Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 41 (7602) 18 - 24 сентября 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаПоследнее танго в Москвеисполнил аргентинский "крестник" России Хулио Бокка Елена ФЕДОРЕНКО
Для аргентинского танцовщика Хулио Бокка Москва - город свой. В 1985 году 18-летним юношей он победил на Пятом Московском международном конкурсе артистов балета, оставив серебряную ступень Андрису Лиепе. Тогда Бокка не был известным, танцевальные уроки ему преподносила мать, недолгое время он стажировался в классе замечательной балерины Нинель Юлтыевой, преподававшей в Венесуэле. Уже на первом туре худой паренек заворожил своей харизмой, а на третьем, когда диктор Анна Чехова объявляла его имя, зал Большого театра взрывался ликованием. Невероятный по мощи и высоте прыжок, стремительные вращения и открытая радость танца, не допускавшая страха и трепета перед священными подмостками, с ходу проложили Бокка путь на балетный Олимп. О летающем аргентинце - позже его назовут "Мистер Суперпрыжок" - услышал Михаил Барышников и сразу же пригласил его на место премьера в American Ballet Theatre. Так что победа в России обеспечила аргентинцу и престижное место работы. В ABT Хулио Бокка танцевал два десятилетия, перевоплощаясь то в образы романтических принцев, то в инакомыслящих авангардных героев. По всему миру был нарасхват, и театра из разряда первых, где бы он не выступал как guest star, не осталось. Если российские балетоманы любят, то любят преданно и навсегда: Бокка приезжал в город своего первого триумфа нечасто, но стал здесь легендой. Несколько лет назад в Москве попрощался со своим Базилем, станцевав в "Дон Кихоте" Большого театра, и пообещал вернуться снова. В марте ему исполнилось сорок: из звездного мальчика он превратился в солидного арт-директора труппы "Балет Аргентины", которую сам создал и с которой отправился в прощальное мировое турне, объявив о завершении танцевальной карьеры. Шоу, названное "Bocca Tango", увидели во всех крупных городах США, Латинской Америки и Европы. К счастью, Хулио Бокка не забыл и Москву. Обещание сдержал. Спектакль на музыку Астора Пьяццоллы был дважды показан на сцене Концертного зала имени Чайковского. В том, что Хулио Бокка постепенно пришлось расставаться с классикой, нет ничего странного - он всегда отчаянно бросался на самые головокружительные трюки и получил немало серьезных травм. Нет ничего удивительного и в том, что формой своего нового сценического бытия аргентинец избрал танго - национальное достояние своей страны, к тому же танго он исполнял и раньше, отрываясь в его страстях от строгих канонов академизма. Сам неоднократно признавался в любви к танго, говорил, что только этому танцу подвластны роковые страсти и душераздирающие чувства и не отказывал себе в удовольствии вновь и вновь повторять, что танго - "это преступление без убийства, смерть без гибели. В танго слезы достаются на долю музыки - скрипке, а тоска - на долю бандонеона". Форма спектакля, поставленного хореографом Аной Марией Штекельман, проста: на пустой сцене - шесть участников танго-оркестра под управлением Жулиана Вата и два отличных певца - Гизела Сара и Эстебан Риера. На сцену, как на концерте, поочередно выходят артисты - всего семеро, исполняют свой танец друг за другом. Никаких аплодисментов между номерами с сентиментальными названиями "Апельсины в цвету", "Запоздалое кафе", "Баллада для сумасшедшего" и еще 23 танца не предусмотрено. Совсем недавно Чеховский фестиваль представлял танцевальный спектакль "Тангера" другой аргентинской труппы - Диего Ромай Компании, чем и подарил возможность сравнения. Там зажигательные танго пришлось скрепить сентиментальным сюжетом, "Балету Аргентины" этого не потребовалось - сохранность танцевальной сюиты обеспечивалась невероятным свойством Хулио Бокка и его блистательной дамы Чечилии Фигаредо присутствовать на сцене даже тогда, когда они удалялись для подготовки к следующему номеру. А уж когда танцевали, то искусством становились каждый жест, поворот головы, движение глаз. Этот танец "извинял" даже искусственное в своем изначальном порыве скрещивание танго - народного танца таверен - с балетной классикой и глянцевой упаковкой. Об аутентичности здесь и вправду говорить не приходится. Потому что когда на сцене появляется Бокка, то трудно поверить, что танго - портовое дитя: в танце Бокка чувствуется космический порыв. И как-то незаметно обаятельный хитрец делает танго художественным изложением своей собственной артистической жизни. Грустит в соло, рассказывает о любви и расставаниях в дуэтах с Чечилией Фигаредо, в мужских квартетах доказывает, что танго - это соревнование в лихости и отчаянности. В необычной мужской паре (танцовщики танцуют дуэтом, как в любом привычном бытовом танце это делают дама и кавалер) ведет диалог, который превращается в виртуозный поединок с соперником, а заодно напоминает об истории танго, собственно, и родившегося из мужских дуэтных состязаний. Конечно, есть противоречие в том, что условия проката "подтягивают" шоу к показу в больших залах, тогда как артисты столь интересны в нюансах, что хочется видеть их ближе, сидя, например, за столиком кафе. Да и танцуют они интимно, камерно, словно делятся сокровенным. ...А Бокка вновь и вновь бросает зрителям загадки. В начале танцует, извиваясь на столе, и явившаяся дама задерживается рядом лишь на миг - кто она? Возлюбленная или, может быть, ускользающий мир балета? В финале вновь сольный танец на лестнице: Бокка пишет сюжет почти трагический - тут и предназначение художника, стремящегося ввысь, и сладкая тяжесть избранничества, и мираж счастья, и появившаяся вольница... А в остатке - одиночество. Реклама будировала публику тем, что детям до 17 лет смотреть "Bocca Tango" нежелательно, а поклонники, знающие раскрепощенность и экстравагантность своего любимца, не удивлялись: недавно он дал согласие на фотосессию журналу "Плейбой". Нет, ничего опасного для нравственных императивов не было - и афиша с обнаженным героем слукавила. Те же, кто, опасаясь за нравственность, пойти на шоу не решился, потеряли возможность увидеть огневой темперамент, пируэты, от которых кружится голова, идеальные стопы с высоким подъемом и великолепную координацию артиста. Хулио Бокка в танце по-прежнему легок и зажигателен - в то, что он не выйдет больше на сцену, поверить трудно. Может, передумает? Истории известны такие примеры. Также в рубрике:
|