Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 40 (7601) 11 - 17 октября 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Порнография, как было сказано...

Экспонаты выставки "Соц-арт" подверглись цензуре

СКАНДАЛ

Александр ПАНОВ


Группа "Синие носы". "Эра милосердия". 2005 г.

21 октября в парижском выставочном зале "La Maison Rouge" открывается выставка "Соц-арт. Политическое искусство в России", подготовленная отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи. Первый вариант этого проекта демонстрировался весной в стенах самой Третьяковки на Крымском Валу в рамках Второй Московской биеннале современного искусства и был одним из самых масштабных и эффектных на фестивале.

Однако еще в конце прошлой недели уже находящийся в Париже куратор выставки, заведующий отделом Андрей Ерофеев забил тревогу: во Францию не приедут около восьмидесяти работ. Точнее, не работ, а "единиц хранения", выражаясь музейным языком (многие произведения представляют собой многочастные циклы, то есть одно произведение может состоять из нескольких десятков конкретных артефактов). В воздухе повисло страшное слово "цензура". Отменилась московская пресс-конференция, приуроченная к вернисажу. СМИ тут же озвучили треволнения куратора.

М.Константинова. "Звезда и свастика"

В итоге вышло еще хуже. В понедельник 8 октября министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов на пресс-конференции заявил, что считает неприемлемым проведение выставки вообще. "Это станет позором для России. Я предпринял все, что мог, чтобы она в Париж не поехала. Ответственность за ее проведение ляжет на руководство Третьяковской галереи. Мы показываем в Париже порнографию, непотребные картинки", - сказал министр. После чего корпоративный скандал между куратором, дирекцией ГТГ, официальными институциями в лице министерства, Роскультуры и Россвязьохранкультуры окончательно стал достоянием общественности и одной из главных новостей текущей недели.

Как это было

Сначала хранители Третьяковки, собирающиеся в Париж и комплектующие вещи для перевозки, обнаружили, что некоторые произведения опять отправлены в запасники. Первоначальной цензурой занималась замдиректора ГТГ Ирина Лебедева. Далее редуцированный список просмотрел руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой и сделал свои рекомендации. Окончательное решение принимал заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия Анатолий Вилков, который, по его словам, руководствовался лишь юридическими основаниями: произведения, не принадлежащие Третьяковке (что-то является собственностью автора, что-то ожидает решения своей судьбы в режиме "временного хранения"), при вывозе из страны обкладываются дополнительным налогом (50 процентов вместо 0, 1), и вещи, неграмотно оформленные, механически выключаются из государственного списка. Вилков подписал последний набор, из которого еще что-то выпало. Однако многие не принадлежащие Третьяковке вещи все равно остались, а "выпали" наиболее этически и политически сомнительные. Не помогло: Александр Соколов "проклял" весь проект вкупе.

Что не увидят во Франции

Если выставка "Соц-арт" все же откроется, то на ней не будет точно:

а) cерии "Маски" группы "Синие носы". Язвительные игры со знаковыми персонажами истории XX века от Гитлера до Путина и Бен Ладена. Для художников это всего лишь картинки, всплывшие из потока массмедиа, утопившего их в себе. Они нехороши собой, будто опухшая Офелия. Но это всего лишь картинки, литературные герои, навязчивый глюк;

б) фотографии "Эра милосердия" группы "Синие носы". Целующиеся милиционеры на фоне заснеженных берез. Российская идиллия, мечта о недостижимом рае, поданная с иронической дистанцией. "Эра милосердия" - название романа братьев Вайнеров, ставшего основой сериала "Место встречи изменить нельзя". В фильме герой Зиновия Гердта мечтал об этой эре. Она наступила - наши милиционеры на природе заняты собой, а не нами;

в) лайт-бокса группы "ПГ", посвященного азиатскому влиянию на сегодняшнюю Москву. Кореец ест в Кремле собаку, а вокруг куполов кремлевских соборов витают надувные китайские игрушки. А вы это не представляете в страшных снах, поутру стесняясь себе признаться?

г) карикатуры Вячеслава Сысоева. Что бы ни было на них нарисовано, Сысоев - единственный советский неофициальный художник 1970-х, отправившийся в лагеря за свое искусство. Он умер в Берлине в эмиграции. Можно уважить покойника?

д) объекта "Звезда и свастика" Марии Константиновой. Мягкие, тканые звезда и свастика, явно после сексуального акта. Для московского концептуализма идеологемы являются элементами интеллектуальной игры. И пафос "сталинизм = фашизм" превращается в инфантильную материализацию. Оба хуже, но художник выше этого. Или проще.

И т.д.

Было или не увидели?

Вообще-то термин "соц-арт" был придуман Виталием Комаром и Александром Меламидом, ныне международными звездами, а когда-то подпольщиками, в 1972 году. Это был советский ответ западному поп-арту: у нас общество не "попсовое", а "социалистическое". Политические фетиши определяют сознание, восприятие и взгляд на мир. Тогда это было очень радикально (Комар - Меламид отправились в эмиграцию). Еще недавно соц-артовские ходы казались не то музейными, не то устаревшими (а какая разница?). И выставка то ли в Москве, то ли в Париже должна быть такой хрестоматией - старые вещи и новые, продолжающие каноническую традицию. И вдруг неожиданная, необъяснимая и до сих пор неизвестная в деталях реакция. Да неужели подобное искусство может беспокоить на высоком уровне? Господа-товарищи, оно - искусство, и не более того. Неужели не видно? Вроде бы надо ценить с классических точек зрения: все, что в музее или под его эгидой, является музейной ценностью. Все, что юридически не оформлено, остается на совести куратора. Он знает, что делает, - надеюсь. Но зачем же стулья ломать?

Слово "порнография" так актуализирует "политическое искусство", что хочется задуматься о политике. Культурной политике государства в первую очередь. И вот где "позор для России". Греха не оберешься.

P.S. На момент подписания номера, откроется ли выставка, было неизвестно. Пока фуры с разрешенными произведениями едут в Париж, а дирекция Третьяковки воздерживается от комментариев. Что же все-таки произошло?

Также в рубрике:

СКАНДАЛ

НАСЛЕДИЕ

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

"БИБЛИООБРАЗ-2007"

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;