Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 05 (7618) 7 - 13 февраля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияГЕОРГИЙ ДЕМУРОВ: "Театр, потакающий зрителям, теряет их"Беседу вела Ольга ГОРНОВА
В феврале Нижегородской драме исполняется 210 лет. Художественный руководитель театра народный артист России Георгий ДЕМУРОВ не любит юбилеев и празднует их скромно. Но круглая дата - хороший повод поговорить о театре сегодняшнем. Тем более что скоро в его афише появятся такие заманчивые названия, как "Женитьба", "Прошлым летом в Чулимске" и "Дядя Ваня".
- Георгий Сергеевич, насколько театр сегодня идет на компромисс, уступает массовому вкусу и насколько "гнет свою линию"? - Посмотрите на афишу - у нас преобладает классика. Это сказывается на кассе, но идти на поводу у большинства такому театру, как наш, нельзя. Сейчас куда ни глянь - везде шоу. Что нам делать в этой тотальной "шоуизацией", с тем, что многие зрители не хотят потрудиться умом и сердцем? Конечно, есть чисто развлекательные спектакли. Но мы хотим поставить, например, водевиль Каратыгина - это не хуже того же Куни, зато это наше, русское.
- Можно ли подвести итоги последних лет: что удалось? - Удалось "разгерметизировать" театр. В театре не должно быть "стоячей воды", иначе начинается заболачивание и не остается места для истинного творчества. Во многом это удалось благодаря приглашенным режиссерам. Театр вышел на группу крепких столичных постановщиков - Самгин, Портнов, Офенгейм, Саркисов. Это режиссура, востребованная Москвой. Во-вторых, удалось убедить режиссеров (это сложно, я много крови на это потратил), что у спектакля должно быть два состава. Правда, один режиссер потребовал заплатить ему в таком случае гонорар за два спектакля, и я сказал ему "до свидания"... В итоге у нас заиграли артисты, у которых был многолетний простой.
- Вы будете и дальше сотрудничать с уже сложившимся "штатом" режиссеров? - Да, чередуя их и даже дополняя. Они знают труппу, и актеры хотят с ними работать. Я вам скажу больше: троим я предложил постоянную работу. Увы, не соглашаются. Они - вольные художники, каждый может штатно работать в московском театре. Но им это невыгодно. Режиссеров, озабоченных своим трудоустройством, легион! Но тот, кого хотелось бы заполучить, не пойдет, а тех, кто хочет устроиться, мягко говоря, нет повода брать.
- Но о приезжих всегда можно сказать: он приехал, поставил кое-как - поехал дальше... - А вот этого можно избежать, доверяя проверенным, ответственным людям. И потом я как худрук-актер не вступаю в конкуренцию с приглашенными режиссерами. Если во главе театра режиссер, он пригласит того, кто поставит хуже, чем он, а того, кто лучше, - никогда. Это было в нашем театре в течение последних 18 лет. А для меня чем качественней спектакль, тем лучше.
- Каких актеров, типажей сегодня в труппе не хватает? - Труппа хорошая - спасибо нашему театральному училищу. Но у нас нет мощного молодого Героя, как нет и Героини... Талантливых молодых актеров достаточно, но они характерные, что, безусловно, радует. А вот чтобы Она лишь вышла на сцену, еще ничего не сказала, а мы уже восхищаемся, - вот бы... Много получаю видеозаписей от актеров из других городов. Просятся к нам. Недавно посмотрел кассету: муж с женой, 12-летний стаж, он - глаз не отвести, она - слов нет! Но они в другом городе живут в трехкомнатной квартире, а здесь мы им не можем предоставить даже двухкомнатной...
- Георгий Сергеевич, если честно: сегодня театр скорее живет или выживает? - Мы все-таки живем - надо признаться. Департамент культуры нам помогает. С января мы получаем 100-процентную надбавку к зарплате. Сейчас строится дом в районе Советской площади, квартиры в котором будут предоставлены сотрудникам нижегородских театров. Так что в последнее время мы чувствуем хорошее отношение к себе областной власти - жаловаться не приходится. Оплачиваются департаментом и гастроли - пусть не полностью, но мы "добираем" благодаря попечительскому совету. Ведь театр 16 лет никуда не выезжал!
- Но в 1990-е вообще была "черная дыра"... - Да, но все жили по-разному - у нас гастролировали театры других городов. А кто-то сидел на месте, оправдывая себя тем, что "время такое". Но за последние три года мы побывали и на гастролях, и на нескольких фестивалях.
- Творческий коллектив - это всегда амбиции, сложные характеры. Как вам удается сглаживать конфликты? - Каждый артист думает о себе в превосходной степени, и переубедить его сложно. Все хотят быть Гамлетами... Но если у артистов нет простоя, климат нормальный. И я делаю все возможное, чтобы актеры были обеспечены работой.
- Смотрите ли вы спектакли других театров? - Стараюсь не пропускать спектакли гастролеров, особенно нашего мэтра - процветающего, всепобеждающего, купающегося в славе и деньгах Театра "Табакерка"... Я рад их успехам. Но не уверен, что они вплотную связаны с их действительными творческими победами. Конечно, приятно, когда артист выходит на сцену - и уже звучат аплодисменты. Зритель даже не понимает, что он смотрит, перед ним - звезда, и он с нее глаз не сводит. Но мы живем в ином измерении. У нас даже нет Малой сцены, где мы могли бы себе позволить ошибку. А они ставят на трех площадках! Что-то не получилось? Ну, эксперимент...
- Но хорошие-то впечатления есть? - К сожалению, мало. Разговаривал на днях с Анатолием Смелянским, которому я очень благодарен, - это по его рекомендации мы приглашали режиссеров. Я давно не был в Москве, спрашиваю: "Что там?" - "Скука, говорит, невероятная! Что-то возносится, но если посмотреть трезво, все это печально". Но, я думаю, он имел в виду не сцену МХТ имени А.П.Чехова... Да, у нас есть право определять, куда идет театр. Однако очевидный и статистический факт: публика предпочитает комедию. И на первый взгляд вывод ясен: надо ставить комедии, избегать "тяжелых" пьес, будь проще - и люди к тебе потянутся. Парадокс заключается в том, что театр, стремящийся угодить доминантному интересу публики, заполняющий свое меню облегченным репертуаром, в итоге зрителя как раз и теряет. Нам же хочется говорить о чем-нибудь проблемном, драматичном, о путях к истине в жестком мире, о надежде, которая, как известно, умирает последней. Также в рубрике:
|