Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 05 (7618) 7 - 13 февраля 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Эта нелегкая зрительская "доля"...

Сериал "Атлантида" на канале СТС

ПРЕМЬЕРА

Анастасия МАШКОВА


Кадр из фильма

Позади один из пиков телевизионного сезона: в последнюю неделю декабря и первую декаду января в эфир вбрасывается рекордное количество свежеотснятого сериального "продукта", призванного удержать у телевизоров в долгие часы зимнего досуга. Новые сериалы по зиме появляются, как грибы после дождя: новогодние каникулы - лучшее время для их старта, конкуренция с другими развлечениями в это время невелика. Итак, "Атлантида" - самый невероятный "выверт", самый экстравагантный кунштюк (не знаю, какой, академический или профессиональный, термин тут можно употребить), предпринятый, дабы удержать зрителя у голубого экрана в наиболее благодатную пору.

"Атлантиду" транслировал канал СТС, чьим главным коммерческим и даже творческим свершением оказался сериал "Не родись красивой". Впервые после "Не родись..." канал приглашает зрителя посмотреть новый сериал с актрисой Нелли Уваровой, той самой "некрасивой Катей Пушкаревой" в главной роли. Теперь героиню Нелли зовут Вера, а ее уголовная кличка - Атлантида. Креативным продюсером сериала про Веру-Атлантиду поставлен Александр Назаров, главный режиссер сериала про некрасивую Катю Пушкареву. Следим за титрами дальше: один из режиссеров нового проекта - Сергей Пикалов, не просто один из "режиссерской группы" на сериале "Не родись красивой", но еще и супруг молодой актрисы Нелли Уваровой. Но! Снимает этот сериал вовсе не компания "А-Медиа", где трудились вышеозначенные персоны в момент съемок "Не родись красивой" и где этот сериал, собственно говоря, произвели. "Атлантиду" создает свежеиспеченный конкурент "А-Медиа" - компания со страшноватым для русского слуха названием "RWS" ("Russian World Studios"). Главное свершение этой компании - сериал "Зона". Есть еще "Врачебная тайна" и "Автономка". Все они были показаны на канале НТВ. "Зона" и "Врачебная тайна" дважды - это огромный успех для сериального продукта, то есть "мыла", сделанного для заполнения гигантских эфирных пространств с минимальной претензией на кинематографичность (в отличие от, скажем, вполне кинематографичного и даже сложнопостановочного сериала "Громовы" на "Первом"). Теперь СТС покупает "продукт" у "RWS", но разбавляет его тем, что в мире телевизионного маркетинга принято называть "ключевыми брендовыми атрибутами", коими у НТВ являются, например, криминальная тематика, а у СТС - нарядные ситкомы и мелодрамы с участием звезд типа Нелли Уваровой (то есть буквально с "нулевого цикла" раскрученных данным каналом).

Особая телевизионная реальность, та самая Атлантида, открывшаяся при просмотре данного произведения, действительно, достойна осмысления. Видимо, телевизионное производство превратилось в некий замкнутый цикл, и даже продюсеры жизнеутверждающего, и как принято было шутить, "первого ОТвлекательного канала" поверили, что зрителей больше всего интересует именно это: внутренняя жизнь следственного изолятора, пересылочной тюрьмы, а потом и той самой зоны (исправительно-трудовых учреждений)... Если судить о реальности по ее телевизионному отражению, то именно туда, на этот срез жизни, направлено все любопытство россиян. А лучшим Вергилием для знакомства с Атлантидой российских преступных сообществ окажется скромная провинциальная учительница, сыгранная Нелли Уваровой.

Самым интересным, разумеется, оказывается гинекология каторжанок: ключевыми событиями сериала становятся изнасилование в бане следственного изолятора и роды под конвоем. В "Атлантиде" вообще много гинекологии, акушерства и натальной медицины. Эта "реальность", эта, так сказать, "женская сказка" и была предъявлена нам в праздники и в прайм-тайм! Традиционное "мыло" латиноамериканского образца все-таки претендует на то, чтобы быть приятным...

