Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 08 (7621) 28 февраля - 5 марта 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Обратная связьА мог бы Чайковский творить в современной России?Наши граждане за шоу платят деньги, а на искусство им и копейки жалко Александр ЯКУПОВ Классическое российское искусство - наша национальная гордость и безусловное отечественное достижение, - оказывается, почти недоступно российским гражданам. Современного же искусства - в смысле созданного нашими современниками - они не знают вообще. Поэтому культура все чаще ассоциируется у них с шоу-бизнесом, который по определению не занимается ни жизнью духа, ни проблемами современного человека. Еще немного - и мы вырастим поколение людей, для которых "Наша Russia" и станет единственным российским искусством. Такое положение дел тревожит интеллигенцию - от Москвы до Красноярска. Кто-то апеллирует к ответственности государства и общества, кто-то - к ответственности деятелей культуры. Собственно, об этом и идет речь в письмах читателей, которые мы публикуем на этой полосе. В 90-х годах, в начале экономических преобразований, представители власти успокаивали творческую элиту: вот окрепнет рынок, и тогда он сам поможет искусству. Прошло немало лет. Не помог. Может быть, обществу уже пора озадачиться этой проблемой? Игра стоит свечЕсли посмотреть в Федеральной целевой программе "Культура России", какие средства выделяются на закупку новых произведений искусства, то обнаружится, что почти ничего. А те средства, которые иногда предлагаются художникам, просто оскорбительны. Например, за написание концерта для фортепиано с оркестром, над которым композитор работает год, а то и больше, предлагается 60 тысяч рублей. Не правда ли, "щедро"? Я далек от обвинений в адрес Федерального агентства по культуре. Средств на эту программу выделяется ничтожно мало, а нужды российской культуры столь значительны, что приходится радоваться и этому. Где же выход? Может быть, на раздел "Приобретение произведений искусства" просить больше денег? Федеральная целевая программа "Культура России" - уже сложившийся и самодостаточный проект. Учреждения культуры приспособились к его далеко не простым требованиям, и отнимать у них эти скромные средства, перераспределяя их на другие статьи, по крайней мере, жестоко. Думаю, что наиболее эффективным решением могло бы стать создание Федеральной целевой программы "Искусство России", на средства которой можно было бы закупать произведения академического искусства, тем самым поддерживая композиторов, художников, поэтов, хореографов, скульпторов. И очень важно, чтобы эта программа не превратилась в инструмент решения столь популярной в прошлом проблемы "социального равенства", базировавшегося на принципе осчастливливания всех в равной мере. Здесь должны быть разработаны эффективные критерии отбора произведений истинно высокого художественного уровня. В том числе публичный показ предназначенных к закупке произведений искусства на фестивалях, концертах, их публикация в печати... Только бы бюрократии поменьше. Такая программа могла бы стать настоящим прорывом не только в области создания произведений высокого искусства, но и в освоении их россиянами. Нетрудно представить, как оживилась бы российская культура. Безусловно, на это требуются средства. Однако игра стоит свеч. Есть другие, менее затратные идеи поддержки современных авторов. В стране действуют 61 вуз искусства и культуры, 267 музыкальных, художественных, хореографических училищ, около 6 тысяч школ искусств, учебные программы которых в основном построены на изучении классических, выверенных временем произведений эпох Ренессанса, Классицизма, Романтизма... А современное искусство и особенно произведения ныне живущих авторов включаются крайне редко. Подобное положение характерно, главным образом, для отечественного художественного образования. В учебных же заведениях культуры и искусства Запада современный репертуар изучается в равной мере с репертуаром классическим. Не пора ли и нам в учебных программах по хореографии, музыке, скульптуре и пр. увеличить объем изучения современного искусства? Пусть не на половину, как на Западе, а хотя бы на четверть! Это позволило бы, с одной стороны, будущим специалистам более глубоко разбираться в искусстве нового времени, с другой - поддержать ныне здравствующую творческую элиту, тем самым приблизив потребителя к освоению языка современного искусства. Боюсь навлечь на себя гнев музыкального сообщества, но все-таки вынужден спросить: неужели преподавателям музыки не жалко времени на порой пятисотое прослушивание хрестоматийных сочинений прошлых эпох, пусть даже и гениальных? Может быть, пора планомерно, а не от случая к случаю осваивать и язык Р.Щедрина, С.Губайдулиной, Р.Леденева, А.Эшпая, М.Гагнидзе, С.Слонимского, А.Волконского... Можно также обсудить тематику конкурсов и фестивалей в рамках Федеральной целевой программы "Культура", средства на которые, к счастью, государством выделяются. Было бы неплохо установить квоту на их проведение с акцентом на исполнении произведений современных авторов. Кстати, управление процессами развития культуры России сосредоточено не только в руках Министерства культуры и его Федерального агентства. Культура пронизывает буквально все отрасли образования: она присутствует и в вузах Министерства образования, и в отраслевых учебных заведениях - технических, медицинских, спортивных, в школьных, дошкольных и даже военных учреждениях, специалисты которых также могли бы обратить внимание на современное искусство. Есть предложения, не требующие выделения государством дополнительных средств. Речь идет о работе филармоний, частных продюсерских центров, антрепренеров... Ведь в России процветает шоу-бизнес. Здесь все в порядке - выплачиваются высокие гонорары исполнителям и композиторам, поэтам и сценаристам. У этой сферы сформирована достойная материальная база, априори обеспечено гарантированное внимание публики... И если у государства не хватает средств на содержание высокого искусства, то эту проблему можно решить другим, вполне цивилизованным способом. К примеру, на законодательном уровне увеличить налог на прибыль в шоу-бизнесе, а вырученные средства