Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 05 (7618) 7 - 13 февраля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияБудем снимать?В Совете Федерации обсуждались актуальные проблемы отечественной киноиндустрии КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКАМаргарита СОГРИНА В Совете Федерации собрались виднейшие отечественные деятели кино: кинорежиссеры, продюсеры, известные актеры, директора киноконцернов и преподаватели театральных вузов, а также, что немаловажно, чиновники культурных ведомств, от имени которых выступали министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов и заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Александр Голутва. Цель высокого собрания - обсудить возможности реформирования отрасли, начиная от кинопроизводства и заканчивая кинопрокатом. Открыл собрание председатель Совета Федерации Сергей Миронов, который напомнил присутствующим о юбилейной дате, - в этом году российское кино празднует столетие. Однако обсуждали, разумеется, не юбилейные мероприятия, а нынешнее весьма сложное существование юбиляра. "В декабре минувшего года я посетил "Мосфильм", дела на главной киностудии страны меня порадовали, - поделился с присутствующими Сергей Миронов. - Однако праздновать победу на кинофронте еще рано, есть о чем думать и над чем работать! После посещения "Мосфильма" сами собой наметились две первоочередные законодательные инициативы: первая - введение обязательного бесплатного второго высшего образования для студентов творческих вузов. Согласитесь, нельзя стать серьезным режиссером в 20 лет, для такой профессии нужен солидный жизненный опыт. Набирается этот опыт не за год и не за два... Вторая важная поправка в основном законе - это квотирование в сфере кинопроизводства и проката. Впрочем, следует сразу отметить, что и закон "О государственной поддержке кинематографии РФ", датируемый 1996 годом, существенно устарел и требует изменений". В отношении действующего законодательства обе ветви власти проявили похвальное единодушие. Александр Соколов подчеркнул необходимость срочного реформирования всей отрасли с учетом новых поправок в базовый закон. Между тем положение дел в отечественной киноиндустрии нельзя назвать катастрофическим. За последние пять лет существенно увеличилось производство фильмов, возросла величина валового сбора от проката кинолент. Расходы Федерального бюджета на кинопроизводство в 2007 году стали в шесть раз больше по сравнению с предыдущими, не лучшими (во всех смыслах) для нашего кино годами. Правда, если стремиться к абсолютной точности, то следует признать, что количество отечественных фильмов на внутреннем кинорынке невелико - всего 20 процентов от общего количества демонстрируемых кинолент. В то время как американские фильмы занимают 65 процентов кинематографического рынка европейских стран. Однако снять кино - это полдела. Его нужно показать. Желательно в современных кинозалах. А их-то как раз ощутимо не хватает. У нас, по данным Минкультуры, 1500 оборудованных современных кинотеатров на всей территории РФ. Причем основная их часть располагается в Москве и Санкт-Петербурге: в сельской местности о кинопоказе почти забыли. Александр Голутва, как и предшествующие ораторы, Америку открывать не стал: необходимо создание фильмов для широкого проката с привлечением не только бюджетных, но и частных инвестиций, а также повсеместно, и желательно незамедлительно, перейти на цифровой формат показа. Цифра облегчит и удешевит многие производственные процессы, она должна разрешить главную проблему - показ отечественных фильмов в самых удаленных населенных пунктах страны. У нас уже есть 33 цифровых кинозала, однако, учитывая масштабы страны, цифра не впечатляет. Как обычно, когда собирается элита кинопроизводства, в центре внимания оказалась господдержка. По мнению участников совещания, ее надо оказывать фильмам, называемым "национальными проектами". Это, в общем, понятно. Как всегда, непонятно другое: как определить, кто имеет право на господдержку, иначе говоря, госзаказ, а кто нет? Деятели кино ностальгировали о счастливых временах госприемки, худсовета, редколлегии, предлагали вернуть в российскую киноиндустрию институт редактора. Господдержка нужна разным категориям фильмов: авторским картинам, дебютным проектам, детскому кино. О детском кино говорили особенно горячо: Василий Лановой, председатель Фестиваля детского кино в Артеке, требовал строгого квотирования тех фильмов, которые сегодня выходят на экраны в формате детских. Он признался, что на фестиваль удается с трудом отобрать 10 - 15 действительно детских картин из всего киномассива, причем в ход идут не только отечественные, но и зарубежные ленты. Станислав Говорухин напомнил о том, что картины для самых маленьких невыгодны не только кинопрокату (дешевые билеты в кинозалы), но и телевизионному показу (отсутствие рекламы во время демонстрации киноленты для детей считается обязательным). Квотирование, по мнению деятелей искусства, должно коснуться в первую очередь некачественных или, цитируя Зощенко, "мало высокохудожественных" лент. Естественно, клеймили наших непотопляемых пиратов. О пиратстве в сфере кинопроизводства и проката с особенным возмущением говорил генеральный директор "Киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров. Известный кинорежиссер негодовал по поводу существующей сегодня системы, когда фильм на DVD-носителях выходит раньше своей официальной премьеры, и, таким образом, все деньги уходят в руки мошенников. "Сажать и только сажать! Никаких штрафов и взысканий!" - призывал автор культовой музыкальной комедии 80-х "Мы из джаза". Карен Георгиевич заметил также, что лимитировать показ зарубежных картин в создавшейся сегодня обстановке просто необходимо: так, например, в Испании 40 процентов эфира (речь идет о телевизионном времени) уходит на показ собственной кинопродукции, в Венгрии эта цифра составляет уже 50 процентов. Как показывает международный опыт, квоты в сфере киноиндустрии необходимы, и с этим фактом нужно считаться. Но нужно считаться и с другим фактом, с которым московская кинопублика столкнулась, например, на прошлой неделе. С пятью - семью зарубежными фильмами в киноафише конкурировал один российский под названием "Самый лучший фильм". Странно как-то для такой продукции квоты вводить. Пусть честно конкурирует... Что касается еще одного болезненного вопроса - приватизации в кинопроизводстве, - то решить его быстро и в одночасье нельзя. Для этого потребуется время. А пока ведущие студии страны должны сохранить статус государственных. Видимо, то, что "Ленфильм", о котором так много говорилось в последнее время, снят с торгов, для отечественной киноиндустрии - явление, безусловно, знаковое. И многообещающее. Также в рубрике:
|