Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 32 (7593) 16 - 23 августа 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесПЕТР ОРЛОВ: "Он играл в карты и не выслуживался"Беседу вела Татьяна КУТАРЕНКОВА
12 августа исполнилось 100 лет со дня рождения кинорежиссера и сценариста Александра Столпера. Он внес огромный вклад в историю отечественного кинематографа, создав такие фильмы, как "Жди меня", "Живые и мертвые", "Повесть о настоящем человеке", "Парень из нашего города", и многие другие. Режиссеры и киноведы отмечали его удивительное умение работать с актерами и раскрывать всю глубину образов, строгий документализм картин и стремление бережно сохранить природу первоисточника. Он был не только ярким режиссером, но и светлым, добродушным человеком. О мастере вспоминает его внук - театральный режиссер Петр ОРЛОВ.
- Какой была семья Александра Борисовича и что вам запомнилось из его рассказов о детстве? - У деда было два брата. Один из них - Михаил - крупный ученый, доктор наук, жил в Мытищах, тогда это был закрытый город. Второй брат - Фима - был коммерческим директором завода "Серп и молот". Мой дед работал грузчиком на станции "Москва-Товарная", носил бревна. Затем - служил в цирке: Александр Борисович был невероятно сильным человеком - он стоял нижним и держал на себе огромную пирамиду. Две вещи, о которых он мечтал в детстве, - стать артистом и иметь велосипед. Но велосипеда у него так никогда и не было, и артистом он тоже так и не стал. Но зато стал кинорежиссером и всю жизнь ездил на машине до последнего дня: он обожал развозить всех по домам, даже в 70 лет. А когда дед ехал на своей первой машине по городу, милиционеры отдавали честь: все знали его в лицо.
- Сохранились ли какие-то воспоминания Александра Борисовича об ученических годах? - Безусловно, это были очень светлые воспоминания. У него был диплом с одними пятерками: он с отличием окончил мастерскую Кулешова. Этот диплом я храню. Затем он учился в киноакадемии, ставшей позже ВГИКом. Уже будучи взрослым, стал профессором этого института. После смерти Михаила Ромма дед возглавил его мастерскую. Среди его учеников были Динара Асанова, Виктор Титов.
- Большинство фильмов Александра Столпера посвящены Великой Отечественной войне - "Жди меня", "Живые и мертвые", "Повесть о настоящем человеке"... Что вспоминал сам Столпер о том тяжелом времени? - Мой дед сам не воевал в годы Великой Отечественной. Но вместе с Константином Симоновым в 1939 году оказался на Халхин-Голе. Симонов до этого уже побывал в разных горячих точках и все время предупреждал деда под свист летящих пуль: "Главное - не пригибайся, не пригибайся от страха: кругом люди смотрят!" Как рассказывал дед, вспоминая о времени, проведенном на Халхин-Голе, более всего пугала мысль о том, что ночью ты можешь пойти в кусты справить нужду, а тебя застрелят.
- Что рассказывал ваш дед о дружбе с Константином Симоновым?
- К сожалению, я не помню самого Константина Михайловича, я тогда был еще маленьким. Но дед рассказывал, что это была очень крепкая дружба и Симонов сыграл огромную роль в его жизни: все лучшие картины были сняты по произведениям Константина Михайловича. Они прекрасно понимали и ценили друг друга. К сожалению, людей, знавших моего деда и друживших с ним, становится все меньше и меньше.
- Из актеров, снимавшихся в его фильмах, были ли у него любимцы? - Я помню, что он очень любил Сергея Шакурова, хотя тот снялся только в одной картине деда, в "Четвертом". Дружил с Николаем Охлопковым, Алексеем Диким, Львом Свердлиным.
- Как воспринимал ваш дед появление новых имен в отечественном кинематографе? Как он оценивал работу режиссеров нового поколения и выделял ли кого-то отдельно? - Дед очень ценил Андрея Тарковского. В моих архивах хранится интервью деда, в котором он говорит об "Ивановом детстве" как о потрясающей картине. Он всегда высоко оценивал работы своих учеников - Динары Асановой и Виктора Титова.
- Александр Столпер - что он был за человек? Каким он запомнился вам?
