Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7593) 16 - 23 августа 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Воспитательница Европы

Выставка в Новой Пинакотеке

Екатерина БЕЛЯЕВА
Мюнхен - Москва


К.Шинкель. "Золотой век Греции". 1836 г.

Президентство Германии в ЕС в 2007 году осветилось большим искусством. В Берлине, в Новой галерее, с грандиозным успехом проходит выставка из нью-йоркского музея Метрополитен "Прекрасные французы", посвященная французскому искусству XIX века (газета "Культура" давала подробный анонс выставки), а в Новой Пинакотеке в Мюнхене с неменьшим успехом экспонируется немецкая живопись XIX века из собраний Берлина, Дрездена и Мюнхена, упорядоченная по принципу "Взгляд на Европу". Смысл той и другой акций примерно такой - в Берлине немцы демонстрируют всей Европе, какими страстными почитателями прекрасного они являются (через десять дней после открытия выставки пресс-служба уже рассылала по изданиям фотографию ее стотысячного счастливого посетителя), а в Мюнхене они предстают мудрыми философами-космополитами, которые в течение XIX века свободно путешествовали по странам Европы, находили там самое лучшее, перенимали это лучшее для себя, складывали в систему и затем возвращали миру в виде пространных научных трудов - интеллектуального фонда объединенной Европы. Сама госпожа канцлер Ангела Меркель, как известно, очень ученая и образованная дама, написала для каталога толковую статью на тему: "Граждане мира - идеал Европы".

А. фон Марон."Портрет И.И. Винкельмана". 1768 г.

Живописью XIX века Германия может гордиться по праву - тут Каспар Давид Фридрих, Карл Густав Карус, Людвиг Рихтер, Отто Рунге, Адольф Менцель, Макс Либерман, и выставлять этих художников можно и без концепции - люди придут смотреть на них, и девяносто процентов из них будут не туристы, а сами немцы. Но куда приятнее явить знакомые всем имена в свете красивой теории о Германии как воспитательнице чувств Европы в первой половине XIX века. В центре экспозиции - греческий зал. На стене - портрет Винкельмана кисти Антона фон Марона. Картина, написанная в лучших традициях XVIII века, выпадает из тесных рамок XIX, но знаменитый филолог - виновник антикизации Европы - уместен здесь более чем. Обычно экспонируют другой, более известный портрет ученого - кисти его друга Рафаэля Менгса. Менгс запечатлел Винкельмана в годы горения, в период страстного увлечения Италией. А у Марона изображен основоположник современной науки о древности, застигнутый в своем кабинете за работой, однако явно позирующий (в частной жизни Винкельман был непритязателен, а как ученый был жесток, любил ставить оппонентов на свое место, никогда не признавал публично своих слабостей, до последнего аргументировал правоту своих высказываний и вообще считал себя сверхчеловеком в науке; портрет как раз и обнажает дилемму слабого человека и величавого профессора). В нимбе славы отца-основателя - романтические художники, сделавшие Грецию предметом своих художественных исканий. Первые - которые ехали в Афины и на Сицилию (к храмам великой Греции) в поисках идеальной первозданной архитектуры. Еще не пришло время любоваться руинами и встраивать их в любой ландшафт, воображение художников достраивало недостающие звенья построек, несуществующих людей и невероятное, нереальное небо и деревья. Винкельман и следующее за ним поколение филологов предусмотрели абсолютно все, что нужно художнику-неофиту, - пропорции основных храмов с точностью до сантиметра, климатические условия, строение тела, тип лица, цвет кожи и, главное, характер древних греков, римлян, этрусков. Эстетика идеального была очень близка этим живописцам, но не нужно путать их с экзальтированными романтическими пейзажистами, которые готовы были придорожную глыбу преобразить в надгробную плиту павшим героям, а за каждым обломком видели прекрасный греческий храм, воображали невесть что и хватались за кисть. Эти первые хотели совсем другого. Они верили, как потом долго верили и убеждали августейших правителей Карл Фридрих Шинкель, Лео фон Кленце и их современники, что изучение идеальных форм греческих и римских храмов классической эпохи приведет к усовершенствованию мира. Если люди будут правильно строить - они будут правильно думать. Архитектура должна была стать царицей наук об искусстве и затмить литературу и философию, слиться с политикой. Поэтому в греческом зале у художников-путешественников первой волны мы видим идеальный Акрополь - с Пропилеями, храмом Ники, Парфеноном - все без изъянов времени. На другой картине Акрополь дан недостроенным. Обнаженные юноши-рабы с правильными (по Винкельману) пропорциями тела таскают каменные глыбы и мраморы. Что-то есть смешное, наивное во всем этом преклонении европейцев перед древностью - но восхищение все же подавляет смех.

