Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 08 (7621) 28 февраля - 5 марта 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаПатриотам тут не местоВручены главные кинопремии Америки Борис ФАЛИКОВ
Проведение 80-й церемонии вручения наград Американской академии киноискусства долгое время было под угрозой срыва. Но буквально в последний момент продюсеры сумели договориться с бастующими сценаристами, те дали церемонии зеленый свет, и "Оскару" удалось избежать судьбы "Золотого глобуса", который подвергся бойкоту. В Голливуде волновались, что за оставшееся время главное мероприятие года не удастся подготовить как следует, и действительно оно оказалось менее гламурным, чем обычно. К примеру, отменили шикарный банкет, который традиционно устраивает журнал "Vanity Fair". Но, видимо, для того, чтобы вывести из строя сверхотлаженный механизм "Оскара", нужно было бы что-то совсем небывалое, типа пожара в кинотеатре "Кодак". Остальные препятствия не в счет. Главная интрига премии этого года заключалась в следующем. Впервые в число номинантов на лучший фильм не попал ни один блокбастер. Между собой соревновались отличные фильмы, получившие высокую оценку критиков, но не слишком обласканные широким зрителем. Даже фильм "Джуно", полюбившийся американцам, можно было рассматривать как курьез. Эта малобюджетная лента о забеременевшей девочке-подростке, которая с удивительной ответственностью ищет своему будущему ребенку приемных родителей, никак не походила на "голливудское кино". Основной чертой, объединяющей многие картины, была убийственная (нередко в прямом смысле этого слова) мрачность. Ведущий церемонии, знаменитый телекомик Джон Стюарт обрисовал ситуацию так: "Сегодня вечером мы забудем о страшных днях забастовки и сосредоточимся на веселенькой программе, посвященной фильмам о психопатах-убийцах. Наш городишко нуждается в ласке? Пожалуйста: "Старикам тут не место", "Суини Тодд, маньяк парикмахер", "Прольется кровь". Что тут скажешь? Слава богу, что есть такая штука, как подростковая беременность". Но киноакадемики все же предпочли ей самого инфернального из убийц, потрясающе сыгранного Хавьером Бардемом в "Стариках" братьев Коэн. Лента получила четыре награды: за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший адаптированный сценарий и, конечно, за лучшую роль второго плана - Бардему. А лучшим актером был объявлен Дэниэль Дэй-Льюис, также сыгравший не последнего душегуба в фильме Пола Томаса Андерсона "Прольется кровь" (в отечественном прокате - "Нефть"). Без золотой статуэтки остался только третий психопат-убийца, упомянутый шутником-ведущим, - Суини Тодд. Видимо, Джонни Депп сыграл его слишком обаятельным. А жизнеутверждающая "Джуно" удостоилась лишь премии за лучший оригинальный сценарий. Еще одной чертой, отличающей нынешний "Оскар", было странное для американцев благоговение перед Европой. Известные своим патриотизмом академики проявили поразительное низкопоклонство. Бардем - испанец, он даже в благодарственной речи сорвался на родной язык. Правда, братьев Коэн за самую ужасную прическу в своей жизни (голову его персонажа венчает и верно нечто странное) поблагодарил по-английски. Дэй-Льюис - ирландец. Он разыграл на сцене целый скетч с вручавшей ему награду англичанкой - экранной Елизаветой II Хелен Миррен, преклонив перед ней колено, как при посвящении в рыцари. Признанная лучшей актрисой Марион Котийяр - Эдит Пиаф в "Жизни в розовом цвете" Оливье Даана - и вовсе француженка. Она стала второй актрисой за 80 лет существования "Оскара", удостоенной этой награды за роль, сыгранную не на английском языке. Первая давным-давно досталось Софи Лорен. И, наконец, лучшей актрисой второго плана стала англичанка Тильда Суинтон в роли бессовестной корпоративной юристки в фильме Тони Гилрома "Майкл Клейтон". Неудивительно, что "европейский десант" в полном составе снялся с золотыми статуэтками в руках, и фотография эта на следующее утро вышла на первой полосе лондонской "Таймс". Если на то пошло, то и триумфаторы Коэны проживают вовсе не в Лос-Анджелесе, а в Нью-Йорке, где обитает и другой нетипичный американский режиссер - Вуди Аллен, который вообще в последнее время предпочитает снимать в Британии и Испании. Вот и Коэны тяготеют к европейской стилистике, недаром их фильмы получают призы на крупнейших фестивалях Старого света. Одно из немногих исключений среди удачливых европейцев составили славяне (еще фортуна отвернулась от британского "Искупления"). Но если фильму Никиты Михалкова "12" "Оскар" на этот раз не светил и в помине, то "Катынь" Анджея Вайды не раз поминалась как вероятный победитель. Польскому классику не повезло, академики предпочли менее известных австрийских "Фальшивомонетчиков". Почему традиционные для Голливуда жизнерадостность и демократичность (настоящая картина должна нравиться всем!) уступили в этом году место элитарному пессимизму, характерному скорее для Старого света? Может быть, американские интеллигенты просто устали от образа своей страны, который сложился в умах европейцев под влиянием нахрапистой политики Буша-младшего? Как известно, он в Голливуде - фигура столь же непопулярная, как и среди просвещенной публики по другую сторону Атлантики. И решили показать европейцам, что они тоже не лыком шиты и понимают толк в качественном кино. А может быть, причины глубже, и в Голливуде возникла ностальгия по тем временам, когда в США снимали такие фильмы, как "Таксист" Скорсезе. Однако, ностальгия ностальгией, а избавиться от необходимости производства фильмов, которые в одночасье собирали бы залы, битком набитые самой широкой публикой, американской киноиндустрии не удастся. Слишком ставки высоки. Уже сейчас в местной прессе высказываются опасения, что нынешняя церемония не соберет такую огромную телеаудиторию, которую она обычно собирает благодаря участию в конкурсе гигантов вроде "Титаника". А стало быть, Киноакадемия упустит не один миллион доходов на рекламе. Но эти миллионы - лишь жалкие копейки на фоне тех потерь, которые понесет здешняя киноиндустрия, если она всерьез предпочтет блокбастерам элитное кино. P.S. За день до "Оскара" в Париже в 33-й раз вручали его французский аналог "Сезар". Марион Котийяр была названа лучшей актрисой года, здесь вкусы французов совпали со вкусами американцев. А вот фильму "Скафандр и бабочка" повезло на родине больше, чем в США, - "Сезар" за лучшую мужскую роль достался Матье Альмарику. В Голливуде этот фильм, представленный в трех номинациях, остался вовсе без наград. Также в рубрике:
|