Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 05 (7618) 7 - 13 февраля 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Звуковые пиршества и глубокое погружение

Два концерта Александра Лазарева с НФОРом

Дмитрий МОРОЗОВ
Фото Дмитрия КОРОБЕЙНИКОВА


Дирижирует А.Лазарев

Персональный абонемент Александра Лазарева в Доме музыки в прошлом сезоне не только помог вновь утвердить имя одного из крупнейших российских дирижеров на московских афишах, где оно долгое время появлялось лишь эпизодически, но и способствовал установлению теснейшего контакта маэстро с Национальным филармоническим оркестром России. Всего за год с небольшим Лазарев дал в столице пять концертов, четыре из которых - с НФОРом (больше него с оркестром за этот период выступали только сам Владимир Спиваков и главный приглашенный дирижер Ион Марин). И весьма характерной особенностью практически всех программ стало доминирование в них "программной" музыки.

В свое время, когда Лазарев работал в Большом театре, случалось слышать утверждения, что он - дирижер скорее симфонический, нежели оперный. Кстати, нечто подобное говорили также о Юрии Темирканове, Валерии Гергиеве и многих других маэстро, позволявших и позволяющих оркестру становиться одним из главных участников спектакля, не жертвуя его многокрасочностью в угоду певцам. Впрочем, Лазарев при этом всегда прекрасно чувствовал вокал, и те из солистов Большого, кто сумел найти с ним общий язык, до сих пор с ностальгией вспоминают о совместной работе и ходят едва ли не на все его концерты. Но Лазарев с первых же шагов в Большом явил себя и подлинно театральным дирижером, как правило, легко находя общий язык с режиссерами. Теперь, когда маэстро появляется в опере лишь эпизодически, да и то не в нашей стране, его театральность проявляется, в частности, в самом выборе исполняемых произведений, а также в стремлении комментировать свои программы, дабы публика лучше представляла, что эта музыка в себе заключает именно в драматургическом плане.

Концерт в Доме музыки проходил в рамках абонемента НФОРа и ММДМ "Музыка, рожденная словом". Лазарев включил в программу два чрезвычайно редко звучащих сочинения - симфоническую поэму "Полуденная ведьма" Антонина Дворжака (по балладе К.Эрбена) и рапсодию "Тарас Бульба" Леоша Яначека, добавив к ним куда более известного "Манфреда" Чайковского. Привыкший в рамках своего именного абонемента общаться с публикой посредством изящных преамбул и комментариев, маэстро решил продолжить эту линию и теперь. Однако на сей раз в зале собралась отнюдь не только его публика. К тому же, решив посвятить вечер памяти Святослава Федорова, Александр Николаевич перед началом слишком уж долго предавался воспоминаниям о своих встречах с этим замечательным человеком, вызвав сперва недовольный ропот, а потом уже и нетерпеливые аплодисменты аудитории. Несколько обескураженный, Лазарев все-таки в сжатом виде прокомментировал и первую часть программы, предварительно проведя нечто вроде устного плебисцита, в котором желающие услышать эти комментарии вроде бы взяли верх.

"Полуденная ведьма" - неведомый для многих шедевр Дворжака, названный Лазаревым "маленькой симфонией", - была исполнена с тем абсолютным попаданием в материал, когда кажется, что лучше просто и быть не может. А комментарий с примерами, помимо того, что помог публике сориентироваться в незнакомом произведении, показал еще и то, насколько глубоко проник дирижер в образный строй этой музыки, точно представляя себе, подобно хорошему оперному режиссеру, что именно должно происходить на таком-то или таком-то такте.

Превосходно прозвучал и "Тарас Бульба" Яначека. Я бы сказал, что это исполнение нисколько не уступает известной записи Саймона Рэттла с оркестром "Philharmonia", и даже, пожалуй, было интереснее по интерпретации, опирающейся, помимо всего прочего, также и на близкое знакомство с гоголевским текстом.

"Манфреду" повезло значительно меньше. В том ли дело, что темпы были подчас слишком затянуты (у Лазарева общее время звучания составило 56 минут, тогда как, например, у Владимира Федосеева в прошлом сезоне - 49; с другой стороны, на записи Евгения Светланова длительность и вовсе 58 минут), или в чем-то ином, но только чем дальше, тем больше форма начинала ускользать и симфония ощутимо "провисала", приобретая несколько тяжеловесный и хаотичный характер. Возможно, маэстро еще и выбило из колеи неадекватное поведение публики, принимавшейся аплодировать после каждой из частей, хотя более вероятным кажется все же, что "Манфред" - попросту не самое близкое ему из сочинений Чайковского. Во всяком случае, в этот конкретный вечер их отношения не сложились.

Кстати, комментария к "Манфреду" зал так и не услышал. А в следующем концерте, состоявшемся в конце января в Большом зале консерватории в рамках филармонического абонемента НФОРа "Дирижерский карт-бланш", где исполнялись сочинения Отторино Респиги и Сергея Рахманинова, Лазарев решил и вовсе от этого отказаться, о чем, право же, стоит пожалеть. Легко предположить, сколь интересными могли бы стать его соображения, к примеру, о связях Респиги с русской музыкой или о малеровском влиянии на Рахманинова...

В первом отделении прозвучали "Римские празднества". В отличие от двух других, более популярных частей "Римского триптиха" Респиги - "Фонтанов Рима" и "Пиний Рима", - позднейшие "Празднества" уже в куда меньшей степени относятся к изобразительной музыке и почти не ассоциируются с импрессионизмом. Уступая тем в изысканности, "Празднества" привлекают более яркими и сочными красками. Лазарев вместе с НФОРом выжали из этого талантливого, но не претендующего на глубину сочинения, кажется, все возможное, устроив настоящее звуковое пиршество.

Глубины зато было в достатке во втором отделении, где прозвучала Третья симфония Рахманинова, оказавшаяся, кстати сказать, первым непрограммным сочинением в этих пяти лазаревских концертах. Третья симфония чрезвычайно непроста для интерпретации, ее надо буквально выстраивать по кирпичикам, и малейшая небрежность, недоработка или просто поверхностный подход грозят обвалом всему зданию, что мы не раз наблюдали даже у весьма прославленных маэстро. Лазарев же, можно сказать, был внутри партитуры, вжившись в нее до полного погружения и самоотождествления, но вместе с тем не теряя контроля над формой и игрой оркестра. В его интерпретации присутствовали и вдохновение, и глубина, не говоря уже о высочайшей степени мастерства. Так рахманиновские симфонии звучали, кажется, лишь в лучшие времена Светланова и Госоркестра...

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;