Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 05 (7618) 7 - 13 февраля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрВидения благородного рыцаря"Дядюшкин сон". Театр "Модернъ" Марина ГАЕВСКАЯ
Приглашение актеров из других театров сегодня явление вполне обычное. И в "Модерне" регулярно гостят посланцы из Театра сатиры, получающие здесь возможность раскрыться в ролях драматических, что на своей сцене им удается нечасто в силу специфики жанра. Так, вслед за коллегами - Спартаком Мишулиным (которому и поныне нет замены в "Счастливом событии"), Юрием Васильевым, Аленой Яковлевой и Олегом Вавиловым - в новую постановку пришел Андрей Барило. Две же центральные роли отданы Владимиру Зельдину - артисту Театра Российской Армии и Наталье Теняковой - актрисе МХТ имени А.П.Чехова. Приглашенной является и почти вся постановочная команда, что изначально чревато вполне объективными трудностями. Однако создателям спектакля удается справиться с главной опасностью, нередко возникающей в подобной ситуации, - избежать антрепризного принципа "звезд", солирующих в толпе "статистов". В постановке режиссера Бориса Щедрина, не утратившего способность "умирать в актере", складывается единый ансамбль исполнителей, в котором каждый ведет свою пусть небольшую, но заметную и значимую партию. Такой же целостностью отличается и визуальный образ спектакля, в котором аскетизм изысканной сценографии Марии Рыбасовой сочетается с яркостью стильных костюмов Виктории Севрюковой, что вполне органично вписывается в исповедуемую Театром "Модернъ" эстетику красоты и утонченности. "Дядюшкин сон" закономерно воспринимается как нечто полярное всему творчеству Федора Михайловича Достоевского. И впрямь почти анекдотичная история нелепого сватовства, случившаяся со старым князем в городе Мордасове, имеет мало общего с сумрачным трагизмом большинства произведений писателя. В "Модерне" и играют простую человеческую историю, не стремясь внедрить в спектакль всю глобальность философско-эстетических теорий Достоевского, однако некоторые параллели с главными темами творчества писателя все же невольно возникают. Так, в князе К. Владимира Зельдина прочитывается сходство с, казалось бы, совсем другим персонажем - князем Мышкиным. Перед нами отнюдь не дряхлый, выживший из ума старик, вызывающий лишь жалость и сочувственный смех, а скорее наивный мечтатель и блаженный чудак. Среди людей корыстных и практичных он выглядит простодушным романтиком, верящим в добро, справедливость и порядочность. Оставаясь благородным рыцарем, всегда готовым отстаивать честь и достоинство, князь оказывается беззащитным перед чужим коварством, обманом и жестокостью. При этом элегантный и неувядающе жизнелюбивый герой Владимира Зельдина, конечно, не отрешен от земных радостей и соблазнов. Напротив, он способен восторженно увлекаться и искренне влюбляться, азартно рассказывать байки и изящно кружиться в вальсе, очаровывая своей забавной непосредственностью и обаятельной доброжелательностью. Неслучайно и зрительный зал постоянно взрывается аплодисментами, откликаясь на неожиданные, остроумно озорные находки актера, с блеском ведущего свою партию. Разумеется, не совсем привычным оказывается и отношение героев спектакля к такому князю. Им искренне очарована гордая, строгая и волевая Зинаида Марии Орловой, чья чистая и честная натура всеми силами сопротивляется навязанной ей низкой роли. И когда в финале на пустой площадке остаются два человека - две родственные души, не вписывающиеся в общую атмосферу расчетливого притворства и озлобленного себялюбия, возникает еще одна параллель с уже совсем другой историей, случившейся "перед заходом солнца". Не лишена присущей дочери романтической мечтательности и Марья Александровна Москалева в гротескно-драматическом исполнении Натальи Теняковой. В ней еще сохранились доверчивое простодушие и полудетская обидчивость. Однако нравы мордасовского общества, заставляющие жить по иным законам, уже научили ее сдержанности и властности, высокомерию и жестокости, изворотливости и лицедейству. Само же "общество" в спектакле отнюдь не является просто второстепенным фоном, а представлено выпуклыми, запоминающимися характерами. Тут и бессловесный, но совсем не бесцветный супруг Москалевой Афанасий Матвеевич, колоритно сыгранный Владимиром Левашевым. И врывающаяся в действие, словно озлобленная фурия, Софья Петровна Карпухина, похожая в исполнении Елены Стародуб не просто на интриганку и сплетницу, а на истерично-визгливую базарную бабу, фанатично одержимую своими обидами и комплексами. И, наконец, эгоистично влюбленный, поглощенный ревностью и оскорбленный обманом Павел Александрович Мозгляков, представленный Андреем Барило желчно ироничным и азартным игроком, жаждущим мести и реванша, но не лишенным, однако, и чувства собственного достоинства. Будто в страшном сне кружат вокруг князя и уездные сплетницы, мешая ему погрузиться в тот "очаровательный сон", который в спектакле Театра "Модернъ" оказался столь близким к реальности. Также в рубрике:
|