Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 41 (7602) 18 - 24 сентября 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ФестивальКавказский кругМахачкала дебютировала как фестивальный город ТЕАТРНиколай ЖЕГИН
"Горячий репортаж" из Махачкалы, где на улице Магидова в пыли и в дыму танк утюжил развалины дома, в котором засели боевики, обошел все телеканалы. - С ума сошел? - опешил знакомый, узнав, что лечу в Махачкалу на первый в этом крае Международный фестиваль русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона. Я объяснял, что русский фестиваль необходимо было проводить именно здесь, в этой горной стране, потому что здесь восемь национальных театров играют спектакли на восьми языках, а единственный понятный для всех язык - русский. Что такого театрального феномена больше не встретишь не только в России, но и за ее пределами. А что до стрельбы, то она теперь не редкость даже в благополучных странах Европы, добавил я философски. ...В день торжественного открытия площадь перед Русским театром была полна народу. Русские театры, прибывшие на фестиваль из Северной и Южной Осетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, Калмыкии, Грузии и Азербайджана, встречали на площади национальные театры Дагестана. Каждый приготовил "автограф" - восхитительную танцевальную зарисовку. Плавная красота кумыкского танца, огневая пляска аварского, лихой перепляс лезгинского, скрытый темперамент лакского, спокойная грация табасаранского, степная удаль ногайского, восточная вязь азербайджанского - все промелькнуло перед нами! Только на Кавказе драматический актер умеет с таким искусством и азартом выделывать веками отточенные "пируэты"! Чуть не забыл - здесь работают еще и русский, и оперный, и кукольный театры! Словом, богатейшая театральная коллекция! ...Московский Малый театр (почетный гость фестиваля) не внял советам воздержаться от рискованного турне в одну из "горячих точек". Он открыл фестиваль в точно назначенный срок, сыграв знаменитые чеховские водевили "Предложение" и "Медведь", и задал тон всему фестивалю, предложив "разговор на русские темы". В Год русского языка это было и уместно, и естественно. Так что едва ли не каждый театр дал свою "вариацию на русские темы"... Грузия, например, ответила русским романсом, что было и традиционно, и вполне ожидаемо. Ирина Мегвинетухуцеси из Русского театра имени Грибоедова в Тбилиси обратилась к романсам Вертинского, напомнив не столько о певце, сколько о поэте Серебряного века, едва ли не самом популярном сегодня из всей "серебряной" плеяды. Появился на сцене и Иван Алексеевич Бунин - замечательный азербайджанский актер Фуад Поладов временами был удивительно похож на русского классика в спектакле "Последний поединок Ивана Бунина". Пьесу по произведениям азербайджанской писательницы Банин недавно закончил Рустам Ибрагимбеков, сам и поставил в руководимом им Театре "Ибрус", играющем как на азербайджанском, так и на русском языках. Банин (изящный портрет "восточной женщины с умом" создала Мехрибан Зеки) напоминает о пылкой и безнадежной страсти уже старого, но не желающего в это верить писателя. Вспоминает то с иронией, то с горечью, то с улыбкой, и что тут правда, а что поэзия женского сердца, мы, конечно, никогда не узнаем... Что говорить! Хотелось бы иной (и уж во всяком случае, не усеченной!) пушкинской речи в монологах Скупого рыцаря и Сальери, хотя спектакль Русского театра из Элисты имел свои достоинства. Но ведь "Маленькие трагедии" требуют от исполнителей подлинных высот мастерства! Как всегда, дело поправил Островский! Все-таки превосходно "умеют говорить" актеры Русского театра из Владикавказа. В "Банкроте" зазвучали все оттенки, краски, непревзойденные обороты русской речи, которые нынче только и услышишь из уст какого-нибудь Сысоя Псоича (В.Карпов) или Лазаря Подхалюзина (очень хорош был в этой роли Ю.Хафизов, по-кавказски горделивый и статный). Русский театр Дагестана композиционно изящно завершил фестиваль, вернувшись к его началу - к Чехову. В "Дяде Ване" Скандербек Тулпаров показал драматизм человеческих судеб очень тактично и без нажима. Правильно. Чехов любил акварель... Одним словом, на театральной карте России появился еще один город фестивалей. В Дагестане между тем продолжают удивляться - как же это мы до сих пор обходились без собственного фестиваля? Также в рубрике:
|