направить на поддержку творцов и исполнителей академических видов искусства. Правда, для этого надо научиться контролировать денежные потоки в шоу-бизнесе. Кстати, шоу-бизнес в нашей стране имеет огромное влияние на органы власти. В этом можно убедиться, проанализировав персональный состав Общественной палаты и Совета при Президенте РФ по культуре . Где же в этих структурах серьезные художники, мастера искусства? Их единицы. Доминируют эстрада, шоу-бизнес, массовая культура. А еще следовало бы определить иной статус творческих союзов композиторов, писателей, архитекторов... Сегодня они зарегистрированы как обычные общественные организации и лишены права получать от государства. Но такое юридическое положение неверно по существу. Ведь статус общественной организации предполагает объединение людей по их интересам, хобби. Люди, состоящие в них, как правило, где-то работают и, следовательно, имеют иной постоянный источник дохода. Но композиторы, поэты, художники - это совсем другая категория. Они нигде не служат, кроме как состоят в творческом союзе. Следовательно, союз для них - место трудовой приписки, а значит, у творческих союзов должен быть иной статус, скажем, автономных учреждений. Это позволило бы им получать финансовую поддержку от государства наравне с другими учреждениями искусства. Кто-то может возразить, что с началом российских преобразований творческих союзов появилось чуть ли не более сотни - если всех содержать, то никаких средств не хватит... В этом следует разобраться поглубже. Творческих союзов как было 5 - 6, так и осталось. Важно оказать поддержку реальным творцам, а остальные могут существовать и без нее - у них есть другие источники дохода. Во многих цивилизованных странах за использование музыки или других художественных произведений (издание репродукций, трансляция произведений, копирование и пр.) авторам выплачиваются значительные отчисления от сборов. Во Франции, к примеру, создатель музыки получает авторское вознаграждение до восьми процентов от сборов, в Германии, Англии - чуть меньше. В нашей стране в этом плане порядок пока не наведен. Российское авторское общество (правопреемник ВААП) испытывает огромные трудности при защите интересов авторов по причине повсеместного невыполнения представителями массовой культуры законодательства об авторском праве и интеллектуальной собственности. Помочь ему в этом не только могут, но и обязаны государственные органы управления. Свобода выбораБоюсь быть неправильно понятым, но, по-моему, российское общество еще не приблизилось к истинному осознанию той опасности, которая исходит от деятельности некоторых "творцов" массовой культуры, потерявших рассудок в погоне за наживой. Прикрываясь свободой выбора, своим "творчеством" они создали такую агрессивную среду обитания, в которой взрослому человеку становится просто опасно жить, а наши дети через несколько лет общения с экраном ТВ построят общество, в котором не будет места идеалам гуманизма. Да, россиянам действительно требовалось время, чтобы насытиться свободой выбора. Она, как глоток живой воды, была необходима после бессмысленных ограничений прежнего режима. Однако сейчас мы сталкиваемся с противоположной проблемой. И требуется цивилизованный механизм блокирования таких ее крайних форм, как разнузданность и вседозволенность. Под предлогом свободы выбора и невмешательства в творческий процесс апологеты вседозволенности убеждают нас в том, что они предлагают публике лишь то, что она просит. Но интересы общества очень многообразны. Следовательно, необходимо стремиться удовлетворить всю палитру общественных потребностей, а не только запросы среднестатистического россиянина, жаждущего лишь развлечений. Кстати, ведь научились же СМИ соответствовать требованиям сильных мира сего. Попробовали бы они критиковать Президента, правительство или победившую политическую партию! Действенным инструментом их "воспитания" стали все те же банальные деньги. Может быть, следует использовать тот же механизм для воспитания чувства ответственности перед обществом? Бедность - не порокДаже если предположить, что все высказанные предложения, словно по велению волшебной палочки, будут реализованы, это вряд ли спасет положение, так как в нашем обществе еще не сформирован спрос на современное искусство. Почему? Причин здесь несколько. Прежде всего наши люди художественно не воспитаны, духовно богатого искусства не понимают, у нас нет традиций потребления не только современного, но и академического искусства вообще. Следовало бы начать с воспитания у каждого человека чувства ответственности за собственное художественное развитие, за эстетическое воспитание своих детей и близких. В частности, очень важно научить россиян планировать в семейном бюджете средства на потребление высокого академического искусства, включая современное. Поразительно, что за любое развлечение, предложенное шоу-бизнесом, они порой готовы платить немалые деньги, но когда речь заходит о созидательном досуге, об интеллектуальном развитии, им подчас и копейки жалко. Следовательно, необходимо признать, что дело здесь не в бедности (хотя и это, безусловно, имеет место). В российской истории бывали и более трудные времена, но и тогда люди тянулись к высокому искусству. В чем же дело? Главная причина - в лености ума и безответственности россиян за собственную судьбу и судьбу своих детей. Такая инфантильность и ранее была замечена, но особенно укоренилась в эпоху преобразований, когда в это далеко не простое время многие ставили перед собой лишь задачу найти силы, чтобы выжить физически. Сейчас же нужно прямо сказать: наше общество ждет деградация, если оно перестанет интеллектуально и духовно расти и по-прежнему будет жаждать лишь хлеба и зрелищ. Думаю, что осознать это обязана прежде всего семья, а вместе с ней и школа (шире - вся система образования). А помочь в этом должны учреждения и учебные заведения культуры. * * *Как известно, всякое время характеризуется своими трудностями. Если мы будем столь безответственны перед собой, а общество - столь инертно относиться к формированию каждого человека, то не исключено, что, родись сегодня Моцарт или Чайковский, им в этом обществе не выжить... Также в рубрике:
|