Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 41 (7602) 18 - 24 сентября 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираЭпос с женским лицомДорис Лессинг получила нобелевку Игнат КУРАКИН
Получив Нобелевскую премию в возрасте 87 лет, Дорис Лессинг стала старейшим лауреатом этой престижнейшей награды за всю ее историю. Прежний рекорд принадлежал знаменитому историку Теодору Моммсену, который стал лауреатом в 1902 году в возрасте 85 лет. Писательница родилась в Иране в британской семье, а затем перебралась с родителями в Родезию, ныне Зимбабве. Ее мать была вполне традиционной женой колониального служащего, а затем не слишком удачливого предпринимателя. Семья не была особенно религиозной, но Дорис отдали учиться в католическую школу, что надолго отвратило ее от религии. В конце концов ей удалось школу бросить, и она, подобно другим британским писательницам, выросшим на окраинах империи (Надин Гордимер, Мюриэль Спарк), занялась упорным самообразованием. Вначале читала английскую классику, потом французскую и русскую. Желание писать появилось у нее очень рано, и она не отрицает, что вначале это было формой бегства от несчастливого детства. Бегством был и ранний брак, который, как и следовало ожидать, оказался неудачным. Бросив мужа, она с головой окунулась в общественную деятельность, пройдя через глубокое увлечение коммунистическими идеями. Как и многие ее западные современники, она разочаровалась в коммунизме вскоре после смерти Сталина, когда чудовищная правда о большевистском режиме была предана гласности. К этому времени она уже была автором романа "Трава поет" (1949) и перебралась в Англию. Ранняя проза Лессинг носит автобиографический характер и посвящена проблемам, с которыми она сталкивалась в своей жизни, - это прежде всего конфликт африканской и британской культур, расовое неравенство и отношения индивида с обществом. Даже после разочарования в коммунизме она продолжает писать о колониальном гнете и стерильности западной культуры. Однако в конце 1950-х - начале 1960-х годов ее все более увлекает борьба женщин за свои права, что позволило критикам записать ее в феминистские авторы, одновременно упрекая в "неженском" изображении гнева и агрессивности ее женских персонажей. Про героиню романа "Золотая записная книжка" (1962) Анну Вулф было сказано, что та "пытается жить с какой-то мужской свободой". Писательница с готовностью согласилась с такой оценкой, однако довольно скептически отнеслась к попытке превратить ее в символ феминистского движения, которое в эти годы набирало силу. "Они хотят сделать из меня свидетеля. Они хотят, чтобы я сказала: да, сестры, я стою рядом с вами в борьбе за наступление золотой эры, где больше не будет места этим зверям-мужчинам. Они хотят, чтобы мы все упростили в отношениях мужчин и женщин". В 1970 - 1980-х годах Лессинг неожиданно для многих своих почитателей стала работать в жанре научной фантастики, создав космическую сагу "Канопус в Аргосе". Критикам, которые ругали ее за отход от социальной темы, она возражала, что именно научная фантастика является наиболее адекватной формой для критики современного общества. В одной из книг эпопеи она окончательно расправляется с коммунистическим утопизмом юных лет, рассказав об обществе, которое решило подвергнуть себя насильственной эволюции. Во многом ее увлечение фантастикой объясняется встречей с произведениями Идриса Шаха, который одним из первых в популярной форме познакомил западного читателя с суфизмом. Но и неосуфизм Шаха увлек ее не столько как индивидуальный мистический путь, сколько как способ сочетать расширение индивидуального сознания с социальными заботами. Только человек, прошедший подобную трансформацию, считала Лессинг, способен как-то повлиять на жизнь общества. Таким образом, на протяжении всего своего невероятно долгого творческого пути (она продолжает писать по сей день) писательница была верна одной теме. Это и было отмечено в постановлении Нобелевского комитета: "Она эпически передала женский опыт, подвергнув нелицеприятному анализу нашу разобщенную цивилизацию, сочетая при этом скептицизм, энтузиазм и визионерскую мощь". Также в рубрике:
|