Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 41 (7602) 18 - 24 сентября 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Фестиваль

Кавказский круг

Махачкала дебютировала как фестивальный город

ТЕАТР

Николай ЖЕГИН
Махачкала - Москва


Сцена из спектакля "Дядя Ваня"

"Горячий репортаж" из Махачкалы, где на улице Магидова в пыли и в дыму танк утюжил развалины дома, в котором засели боевики, обошел все телеканалы.

- С ума сошел? - опешил знакомый, узнав, что лечу в Махачкалу на первый в этом крае Международный фестиваль русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона.

Я объяснял, что русский фестиваль необходимо было проводить именно здесь, в этой горной стране, потому что здесь восемь национальных театров играют спектакли на восьми языках, а единственный понятный для всех язык - русский. Что такого театрального феномена больше не встретишь не только в России, но и за ее пределами. А что до стрельбы, то она теперь не редкость даже в благополучных странах Европы, добавил я философски.

...В день торжественного открытия площадь перед Русским театром была полна народу. Русские театры, прибывшие на фестиваль из Северной и Южной Осетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, Калмыкии, Грузии и Азербайджана, встречали на площади национальные театры Дагестана. Каждый приготовил "автограф" - восхитительную танцевальную зарисовку. Плавная красота кумыкского танца, огневая пляска аварского, лихой перепляс лезгинского, скрытый темперамент лакского, спокойная грация табасаранского, степная удаль ногайского, восточная вязь азербайджанского - все промелькнуло перед нами! Только на Кавказе драматический актер умеет с таким искусством и азартом выделывать веками отточенные "пируэты"! Чуть не забыл - здесь работают еще и русский, и оперный, и кукольный театры! Словом, богатейшая театральная коллекция!

...Московский Малый театр (почетный гость фестиваля) не внял советам воздержаться от рискованного турне в одну из "горячих точек". Он открыл фестиваль в точно назначенный срок, сыграв знаменитые чеховские водевили "Предложение" и "Медведь", и задал тон всему фестивалю, предложив "разговор на русские темы". В Год русского языка это было и уместно, и естественно. Так что едва ли не каждый театр дал свою "вариацию на русские темы"... Грузия, например, ответила русским романсом, что было и традиционно, и вполне ожидаемо. Ирина Мегвинетухуцеси из Русского театра имени Грибоедова в Тбилиси обратилась к романсам Вертинского, напомнив не столько о певце, сколько о поэте Серебряного века, едва ли не самом популярном сегодня из всей "серебряной" плеяды.

Появился на сцене и Иван Алексеевич Бунин - замечательный азербайджанский актер Фуад Поладов временами был удивительно похож на русского классика в спектакле "Последний поединок Ивана Бунина". Пьесу по произведениям азербайджанской писательницы Банин недавно закончил Рустам Ибрагимбеков, сам и поставил в руководимом им Театре "Ибрус", играющем как на азербайджанском, так и на русском языках. Банин (изящный портрет "восточной женщины с умом" создала Мехрибан Зеки) напоминает о пылкой и безнадежной страсти уже старого, но не желающего в это верить писателя. Вспоминает то с иронией, то с горечью, то с улыбкой, и что тут правда, а что поэзия женского сердца, мы, конечно, никогда не узнаем...

Что говорить! Хотелось бы иной (и уж во всяком случае, не усеченной!) пушкинской речи в монологах Скупого рыцаря и Сальери, хотя спектакль Русского театра из Элисты имел свои достоинства. Но ведь "Маленькие трагедии" требуют от исполнителей подлинных высот мастерства!

Как всегда, дело поправил Островский! Все-таки превосходно "умеют говорить" актеры Русского театра из Владикавказа. В "Банкроте" зазвучали все оттенки, краски, непревзойденные обороты русской речи, которые нынче только и услышишь из уст какого-нибудь Сысоя Псоича (В.Карпов) или Лазаря Подхалюзина (очень хорош был в этой роли Ю.Хафизов, по-кавказски горделивый и статный).

Русский театр Дагестана композиционно изящно завершил фестиваль, вернувшись к его началу - к Чехову. В "Дяде Ване" Скандербек Тулпаров показал драматизм человеческих судеб очень тактично и без нажима. Правильно. Чехов любил акварель...

Одним словом, на театральной карте России появился еще один город фестивалей.

В Дагестане между тем продолжают удивляться - как же это мы до сих пор обходились без собственного фестиваля?

Также в рубрике:

ТЕАТР

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;