная в "Улье" графика экспонируется впервые. Исключение составляет ранний "Земский врач. Портрет дяди художника": нарисованный ровно век назад, он - свидетельство уроков Валентина Серова, полученных Фальком в юности.

Итак, вышла выставка-публикация, тем более полезная, что даже в недавно изданный каталог-резоне попали не все произведения мастера, в изобилии рассыпанные по частным коллекциям. Но что помимо этого можно добавить к образу Фалька - героя русского авангарда, а позже "тихого сопротивления" в сталинские годы, которые ему удалось пережить? Что еще можно сказать после книг отличных авторов? Оказывается, немало. Фальк интересен всегда, во всех проявлениях своего бесспорно выдающегося дара: и как маэстро, никогда не снижавший планку, и как феномен человеческого мира. В молодости повстанец, один из основателей общества "Бубновый валет", неутомимый искатель нового и наиболее последовательный сторонник Сезанна среди "валетов", к старости он стал художником-мыслителем, неустанно создававшим мир, где нет места суете и обыденности. И это проявляется в каждой его работе, даже беглом наброске. Когда сегодня смотришь на его картины или зарисовки собеседников, мгновенно осознаешь: они не устарели. Да, это документы своей эпохи, но анахронизмом они не выглядят. Хотя бы в силу пристального интереса к изображенному человеку, в силу способности автора проникнуть в самые глубины личности. И, кажется, делает он это без каких-либо усилий: просто вот такой живой рентген особой конструкции вмонтирован в глаз художника.

Немалая часть творческой жизни этого классика ХХ века прошла в полузабвении: судьбу мастера, ярко начинавшего столетие, перемолола эпоха. Но Фальк вошел в историю как художник, сосредоточенный на подлинной правде искусства, сумевший не потерять индивидуальности, не уступить давлению идеологии, конъюнктуры, социального заказа. Порой звучит мнение, что сохранить себя ему помогло пребывание в Париже, куда он был направлен в 1928 году: 10 лет длилась творческая командировка, и многие потом недоумевали, зачем художник вернулся в сталинский СССР. Другие удивлялись, что он будто прошел мимо самых громких явлений в искусстве той поры - Пикассо, неоклассицизма, сюрреализма. Но это была натура цельная: "Самое немодное - живописный реализм", - писал Фальк из Парижа, имея в виду и себя. Францию он запечатлел в своей манере: неяркие, "жемчужные" краски, здания тонут в пространстве, Париж странно безлюден и будто скован тяжкой дремотой... Люди же остаются такими, какими были столетия назад, в чем убеждает "Портрет бретонца": крестьянин или рыбак, чье лицо впитало в себя солнце и ветер, в тревожном 1934 году спокоен и бесстрастно-мудр. Расположившаяся рядом в зале "Улья" негритянка Амра (карандашный портрет подруги художника) напоминает античную кору...

Такова была "правда душевного состояния Фалька", которое он привез из России в Париж. И за границей мастер продолжал поиски, начатые в 20-е годы: их символом остался хрестоматийный натюрморт "Красная мебель", полный внутренней энергетики. Не меньше ее в каждом листе с этой выставки - обнаженная женская натура, заключая в себе образ "вечной женственности", предстает сгустком прорывающейся из глубин естества витальной силы; та же энергия, но уже скорее духовная, в портретах конкретных людей с энергичными штрихами карандаша и мела. Главное, о чем здесь речь, - утверждение человеческого достоинства. За исключением тщательно "сделанных" живописных изображений Елизаветы Потехиной (1917) и Ольги Северцевой, любезно предоставившей свой портрет 1952 года, по стенам висят наброски, но какие! Скептик Виктор Шкловский, обладавший резким юмором и пронзающим собеседника взглядом, тут погружен в размышления, за стеклами очков глаза полуприкрыты, он словно вслушивается в себя - и вдруг в этом немолодом человеке мы улавливаем неугасший романтизм юности. Кстати, вот родовая черта поколения Фалька: романтики, идеалисты вопреки всему, и художник, не отделяющий себя от своих моделей, - плоть от плоти этой когорты вымирающей или уничтожаемой интеллигенции!

После бурных 1910-х, после множества выставок в составе объединений "Мир искусства", "Московские живописцы", Общества молодых художников, когда Фальк показал себя и одаренным живописцем, и незаурядным организатором, в зрелые годы ему пришлось уйти в "подполье", во "внутреннюю эмиграцию". При советской власти он выставлялся мало, зато Москву будоражили слухи о квартирных (скорее "чердачных", в мансарде дома Перцова, где была его мастерская) выставках. Близким друзьям и тем из знакомых, кому можно было доверять, художник время от времени показывал новые работы - неяркие, внешне спокойные, лишенные "болтливости", да и примет времени вообще. В пору засилья соцреализма они упорно напоминали об истинном предназначении живописца: видеть красоту в неброском и вечность - в преходящем. Фальку посчастливилось избежать репрессий и ГУЛАГа, но в "оттепель" он попал под каток партийной вкусовщины: к тому времени уже покойного, в Манеже 1962-го его изругал Хрущев. Рассказывают, что при входе на выставку он кричал, искажая фамилию автора: где тут обнаженная Валька? И после смерти Фалька его работы снова стали запретными (первая крупная выставка состоялась лишь в середине 60-х, да и то в Ереване) - но домашние показы по воскресеньям в Соймоновском проезде продолжались, их устраивала вдова художника, Ангелина Васильевна Щекин-Кротова.

Незадолго до кончины в 1958 году, собираясь лечь на операцию, маэстро прощался со своими работами, обходя хранившие их дома. Побывал он и у Игоря Сановича, в ту пору начинающего коллекционера. Человек не робкого десятка, он брал Берлин, а после войны, еще студентом, начал собирать работы "не наших" художников, включая Фалька. В "Улей" Санович привез много графических листов, в том числе набросок головы Лидии Эренбург, в профиль напоминающей Афину Палладу, и романтичный образ Софьи Нейгауз, и поздний портрет Потехиной - маленький шедевр. На четверть века раньше мастер изобразил ее на полотне в сезаннистской манере, в горящей охристо-фиолетовой гамме. Напротив этого холста, на выставке самого яркого, - сдержанный, почти блеклый портрет погруженной в себя пожилой женщины с сомкнутыми руками, сжимающими папиросу, с опущенным лицом. Но несколько штрихов мела поверх графитного карандаша по желтоватой бумаге - и лицо засияло, озарилось светом изнутри... Слова эти могут звучать тривиально, но только не в отношении Фалька - антипода пошлости и велеречивого пафоса! Подобная внешняя простота и безыскусность заметны в портрете Раисы Идельсон, в 1923 году жены Фалька (интересно, как графический абрис оживили простые фиолетовые чернила), и в листе "Чингиз-хан" (1952) - лаконичном, но отлично моделированном изображении неизвестного интеллектуала с властным взором. Серовская традиция, не утраченная Фальком, ощутима не только в мастерской проработке натуры, но и в "старомодных" уже тогда, но для Фалька не отменяемых никакими декретами представлениях о чести, достоинстве, внутренней силе человека.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;