Ф.Овербек. "Италия и Германия". 1828 г.

Любители руин, о которых речь шла выше, украсили Итальянский зал выставки. Арочка, плиточка, пастушок, мостик, лавровое деревце - большего не нужно влюбленному романтику. Висит здесь и откровенно программная работа - картина "Италия и Германия" Фридриха Овербека. Две девушки с лицами рафаэлевских мадонн сидят, по-сестрински прижавшись друг к другу.

Увлечению немцев Скандинавией отданы два зала - сюда попали и несколько знаменитых работ Фридриха. Он часто навещал Данию, оставил серию загадочных, символистских работ с островными датскими пейзажами. Корявые деревья, суровые готические развалины, кладбища, силуэты громадных людей и туман, больше похожий на дым.

Серьезное место отдано богемским и альпийским видам. В какой-то момент в периодике появились заметки патриотического толка о том, что для созерцания прекрасного совсем не обязательно ехать за море, предлагалось открыть то, что находится под рукой. Так вошла в моду Богемия. Лучшие образцы Рихтера включены в экспозицию выставки.

С Францией особые отношения. Первое, что хотели сказать немцы XIX века, - они очень чтят французские свободы. На картине Кристиана Готлиба Шика, которая стала символом данной выставки, изображена просвещенная красавица Хайнрике Даннекер (1802). Девушка сидит на античном постаменте в ампирном трехцветном платьице (цвета французской революции - белый, красный, голубой). Ее жест - слегка приподнятая около головы рука - означает открытость и гостеприимность. Немцы признают, что центр живописи к середине века начал перемещаться в Париж и что только там можно научиться изображать реальность, вернуться с заоблачного Парнаса в обычную жизнь. Очень чтился Гюстав Курбе и его школа, что различимо на картинах в залах Франции.

Испания оказалась не в самом выгодном положении. Она представлена через посредников-французов. Завоевания Наполеона способствовали исследованиям испанской живописи. Испанские полотна теперь висели в Лувре, и немцы наряду с прочими желающими ехали в Париж, чтобы изучать Гойю и Веласкеса. В XIX веке именно Испанию, а не Голландию считали оплотом старой школы. Но работы немецких живописцев a-ля Гойя вполне любопытны.

Остаются какие-то неохваченные залы и темы. Хотя бы тема - Германия XIX века о Германии XIX века. Но всего не охватить. А на тему Германии не могу удержаться от еще одного обращения к выставочному гроссбуху. Статья посвящена себе любимым - научное обоснование находит глобалистская теория преемственности и связи культур и времен. Три важных немецких города выдали на выставку по пятьдесят картин из государственных собраний - это Мюнхен, Берлин и Дрезден. И как же они себя именуют? Не иначе как Северный Рим, Афины на Шпрее и Флоренция на Эльбе. Не больше и не меньше. Пижонство, конечно, страшное. Но, честно признаюсь, из сотни выставок, которые мне удалось посмотреть в уходящем сезоне в Европе, эта самая приятная, хотя почти все картины я где-то более-менее видела, но в разбивку они не имели такой волшебной воспитательной силы.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;