- Он был человеком, на которого очень хотелось походить во всем, невероятно притягательным и обаятельным, очень неординарным. Мне нравились его привычки, пристрастия. Он сумел привить мне невероятную страсть к автомобилям: впервые я держал руль, сидя на коленях у деда. Я был тогда еще совсем маленьким, но с тех пор обожаю автомобили. Когда-то о нем сказали: "Невероятно добрый человек с очень сильными руками". Он был очень полным, но руки были настолько сильные, что он мог входить на руках в море. У него было потрясающее чувство юмора. Умел замечательно, убедительно говорить, выступать. Мог рассуждать на любые темы. Я всегда звал его Сашей и никогда - дедом. Он ненавидел, когда его звали "дедом". Он всегда ругался: "Что еще за "дед"? Какой я дед?". У него был по этому поводу комплекс! Он мне нравился, невероятно нравился. Нравилось то, что он - кинорежиссер, такой толстый и важный. Дома он всегда сидел в черных трусах, с голым животом и зимой, и летом, кто бы ни зашел к нам в гости. Мне была симпатична эта вальяжность деда, раскованность. Это был вкусный человек, именно вкусный! Бабушка вспоминала, что в молодости он ужасно тараторил, говорил так быстро, что ничего нельзя было понять. И она рассказывала, как в первый раз, когда деду предстояло выступать на каком-то собрании, она схватилась за голову, с ужасом представив, что сейчас будет. Но он вышел, и то, как убедительно и красиво он говорил, просто сразило публику. Это было совершенно неожиданно. Он обожал играть в карты. Думаю, что, если бы не моя бабушка Александра Петровна, с которой мой дед прожил 45 лет, он бы вообще не снимал кино: они бы играли и играли с утра до ночи. У них собиралась замечательная компания игроков: композитор Ян Френкель, Сергей Вахтангов, сын Евгения Вахтангова... Свое первое звание - "Заслуженный деятель искусств" - дед получил поздно, в 56 лет, после выхода картины "Живые и мертвые". Он был человеком абсолютно неконъюнктурным, никогда не рвался к наградам и званиям. Любил вкусно поесть, поспать после обеда. Когда кончались деньги, он начинал снимать кино, так как надо было кормить семью. Но благодаря этому он не снял ни одной картины по госзаказу: ни в одном фильме Столпера нет Сталина. Это притом что моему деду, режиссеру-еврею, довелось пережить очень страшные годы. Есть картины лучше, есть хуже, есть, безусловно, картины с налетом времени. Но нет ни одной, за которую мне было бы стыдно. Он просто играл в карты и снимал кино, не гонясь за званиями. И со временем я понял: хорошо, что он играл в карты, а не выступал и не выслуживался перед властью, за что потом было бы стыдно его семье.
- Как складывались его отношения с властью? - Не могу сказать, что его жизнь была очень тяжелой. Безусловно, его фамилия числилась в "черных списках". Но беда миновала: вовремя умер Сталин. Деду повезло. До этого никаких инцидентов не было. За исключением разве что одного случая. Дед снял картину по роману писателя Авдеенко - о секретаре райкома, который уходит от своей жены к другой женщине по любви. По тем временам такой сюжет был немыслим. И тогда вождь вызвал деда и Авдеенко ночью и устроил разгон. Авдеенко распекали часа два. После того разговора он даже хотел повеситься, но дед удержал его от такого порыва. После Авдеенко принялись за Столпера. Дед вспоминал, что Сталин подошел к нему близко и, по-киношному пыхтя трубкой в лицо, произнес: "Ну что же...Режиссеры хорошо это сняли". Чего можно было ждать после такой ночной беседы с вождем? На всю жизнь остался этот страх. А в те времена сажали многих. Бабушка рассказывала, что каждый раз, возвращаясь домой поздно, она видела возле дома "черный воронок". А к деду назначали второго режиссера, из партийных, "чтобы правильно снимал". Он никогда не был партийным, и это было удивительно в то время. Как-то раз я спросил его: "А ты - коммунист?" - на что он ответил мне: "Я - сочувствующий". Он не был каким-то скрытым диссидентом, не был и коммунистом, но внешне старался сохранять весь политес, понимая, в какой стране живет.
- В чем, по-вашему, заключается феномен творчества Александра Столпера? - На мой взгляд, он умел превосходно работать с артистами. Удивительно, как ему пришла в голову идея пригласить на роль генерала Серпилина, "человека с лошадиным лицом", как было написано у Симонова, - Анатолия Папанова. На эту роль пробовались и Юрий Никулин, и Евгений Евстигнеев. Но он выбрал Папанова, увидев Серпилина именно таким. Никулин сам рассказывал мне, что отказался играть, потому что не верил, считал это абсурдным и не понимал, как это можно сыграть: серьезного генерала и при этом - "с лошадиным лицом". Он первым начал снимать фильмы о войне без ложного пафоса. Конечно, никуда нельзя было деться от ведущей роли партии - такое было время. Но во главу угла все равно был поставлен человек. И именно поэтому его фильмы не забываются: практически каждую неделю по какому-то каналу я вижу его картины. Также в рубрике:
|