Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 05 (7618) 7 - 13 февраля 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Будем снимать?

В Совете Федерации обсуждались актуальные проблемы отечественной киноиндустрии

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Маргарита СОГРИНА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


В Совете Федерации собрались виднейшие отечественные деятели кино: кинорежиссеры, продюсеры, известные актеры, директора киноконцернов и преподаватели театральных вузов, а также, что немаловажно, чиновники культурных ведомств, от имени которых выступали министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов и заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Александр Голутва. Цель высокого собрания - обсудить возможности реформирования отрасли, начиная от кинопроизводства и заканчивая кинопрокатом. Открыл собрание председатель Совета Федерации Сергей Миронов, который напомнил присутствующим о юбилейной дате, - в этом году российское кино празднует столетие. Однако обсуждали, разумеется, не юбилейные мероприятия, а нынешнее весьма сложное существование юбиляра. "В декабре минувшего года я посетил "Мосфильм", дела на главной киностудии страны меня порадовали, - поделился с присутствующими Сергей Миронов. - Однако праздновать победу на кинофронте еще рано, есть о чем думать и над чем работать! После посещения "Мосфильма" сами собой наметились две первоочередные законодательные инициативы: первая - введение обязательного бесплатного второго высшего образования для студентов творческих вузов. Согласитесь, нельзя стать серьезным режиссером в 20 лет, для такой профессии нужен солидный жизненный опыт. Набирается этот опыт не за год и не за два... Вторая важная поправка в основном законе - это квотирование в сфере кинопроизводства и проката. Впрочем, следует сразу отметить, что и закон "О государственной поддержке кинематографии РФ", датируемый 1996 годом, существенно устарел и требует изменений".

В отношении действующего законодательства обе ветви власти проявили похвальное единодушие. Александр Соколов подчеркнул необходимость срочного реформирования всей отрасли с учетом новых поправок в базовый закон. Между тем положение дел в отечественной киноиндустрии нельзя назвать катастрофическим. За последние пять лет существенно увеличилось производство фильмов, возросла величина валового сбора от проката кинолент. Расходы Федерального бюджета на кинопроизводство в 2007 году стали в шесть раз больше по сравнению с предыдущими, не лучшими (во всех смыслах) для нашего кино годами. Правда, если стремиться к абсолютной точности, то следует признать, что количество отечественных фильмов на внутреннем кинорынке невелико - всего 20 процентов от общего количества демонстрируемых кинолент. В то время как американские фильмы занимают 65 процентов кинематографического рынка европейских стран.

Однако снять кино - это полдела. Его нужно показать. Желательно в современных кинозалах. А их-то как раз ощутимо не хватает. У нас, по данным Минкультуры, 1500 оборудованных современных кинотеатров на всей территории РФ. Причем основная их часть располагается в Москве и Санкт-Петербурге: в сельской местности о кинопоказе почти забыли. Александр Голутва, как и предшествующие ораторы, Америку открывать не стал: необходимо создание фильмов для широкого проката с привлечением не только бюджетных, но и частных инвестиций, а также повсеместно, и желательно незамедлительно, перейти на цифровой формат показа. Цифра облегчит и удешевит многие производственные процессы, она должна разрешить главную проблему - показ отечественных фильмов в самых удаленных населенных пунктах страны. У нас уже есть 33 цифровых кинозала, однако, учитывая масштабы страны, цифра не впечатляет.

Как обычно, когда собирается элита кинопроизводства, в центре внимания оказалась господдержка. По мнению участников совещания, ее надо оказывать фильмам, называемым "национальными проектами". Это, в общем, понятно. Как всегда, непонятно другое: как определить, кто имеет право на господдержку, иначе говоря, госзаказ, а кто нет? Деятели кино ностальгировали о счастливых временах госприемки, худсовета, редколлегии, предлагали вернуть в российскую киноиндустрию институт редактора. Господдержка нужна разным категориям фильмов: авторским картинам, дебютным проектам, детскому кино.

О детском кино говорили особенно горячо: Василий Лановой, председатель Фестиваля детского кино в Артеке, требовал строгого квотирования тех фильмов, которые сегодня выходят на экраны в формате детских. Он признался, что на фестиваль удается с трудом отобрать 10 - 15 действительно детских картин из всего киномассива, причем в ход идут не только отечественные, но и зарубежные ленты. Станислав Говорухин напомнил о том, что картины для самых маленьких невыгодны не только кинопрокату (дешевые билеты в кинозалы), но и телевизионному показу (отсутствие рекламы во время демонстрации киноленты для детей считается обязательным). Квотирование, по мнению деятелей искусства, должно коснуться в первую очередь некачественных или, цитируя Зощенко, "мало высокохудожественных" лент.

Естественно, клеймили наших непотопляемых пиратов. О пиратстве в сфере кинопроизводства и проката с особенным возмущением говорил генеральный директор "Киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров. Известный кинорежиссер негодовал по поводу существующей сегодня системы, когда фильм на DVD-носителях выходит раньше своей официальной премьеры, и, таким образом, все деньги уходят в руки мошенников. "Сажать и только сажать! Никаких штрафов и взысканий!" - призывал автор культовой музыкальной комедии 80-х "Мы из джаза". Карен Георгиевич заметил также, что лимитировать показ зарубежных картин в создавшейся сегодня обстановке просто необходимо: так, например, в Испании 40 процентов эфира (речь идет о телевизионном времени) уходит на показ собственной кинопродукции, в Венгрии эта цифра составляет уже 50 процентов. Как показывает международный опыт, квоты в сфере киноиндустрии необходимы, и с этим фактом нужно считаться. Но нужно считаться и с другим фактом, с которым московская кинопублика столкнулась, например, на прошлой неделе. С пятью - семью зарубежными фильмами в киноафише конкурировал один российский под названием "Самый лучший фильм". Странно как-то для такой продукции квоты вводить. Пусть честно конкурирует... Что касается еще одного болезненного вопроса - приватизации в кинопроизводстве, - то решить его быстро и в одночасье нельзя. Для этого потребуется время. А пока ведущие студии страны должны сохранить статус государственных. Видимо, то, что "Ленфильм", о котором так много говорилось в последнее время, снят с торгов, для отечественной киноиндустрии - явление, безусловно, знаковое. И многообещающее.

Также в рубрике:

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

  • Будем снимать?
    В Совете Федерации обсуждались актуальные проблемы отечественной киноиндустрии

РЕСТАВРАЦИЯ

ВЫСШАЯ ШКОЛА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;