Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 40 (7601) 11 - 17 октября 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеВариации с сюрпризомВ Москве проходит фестиваль "Владимир Спиваков приглашает..." МУЗЫКАДмитрий МОРОЗОВ
Словесные баталии вокруг последнего Конкурса Чайковского постепенно затихают, однако имена наиболее интересных и ярких российских его участников то и дело возникают на столичных подмостках. Двоих из них пригласил к себе на фестиваль Владимир Спиваков, предоставив в их распоряжение Светлановский зал ММДМ и Национальный филармонический оркестр России под своим собственным управлением. Это были (в порядке их появления на сцене Дома музыки) виолончелист Александр Бузлов, получивший на конкурсе вторую премию, и певица Альбина Шагимуратова, завоевавшая первую. Ученик Наталии Гутман, Бузлов на конкурсе уступил золотую медаль Сергею Антонову (ученику председателя жюри Наталии Шаховской), хотя многие, в том числе и Владимир Спиваков, чей выбор говорит сам за себя, считают его более интересным музыкантом. В свои 24 года Бузлов является лауреатом более десятка престижных конкурсов, первый из которых выиграл еще в 13-летнем возрасте. Однако те, кто на этом основании ожидал бы увидеть в нем прежде всего вундеркинда-виртуоза, сильно ошибутся. Нет, с техникой у Бузлова все в порядке. Но он никоим образом не стремится подчеркнуто ее демонстрировать. Равно, впрочем, как и самодовлеющую красоту звука. Все это, безусловно, присутствует в игре талантливого виолончелиста, но отнюдь не на первом плане. Хотя, казалось бы, "Вариации на тему рококо" Чайковского дают к тому все возможности и даже провоцируют. Но Бузлов и здесь явил себя не столько виртуозом, сколько глубоким, тонким музыкантом, воспринявшим главные творческие принципы своего педагога Наталии Гутман, пропустив их через собственную индивидуальность. В его игре не было решительно ничего внешнего, что, кстати, выгодно отличает Бузлова от многих звезд смычка новейшей формации. Если про Александра Бузлова можно сказать, что его виолончель пела, то Альбина Шагимуратова покоряла в первую очередь почти инструментальной безупречностью звуковедения, в первую очередь демонстрируя именно блестящую, виртуозную технику. Впрочем, и сама программа выступления в Светлановском зале больше располагала именно к демонстрации виртуозных качеств. И то сказать, многие ли у нас способны сегодня так легко и непринужденно спеть подряд Каватину Лючии из оперы Доницетти, Каватину Семирамиды из одноименной оперы Россини, Арию Маргариты Валуа ("Гугеноты" Мейербера) и болеро Елены ("Сицилийская вечерня") с арией Джильды ("Риголетто") Верди? При этом, по существу, лишь последняя ставила перед певицей не только сугубо вокально-технологические задачи. И когда Альбина Шагимуратова пела Джильду, в звучании ее красивого голоса, действительно появился намек на искреннее чувство. В целом молодая певица достаточно музыкальна, поэтому обретение большей исполнительской глубины и артистизма для нее, думается, всего лишь вопрос времени. День спустя с теми же НФОРом и Владимиром Спиваковым, только уже в стенах Большого зала консерватории, пел Дмитрий Хворостовский - звезда давно уже состоявшаяся и раскрученная, как мало кто другой в нашем отечестве. Большие сомнения вызывал, правда, выбор им для выступления Сюиты на стихи Микеланджело Дмитрия Шостаковича (написанной для Евгения Нестеренко, так и оставшегося непревзойденным ее исполнителем): стоит ли браться за басовый репертуар, в то время как и репертуар драматического баритона дается Хворостовскому с большим напряжением? Опасения оказались не совсем уж беспочвенными. Исполнение гениального сочинения Шостаковича в целом оказалось довольно поверхностным. Явной неудачей его не назовешь, но и настоящей удачей тоже. Лучше всего получались у Хворостовского лирические моменты, однако все, что требует пафоса и более крупного штриха, оказалось куда менее убедительным. Кроме того, нередко было не разобрать слов, играющих здесь столь важную роль. Да и сам голос порой терялся за звучанием оркестра, в чем вряд ли стоит упрекать НФОР и маэстро Спивакова, соблюдавшего баланс неукоснительно. И если оркестровая составляющая оказалась в целом убедительнее вокальной, то отнюдь не по причине подавления оркестром певца, а скорее, из-за того, что последний вновь переоценил свои возможности. НФОР играл в этот вечер под управлением Спивакова также Симфонию № 94 ("Сюрприз") Гайдна и Увертюру к "Милосердию Тита" Моцарта. Исполнению венских классиков временами все еще недоставало большей гибкости и легкости звучания (что было особенно заметно в симфонии Гайдна), однако по сравнению с прежними разами можно говорить об определенном прогрессе. Зато совершенно замечательно сыгран был на бис Менуэт Шуберта - Брамса. Также в рубрике:
|