Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 41 (7602) 18 - 24 сентября 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Одна неделя

Ближе к телу

Экстремальная "Территория"

ПРОЕКТ

Елена ФЕДОРЕНКО
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Открытие фестиваля

Актом коллективной мастурбации завершилась танцевальная часть фестиваля "Территория". На пластический экстрим сподвиглась бельгийская труппа "Les Ballets C de la B", что следует читать как "Балеты компании из Бельгии". Хореограф Алан Платель, адепт радикального искусства, привез в Москву спектакль "Vsprs" - аббревиатура слова "Vespers" ("Вечерня") на музыку "Vespers of the Blessed Virgin Mary" Монтеверди ("Вечерня Пресвятой Деве"). Барочные церковные мелодии, даже в осовремененном джазовом варианте отлично исполненные живым камерным оркестром и солисткой-сопрано, как могли сопротивлялись действию на сцене, и тут ничего не поделать: на трагическом противопоставлении гармонии и истерии сочиняет Платель. Зато музыка вполне сцеплялась с космической мощью оформления: огромные белые горы колыхались и дышали - сделанные из лоскутов ткани, они приходили в движение от малейшего колебания воздуха. Ввысь карабкались люди, сообща и поодиночке, срывались и достигали вершины, но, так и не познав смысла, возвращались на грешную землю. На земле-сцене тоже творилось нечто невообразимое: произносился монолог об "одинокой какашке", хватались зубами за туфли, бились в истерике, сдирали с себя одежды, по-русски произносили приличные и не принятые в обществе слова, вообще - бесновались и целенаправленно развенчивали пословицу "В здоровом теле здоровый дух". И то: "Территория" выстраивалась под девизом "Тело в городе". Обладатели тела потрясают: на 90 градусов по отношению к торсу разворачиваются их бедра, без разбега они взмывают в воздух, закинув ноги за шею, бегают на руках и безукоризненно воплощают любые пластические скороговорки. Завидовать им не только цирковым гимнастам-каучукам, но и режиссерам: бельгийские артисты близко подошли к воплощению идеи универсального актера: они поют, танцуют, говорят - все равно хорошо.

Сцена из спектакля "Vsprs"

Спектакль отсылает к символам евангельских притч с самого начала - юноша мнет каравай хлеба и утоляет жажду водой. Только вот тело не уживается с дьявольским нутром: похожий на параноика, он с остервенением мнет буханку, зубами рвет корку. Диагноз хореографом поставлен сразу: мир нездоров и заселен душевнобольными людьми, которые выворачивают наружу все свои комплексы и фобии. Платель честен, он утверждает, что толчок к работе получил от фильмов доктора-психиатра Артура Ван Геухтена, заснявшего своих пациентов в состоянии гипноза, когда человек утрачивает над собой контроль. Клинически больной дух и впавшее в угар тело - психоанализом из этого ряда занималась в недавнем прошлом Пина Бауш, но теперь ей милее бабушкины танцы и шорохи океана.

Массовое совокупление четырнадцати танцовщиков, озабоченных и неудовлетворенных, как и дуэтные спаривания, становились кульминацией "Весны священной" Эдди Маалема, осуществленной в его французской труппе темнокожих танцовщиков. За неполных сто лет балет Стравинского знал множество прочтений, начиная с легендарного тандемного опуса Нижинского - Рериха. И у каждого была своя "Весна" - как своя судьба. О своем поведал и Маалем - он видит жизнь в столкновении двух пространств (миров, менталитетов) и конфликте человеческих тел (обнажении их глубинной "сущности"). Спектакль завершает африканскую трилогию Маалема - своеобразный пластический отчет о его поездке в Нигерию. По хореографии он нарочито и умышленно примитивен: первобытная стая выполняет экспрессивные прыжки, эротические конвульсии сплетенных тел, бодания и трения человеческой массы. Этот достаточно бессмысленный и животный по сути движенческий сумбур мог бы наскучить гораздо раньше, если бы не был надежно подкреплен жгучей энергией и врожденной кошачьей пластичностью шоколадных танцовщиков в пространстве белоснежного убранства сцены. Черное на белом завораживает в каждой мизансцене, тогда как время от времени появляющиеся на экране картины дикой африканской жизни лишь отвлекают от созерцания графической красоты.

Сцена из спектакля "Весна священная"

Проекции и абсурдность поведения человека в одиночестве (его самокопание в своей надорванной психике) - оформительская и смысловая основы двух моноспектаклей финского танцовщика и хореографа Теро Сааринена. Несколько лет назад он запомнился Москве спектаклем своей финской труппы под названием "Ветер", поставленным в содружестве с музыкантами из Японии и африканскими исполнителями на тамтамах.

"Человек в комнате" - история, которую можно назвать биографической (в основе - факты жизни и творчества художника-абстракциониста Марка Ротко), не сочини ее женщина - легендарная гранд-дама и философ современного танца Каролин Карлсон на музыку "Apocalyptica" Гэвина Брайерса. Мысль глубже пересказа жизненных коллизий: муки творчества, ограниченность идей, часто подстерегающая людей искусства, и трагическое мировосприятие. Что выражено наглядно: на сцене большой мольберт (на него герой вскакивает, его двигает - то есть ведет с ним диалог), тюбики с красками (ими к концу спектакля будет разрисовано все тело артиста) и несколько широких штанов - не ширпотребных, а штучных, оформленных мастером (в одних он станцует). За терзания "отвечает" пластика - герой корчится, заламывает руки, то вдруг затихнет, остановившись, или мелко засеменит. Видно, хочет вырваться из замкнутого пространства, преодолеть кризис, но сладкий плен искусства, конечно, не отпускает. С центробежной силой хореограф выкручивает суставы и душу танцовщика (с исполнителем Карлсон роднит многое - и финское происхождение, и страсть к Востоку, и желание экспериментировать с гибкостью мужских тел, что доказали "Тигры в чайном домике", уже представленные Москве).

