Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 41 (7602) 18 - 24 сентября 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Последнее танго в Москве

исполнил аргентинский "крестник" России Хулио Бокка

Елена ФЕДОРЕНКО
Фото ИТАР-ТАСС


Х.Бокка

Для аргентинского танцовщика Хулио Бокка Москва - город свой. В 1985 году 18-летним юношей он победил на Пятом Московском международном конкурсе артистов балета, оставив серебряную ступень Андрису Лиепе. Тогда Бокка не был известным, танцевальные уроки ему преподносила мать, недолгое время он стажировался в классе замечательной балерины Нинель Юлтыевой, преподававшей в Венесуэле. Уже на первом туре худой паренек заворожил своей харизмой, а на третьем, когда диктор Анна Чехова объявляла его имя, зал Большого театра взрывался ликованием. Невероятный по мощи и высоте прыжок, стремительные вращения и открытая радость танца, не допускавшая страха и трепета перед священными подмостками, с ходу проложили Бокка путь на балетный Олимп. О летающем аргентинце - позже его назовут "Мистер Суперпрыжок" - услышал Михаил Барышников и сразу же пригласил его на место премьера в American Ballet Theatre. Так что победа в России обеспечила аргентинцу и престижное место работы. В ABT Хулио Бокка танцевал два десятилетия, перевоплощаясь то в образы романтических принцев, то в инакомыслящих авангардных героев. По всему миру был нарасхват, и театра из разряда первых, где бы он не выступал как guest star, не осталось.

Если российские балетоманы любят, то любят преданно и навсегда: Бокка приезжал в город своего первого триумфа нечасто, но стал здесь легендой. Несколько лет назад в Москве попрощался со своим Базилем, станцевав в "Дон Кихоте" Большого театра, и пообещал вернуться снова.

В марте ему исполнилось сорок: из звездного мальчика он превратился в солидного арт-директора труппы "Балет Аргентины", которую сам создал и с которой отправился в прощальное мировое турне, объявив о завершении танцевальной карьеры. Шоу, названное "Bocca Tango", увидели во всех крупных городах США, Латинской Америки и Европы. К счастью, Хулио Бокка не забыл и Москву. Обещание сдержал.

Спектакль на музыку Астора Пьяццоллы был дважды показан на сцене Концертного зала имени Чайковского. В том, что Хулио Бокка постепенно пришлось расставаться с классикой, нет ничего странного - он всегда отчаянно бросался на самые головокружительные трюки и получил немало серьезных травм. Нет ничего удивительного и в том, что формой своего нового сценического бытия аргентинец избрал танго - национальное достояние своей страны, к тому же танго он исполнял и раньше, отрываясь в его страстях от строгих канонов академизма. Сам неоднократно признавался в любви к танго, говорил, что только этому танцу подвластны роковые страсти и душераздирающие чувства и не отказывал себе в удовольствии вновь и вновь повторять, что танго - "это преступление без убийства, смерть без гибели. В танго слезы достаются на долю музыки - скрипке, а тоска - на долю бандонеона".

Форма спектакля, поставленного хореографом Аной Марией Штекельман, проста: на пустой сцене - шесть участников танго-оркестра под управлением Жулиана Вата и два отличных певца - Гизела Сара и Эстебан Риера. На сцену, как на концерте, поочередно выходят артисты - всего семеро, исполняют свой танец друг за другом. Никаких аплодисментов между номерами с сентиментальными названиями "Апельсины в цвету", "Запоздалое кафе", "Баллада для сумасшедшего" и еще 23 танца не предусмотрено. Совсем недавно Чеховский фестиваль представлял танцевальный спектакль "Тангера" другой аргентинской труппы - Диего Ромай Компании, чем и подарил возможность сравнения. Там зажигательные танго пришлось скрепить сентиментальным сюжетом, "Балету Аргентины" этого не потребовалось - сохранность танцевальной сюиты обеспечивалась невероятным свойством Хулио Бокка и его блистательной дамы Чечилии Фигаредо присутствовать на сцене даже тогда, когда они удалялись для подготовки к следующему номеру. А уж когда танцевали, то искусством становились каждый жест, поворот головы, движение глаз. Этот танец "извинял" даже искусственное в своем изначальном порыве скрещивание танго - народного танца таверен - с балетной классикой и глянцевой упаковкой.

Об аутентичности здесь и вправду говорить не приходится. Потому что когда на сцене появляется Бокка, то трудно поверить, что танго - портовое дитя: в танце Бокка чувствуется космический порыв. И как-то незаметно обаятельный хитрец делает танго художественным изложением своей собственной артистической жизни. Грустит в соло, рассказывает о любви и расставаниях в дуэтах с Чечилией Фигаредо, в мужских квартетах доказывает, что танго - это соревнование в лихости и отчаянности. В необычной мужской паре (танцовщики танцуют дуэтом, как в любом привычном бытовом танце это делают дама и кавалер) ведет диалог, который превращается в виртуозный поединок с соперником, а заодно напоминает об истории танго, собственно, и родившегося из мужских дуэтных состязаний. Конечно, есть противоречие в том, что условия проката "подтягивают" шоу к показу в больших залах, тогда как артисты столь интересны в нюансах, что хочется видеть их ближе, сидя, например, за столиком кафе. Да и танцуют они интимно, камерно, словно делятся сокровенным.

...А Бокка вновь и вновь бросает зрителям загадки. В начале танцует, извиваясь на столе, и явившаяся дама задерживается рядом лишь на миг - кто она? Возлюбленная или, может быть, ускользающий мир балета? В финале вновь сольный танец на лестнице: Бокка пишет сюжет почти трагический - тут и предназначение художника, стремящегося ввысь, и сладкая тяжесть избранничества, и мираж счастья, и появившаяся вольница... А в остатке - одиночество.

Реклама будировала публику тем, что детям до 17 лет смотреть "Bocca Tango" нежелательно, а поклонники, знающие раскрепощенность и экстравагантность своего любимца, не удивлялись: недавно он дал согласие на фотосессию журналу "Плейбой". Нет, ничего опасного для нравственных императивов не было - и афиша с обнаженным героем слукавила. Те же, кто, опасаясь за нравственность, пойти на шоу не решился, потеряли возможность увидеть огневой темперамент, пируэты, от которых кружится голова, идеальные стопы с высоким подъемом и великолепную координацию артиста. Хулио Бокка в танце по-прежнему легок и зажигателен - в то, что он не выйдет больше на сцену, поверить трудно. Может, передумает? Истории известны такие примеры.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

КИНО

АНОНС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;