Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 40 (7601) 11 - 17 октября 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияПорнография, как было сказано...Экспонаты выставки "Соц-арт" подверглись цензуре СКАНДАЛАлександр ПАНОВ
21 октября в парижском выставочном зале "La Maison Rouge" открывается выставка "Соц-арт. Политическое искусство в России", подготовленная отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи. Первый вариант этого проекта демонстрировался весной в стенах самой Третьяковки на Крымском Валу в рамках Второй Московской биеннале современного искусства и был одним из самых масштабных и эффектных на фестивале. Однако еще в конце прошлой недели уже находящийся в Париже куратор выставки, заведующий отделом Андрей Ерофеев забил тревогу: во Францию не приедут около восьмидесяти работ. Точнее, не работ, а "единиц хранения", выражаясь музейным языком (многие произведения представляют собой многочастные циклы, то есть одно произведение может состоять из нескольких десятков конкретных артефактов). В воздухе повисло страшное слово "цензура". Отменилась московская пресс-конференция, приуроченная к вернисажу. СМИ тут же озвучили треволнения куратора.
В итоге вышло еще хуже. В понедельник 8 октября министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов на пресс-конференции заявил, что считает неприемлемым проведение выставки вообще. "Это станет позором для России. Я предпринял все, что мог, чтобы она в Париж не поехала. Ответственность за ее проведение ляжет на руководство Третьяковской галереи. Мы показываем в Париже порнографию, непотребные картинки", - сказал министр. После чего корпоративный скандал между куратором, дирекцией ГТГ, официальными институциями в лице министерства, Роскультуры и Россвязьохранкультуры окончательно стал достоянием общественности и одной из главных новостей текущей недели. Как это былоСначала хранители Третьяковки, собирающиеся в Париж и комплектующие вещи для перевозки, обнаружили, что некоторые произведения опять отправлены в запасники. Первоначальной цензурой занималась замдиректора ГТГ Ирина Лебедева. Далее редуцированный список просмотрел руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой и сделал свои рекомендации. Окончательное решение принимал заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия Анатолий Вилков, который, по его словам, руководствовался лишь юридическими основаниями: произведения, не принадлежащие Третьяковке (что-то является собственностью автора, что-то ожидает решения своей судьбы в режиме "временного хранения"), при вывозе из страны обкладываются дополнительным налогом (50 процентов вместо 0, 1), и вещи, неграмотно оформленные, механически выключаются из государственного списка. Вилков подписал последний набор, из которого еще что-то выпало. Однако многие не принадлежащие Третьяковке вещи все равно остались, а "выпали" наиболее этически и политически сомнительные. Не помогло: Александр Соколов "проклял" весь проект вкупе. Что не увидят во ФранцииЕсли выставка "Соц-арт" все же откроется, то на ней не будет точно: а) cерии "Маски" группы "Синие носы". Язвительные игры со знаковыми персонажами истории XX века от Гитлера до Путина и Бен Ладена. Для художников это всего лишь картинки, всплывшие из потока массмедиа, утопившего их в себе. Они нехороши собой, будто опухшая Офелия. Но это всего лишь картинки, литературные герои, навязчивый глюк; б) фотографии "Эра милосердия" группы "Синие носы". Целующиеся милиционеры на фоне заснеженных берез. Российская идиллия, мечта о недостижимом рае, поданная с иронической дистанцией. "Эра милосердия" - название романа братьев Вайнеров, ставшего основой сериала "Место встречи изменить нельзя". В фильме герой Зиновия Гердта мечтал об этой эре. Она наступила - наши милиционеры на природе заняты собой, а не нами; в) лайт-бокса группы "ПГ", посвященного азиатскому влиянию на сегодняшнюю Москву. Кореец ест в Кремле собаку, а вокруг куполов кремлевских соборов витают надувные китайские игрушки. А вы это не представляете в страшных снах, поутру стесняясь себе признаться? г) карикатуры Вячеслава Сысоева. Что бы ни было на них нарисовано, Сысоев - единственный советский неофициальный художник 1970-х, отправившийся в лагеря за свое искусство. Он умер в Берлине в эмиграции. Можно уважить покойника? д) объекта "Звезда и свастика" Марии Константиновой. Мягкие, тканые звезда и свастика, явно после сексуального акта. Для московского концептуализма идеологемы являются элементами интеллектуальной игры. И пафос "сталинизм = фашизм" превращается в инфантильную материализацию. Оба хуже, но художник выше этого. Или проще. И т.д. Было или не увидели?Вообще-то термин "соц-арт" был придуман Виталием Комаром и Александром Меламидом, ныне международными звездами, а когда-то подпольщиками, в 1972 году. Это был советский ответ западному поп-арту: у нас общество не "попсовое", а "социалистическое". Политические фетиши определяют сознание, восприятие и взгляд на мир. Тогда это было очень радикально (Комар - Меламид отправились в эмиграцию). Еще недавно соц-артовские ходы казались не то музейными, не то устаревшими (а какая разница?). И выставка то ли в Москве, то ли в Париже должна быть такой хрестоматией - старые вещи и новые, продолжающие каноническую традицию. И вдруг неожиданная, необъяснимая и до сих пор неизвестная в деталях реакция. Да неужели подобное искусство может беспокоить на высоком уровне? Господа-товарищи, оно - искусство, и не более того. Неужели не видно? Вроде бы надо ценить с классических точек зрения: все, что в музее или под его эгидой, является музейной ценностью. Все, что юридически не оформлено, остается на совести куратора. Он знает, что делает, - надеюсь. Но зачем же стулья ломать? Слово "порнография" так актуализирует "политическое искусство", что хочется задуматься о политике. Культурной политике государства в первую очередь. И вот где "позор для России". Греха не оберешься. P.S. На момент подписания номера, откроется ли выставка, было неизвестно. Пока фуры с разрешенными произведениями едут в Париж, а дирекция Третьяковки воздерживается от комментариев. Что же все-таки произошло? Также в рубрике:
|