Актеры второго плана, давно и прочно задействованные либо в легкомысленных ситкомах, либо в "медицинской" саге "Врачебная тайна" от "RWS", играют здесь ожидаемо ярко, сочно, неоднозначно... Но вот любопытное обстоятельство. Продюсеры сериала позиционируют как главную звезду проекта актрису Наталью Гудкову, сыгравшую новую русскую вдову Наталью Семеновну, невольную губительницу Веры-Атлантиды. Именно вокруг этого персонажа и нанизываются все невероятные хитросплетения сюжета. Для тех, кто не видел: Вера якобы убила супруга этой женщины, провинциального олигарха, пользовавшего многочисленных гувернанток и репетиторш собственного сына-подростка. Но каким же еще образом он мог вписать внеплановый секс в свое сложное деловое расписание?! Таким образом, очень быстро одна из престижных школ города, где разворачивается действие, превращается в нечто вроде выездного борделя... В общем, "обсмотрись" зритель до обморока, окунись поглубже в увлекательную бездну превратностей судьбы: русская буржуазия (новая богатая Наталья Семеновна) и обслуживающая ее интеллигенция (новая бедная Вера в исполнении Н.Уваровой) буквально и фигурально проходят через одни и те же руки и прочие органы криминального сообщества, с коим повязан новый русский бизнес. Кончается все плохо: соответствующими сугубо женскими проблемами... А с бизнесом, как ни странно, все в порядке. Создатели перед работой наверняка пересмотрели весьма популярный (особенно в России) голливудский сериал "Если наступит завтра" по одноименному бестселлеру Сидни Шелдона, но плохо, видимо, пересмотрели собственные представления о бестселлерах: там, в Голливуде, хотя бы снизошли до объяснения некоторых бизнес-схем...

Здесь, конечно, весьма кстати пришлась новейшая мифологема - "лихие 90-е". На эти годы, как некогда на Великую Отечественную войну, можно списать любое издевательство над здравым смыслом и законами психологического правдоподобия. А также то очевидное обстоятельство, что ни один, даже самый талантливый лицедей не может сыграть некоторых психологических коллизий - просто потому, что в жизни таких наворотов, как в сценарии "Атлантиды", не бывает. Не бывает женской дружбы между доброй дурой и глупой сволочью, например. Но сюжет, использующий и такие, и многие другие допущения, летит вперед на всех парах, все-таки побуждая зрителя узнать: "чем же дело кончится".

Уже сейчас можно прогнозировать, что грядет не просто латиноамериканизация, но тотальная истеризация российского сериала. Как истерички, на нашем голубом экране себя ведут не только героини "мыла". Крутые мужики, олигархи и отцы семейств заистерили вовсю. Уже не принимается в расчет, что есть правда жизни и правда искусства, что у нас глубокие актерские традиции, что мы несколько более флегматичны, и что, наконец, очень важно этически оценивать материал.

Продюсеры хотят сделать зрителю приятное. Это единственное, что не вызывает сомнения. Удалось ли? Или это приятное того рода, что, например, еда в закусочных фаст-фуд? Что стоит за подобными произведениями? То ли невероятный цинизм заказчиков, то ли невероятная наивность, почти детская способность уверовать в самозаказанный продукт.

Долгие годы успешность телевизионного зрелища измерялась в процентах рейтинга. Ныне - в доле смотревших именно эту программу от числа зрителей, включивших телевизионный приемник. В последнее время телевизионная "доля" приобрела совсем иной, даже не иронический смысл. Увы, но многим людям действительно больше нечем заполнить свой досуг. И нет иного выбора, нежели влиться в эту самую "долю". А "Атлантида" будет идти еще очень долго. Как далеко зайдет фантазия сценаристов?

Также в рубрике:

ПРЕМЬЕРА

ПЕРСОНА

ТОК-ШОУ

ДИАСПОРА

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;