Сцена из спектакля "Человек в комнате"

Монотеатр Сааринена - некий гибрид европейской рефлексии и восточной пластики (танцовщик свободно владеет японским танцем буто - отсюда уникальные гутаперчивость и легкость). Второй спектакль "Охота" - постановка самого Сааринена на музыку "Весны священной" Стравинского. Перед образами этой музыки стушевался бы любой одиночка, но не Сааринен. Впечатления встроены в мир личности, в котором заключены палач и жертва, охотник и птица, агрессия и покорность, черное и белое, тело и душа.

Актер сам становится экраном - на его тело проецируют замысловатые вязи узоров, и оно оказывается облаченным в сказочной красоты костюм, стробоскоп бьет по глазам и нервам зрителей - об этом, кстати, предупреждало объявление, предостерегая людей с проблемной психикой. Жеманным и нежным не уберечься, как не остаться нормальным человеку в урбанистической подавляющей среде. Это и хотел сказать Сааринен, рисуя жизнь птицы: от появления на свет из мрака скорлупы до точки лазерного прицела на лбу при роковой встрече с охотником.

Наблюдение не без опаски: оптимизма спектакли не прибавляют, жить после них тяжелее, а уж осознание того, что человек - животное, подверженное лишь инстинктам, - и вовсе мучительный итог фестивальной программы. Сплошная вивисекция, только в роли подопытного - человек. О многом устроители предупреждали: и о борьбе человека с агрессивной средой, и об экспериментах с новейшими технологиями.

Сцена из спектакля "Охота"

Еще одно выяснил первый же спектакль - "Вываливающиеся старухи" Алексея Ратманского по Хармсу и Олейникову на вокальный цикл "Любовь и жизнь поэта" Леонида Десятникова, который обратился к поэзии обэриутов. К счастью, этот замечательный серьезный композитор (которому время упрямо навешивает ярлыки "культового" и "модного") в последнее время вплотную приблизился к танцу и вполне успешно - судя по "В сторону "Лебедя" и "Русским сезонам". Музыкальная часть была безупречной: тонко чувствующий композитора Алексей Гориболь исполнял партию рояля, а тенор Марат Гали не только услаждал своими вокальными данными, но и четко артикулировал - ни одна приставка не смогла выпасть и нарушить смысловую связь.

Ратманский поставил балет на свою команду за рекордные сроки - менее трех недель. Известно, что обэриуты изощренно играли детской простотой, но каждому, и не только родителю, известно и то, что детские ассоциации лишь прикидываются простой элементарностью. Они летят в пространства метафизики, что отлично поняли и композитор, и хореограф. Только на первый взгляд кажется, что буквальная иллюстративность правит балом: Муха должна летать (Татьяну Ратманскую и передают из рук в руки, не опуская на землю), влюбленный в нее Биолог должен страдать (сам Алексей Ратманский это и делает), Бабочка, чью "мамочку съели жиды" (Анна Никулина переживает никак не меньше Умирающего лебедя), Старуха страшится приближения Вечности (Анастасия Винокур играет смешно и серьезно). Обаятельны все - Наталья Осипова и Геннадий Янин, Екатерина Крысанова и Андрей Меркурьев, Денис Савин и Руслан Пронин. В "Старухах" множество вполне серьезных балетных ассоциаций и остроумных пародий, ремесла и вдохновения, тоски и ностальгии.

Вообще-то обэриуты, предложившие вариант российского абсурда (у них - Кафка, у нас - Хармс), были странными молодыми людьми. Наделенные талантом детской первозданности видения, они создали некое кружковое искусство - когда люди говорят на одном языке и в этом оказываются самодостаточными.

Вот таким кружковым искусством, а отнюдь не манифестом нового, и оказались танцы "Территории". Все, что не провоцирует, относится к рутине: думаю, именно так можно определить кредо фестивальной танцнедели. ("Старухи" вывалились из его контекста.)

По большей части зрителями оказались студенты российских театральных вузов (совсем скоро им становиться на путь отечественного искусства), которые, и такая опасность есть, воспримут ставку на вызов и провокацию как магистральную линию творчества. Остается надежда, что концептуальную запрограммированность можно "разрулить" приглашениями этих же студентов на иные фестивали. Ведь человеческая радость всегда актуальна, а эпатаж и тяга к депрессиям отступают на маргинальные территории, как было замечено на иных форумах.

Также в рубрике:

ПРОЕКТ

ПОДИУМ

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ПОДРОБНОСТИ

НОВАЦИЯ

ВЫСТАВКА

НАГРАДЫ

ФЕСТИВАЛЬ

ПРЕМЬЕРА

ЛИТЕРАТУРА

ТЕАТР

АНТИКВАРНЫЙ РЫНОК

ЛИДЕР ПРОДАЖ

АГЕНТСТВО КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ОДНА НЕДЕЛЯ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;