Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 32 (7593) 16 - 23 августа 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияШколы искусств добьются равенстваМихаил Швыдкой пообщался с регионами ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИМария ТОКМАШЕВА Пресс-конференции в режиме он-лайн вошли в моду после инициативы Президента. Федеральное агентство по культуре и кинематографии тоже технического прогресса не чурается: на накопившиеся к Роскультуре вопросы в четверг ответил Михаил Швыдкой. Полуторачасовая конференция обещала быть насыщенной: вопросы поступили почти из всех регионов. Самым популярным можно считать вопрос о так всех волнующих автономных учреждениях и об опасениях, с ними связанных. "АУ - учреждения, которые сами распоряжаются своим бюджетом", - уже в который раз разъяснил Михаил Ефимович. Со свободой связаны, естественно, и определенные риски, главным образом - риски управления, грамотного менеджмента, которыми, стоит признать, не всегда владеют руководители учреждений культуры. В любом случае "недвижимость остается за учреждением: никто не будет забирать здание или музейные и библиотечные фонды. В случае банкротства АУ рискует лишь движимым имуществом". Пока более или менее активная работа по переходу учреждений культуры в автономные ведется, по словам Швыдкого, в Татарстане, где уже подписано несколько необходимых для этой сложной процедуры подзаконных актов. Но все же "перехода в АУ бурными рядами надо избежать. Эта система неплоха для театрально-концертных организаций и еще, может быть, для клубных учреждений", - заявил глава Роскультуры. Последние, к слову, проявили в этот раз активность, свидетельствующую о том, что личных встреч с руководителями отрасли они удостаиваются редко. Всех без исключения волнует вопрос о перспективах своего развития. "Для села нужен многофункциональный культурный центр, - считает Михаил Швыдкой. - Как пример - ФРГ, где в небольших городах с населением в 30 тысяч человек роль подобного культурного центра играет школа с ее библиотечным и актовым залом". Вполне возможно, что такая практика будет и у нас. Да вот только скромная строка в российском бюджете на развитие культуры села - девять миллионов рублей - вряд ли поспособствует этому. Правда, Михаил Ефимович заметил, что кое-где представители региональной власти все же уделяют должное внимание селу. Например, в Республике Чувашия существуют отлично оснащенные библиотеки с выходом в Интернет, без которого нынче культурному человеку уже не обойтись, а в некоторых - имеются спутниковые тарелки, с помощью которых транслируются фильмы, спектакли и даже пресс-конференции, подобные этой. Много времени уделили созданию электронной базы данных по музейным фондам. Сегодня, правда, эта работа находится еще на начальном этапе. В электронный каталог занесено пока только около трех миллионов единиц хранения. "Сейчас мы занимаемся довольно важным делом - созданием единого программного продукта, который позволит унифицировать все записи", - подчеркнул г-н Швыдкой. От технических новинок перешли к вопросам национальной культуры, ее распространения и развития. Хабаровский край волновала проблема переиздания книг на языках народов Севера, а Республику Хакасия - гастроли национальных театров. Первым Михаил Швыдкой посоветовал обратиться с письмом к главе Роспечати Михаилу Сеславинскому. Со вторым же вопросом оказалось сложнее. По словам Швыдкого, сегодня деятельность Федерального агентства по культуре и кинематографии направлена главным образом на гастроли лучших музыкальных и театральных коллективов, независимо от их места жительства, по всей стране (в рамках той же "Золотой Маски", к примеру), а вот на гастроли национальных театров "текущих денег нет". Но с деньгами у нас, кажется, проблемы всегда. "Инициатив больше, чем денег" и в кинопроизводстве, которое, судя по словам главы Роскультуры, переживает подъем. "Сегодня в год выпускается 14 картин для детей, 80 единиц анимации, более 200 художественных фильмов, 130 из которых снято с участием государства". Михаил Ефимович, правда, напомнил, что госзаказа как такового не существует, но есть конкурс. Поправки к 94-му Федеральному закону отделили произведения литературы и искусства от прочих, но тем не менее, во-первых, сохранили за такими критериями, как цена и сроки, 55 процентов оценки; а во-вторых, затруднили работу комиссии, которая теперь в двухмесячный срок должна рассмотреть огромное количество работ и вынести свое решение. Комиссия состоит из десяти человек, пять из которых - люди творческой профессии, а пять - "опытные тендерщики". Но "приходилось работать и не в таких сложных условиях". Если за создание художественных фильмов чиновники, по-видимому, спокойны, то ситуацию с документальным кино оценивают как кризисную. "Судьбу документального кино изменило телевидение. И состязание между ними сегодня невозможно, поэтому надо думать об объединении ресурсов". Правда, по словам Швыдкого, и в теледокументалистике существует дефицит кадров. При этом гораздо рациональнее не создавать новые места обучения, а "развивать уже существующие вузы", открывать на базе университетов телешколы, где будут готовить специалистов телевизионного дела. Так пресс-конференция плавно перешла к образованию. Многие университеты культуры и искусств волнует приобщение к Болонскому процессу. "Художественное образование в России существует уже более 250 лет. И это одна из национальных ценностей. Музыканты, художники, танцовщики, получившие образование в России, востребованы на Западе. И в целом уровень профессионализма студентов, например, московских консерваторий выше, чем их западных коллег, обучающихся по Болонской системе", - сказал Михаил Ефимович. В общем, двухступенчатая система обучения - удел лишь некоторых творческих специальностей (звукорежиссеров, звукооператоров, искусствоведов). Другая проблема художественного образования - статус детских школ искусств, - которая никак не решается почти 15 лет. "Приравнять педагогов детских школ искусств к педагогам общеобразовательной школы - вопрос 2008 года", - пообещал Михаил Швыдкой. Другой проект 2008-го, о котором напомнили представители Томской области, - пятый Национальный проект "Культура". Здесь все оказалось не так оптимистично. "Бюджет на 2008 - 2010 годы уже сформирован, и проект "Культура" туда не заложен", - честно признался глава Федерального агентства по культуре и кинематографии. Однако напомнил в присущей ему афористичной манере: "Культура - это не проект, это жизнь". И с этим не поспоришь. К концу пресс-конференции перешли к экзистенциальным вопросам. Интересовались нравственными ценностями, например. Но роль духовного наставника Михаил Ефимович на себя не взял. Напомнил лишь о десяти заповедях и о том, что "в книжках уже все давно написано". А по поводу несовершенства государственной политики ограничился цитатой из трудов Николая Бердяева: "Государство существует не для того, чтобы был рай, а чтобы не было ада". Также в рубрике:
|