Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 08 (7621) 28 февраля - 5 марта 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

ВИКТОР СУХОРУКОВ: "Придя на "эшафот" - отдам себя всего"

Беседу вел Павел ПОДКЛАДОВ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


В.Сухоруков

Говорят, что актеры черпают своих героев из себя. Однажды на мой вопрос, как в нем "помещается" такое количество разных людей и не страшно ли ему от этого, Виктор СУХОРУКОВ ответил, что сам удивляется. Но добавил, что не страшно, потому что это игра. А он по натуре - игрок. И, немного подумав, сказал, что фанатично любит свою профессию именно за возможность игры. Этот игрок обладает совершенно фантастической энергетикой и обаянием. Мне никогда не приходилось видеть его в плохом настроении. И однажды, попытавшись проникнуть в тайники его души, я спросил Виктора о том, случаются ли у него периоды уныния. Он ответил, как всегда, красноречиво и образно: "Я заменил уныние на задумчивость, а печаль - на поиск решения. Не хочу тратить себя на уныние, потому что оно безрезультатно. И даже вредно. А мне некогда. Такое ощущение, что сейчас у меня период, когда мне надо быть человеком активным, генерирующим продукт". Виктор Сухоруков остался таким даже после тяжелой болезни, которая его постигла в прошлом году. И поэтому судьба его наградила очередными творческими удачами.

    

- Виктор, в прошедшем году в вашей жизни случилось немало разных событий, в том числе и не очень приятных, и порой страшноватых...

- Самое страшное, что время бежит так быстро, что никакими вожжами не удержать. А хочется его тормознуть и сказать: "Подожди, Время, не спеши, продышись! Ведь я многого еще не сделал, не успел, с кем-то не встретился, не поговорил, не доказал". А год пролетел, как один день. Но я не жалуюсь. Потому что живу очень интересно.

    

- Но судьба все же в прошлом году попыталась приостановить, замедлить ваш бешеный жизненный ритм.

- Да, сразила меня "болячка". Но я "взбрыкнул" и поднялся. И ритм не приостановился. В результате отчет за 2007 год таков: инфаркт, съемки у Глеба Панфилова в "Без вины виноватых", дача и огород, фестиваль в Выборге, поездки в Австрию, Англию, Израиль, выход на экраны фильма "Агитбригада "Бей врага!", съемки у Станислава Говорухина в "Пассажирке", номинации на "Белого Слона" и "Золотого Орла".

    

- С "болячкой" распрощались окончательно?

- А была ли она? Помню, как в Центре реабилитации Управделами Президента в Кубинке я стоял в коридоре, меня окружили огромные мужики, большие начальники, и с какой-то гордостью и даже вожделением рассказывали, у кого какой инфаркт и как теперь жить, пить и есть. И вот стою я, маленький, в окружении этих серьезных людей, слушаю, как они меня пугают, и говорю: "Ой, нет, мужики, у вас свой инфаркт, у меня - свой". И шмыг у них между ног в свою палату! И, конечно, я поставил себе целью отныне разговаривать со своим сердцем на "вы" и с любовью. И сердцу это, по-моему, нравится. Но, честно говоря, скорость я сбавил, чтобы все же не испытывать судьбу.

    

- Вы не раз говорили, что всегда довольны всеми своими ролями в кино. Можете ли сказать то же об "Агитбригаде "Бей врага!"?

- Да. Роль мне нравится. Я вложил в нее много сил. Попытался сыграть всех танкистов, бригадиров, сержантов и контуженых Великой Отечественной. Кстати, именно из-за этой роли я потерял роль Федора Карамазова в многосерийном фильме "Братья Карамазовы". Они совпадали по времени съемок. Надо было видеть, в какой атмосфере любви и романтики, с какой командой создавался этот фильм! Это была уникальная возможность рассказать о прошлом моей страны в трагикомическом жанре. Река - это страна, люди в лодке - народ, а берега - это страницы истории. И тем не менее я не очень "хвалюсь" этим фильмом, потому что ожидал большего. И, наверное, поэтому езжу с ним по стране, чтобы ответить на вопросы зрителей. История на экране могла бы быть намного интереснее, озорнее и печальнее. А то, что получилось, на мой взгляд, не совсем соответствует нынешнему темпераменту времени. Огорчен я и тем, что продюсеры фильма плохо подумали о его прокате. Картина принадлежит "Первому каналу" и, даст бог, будет показана по телевидению.

    

- В чем секрет достоверности ваших экранных персонажей?

- В любви, уважении и заступничестве. Для меня среди моих героев нет плохих и хороших, любимых и нелюбимых. Для меня существует личность, которую я должен "обрядить" своим обаянием. А зрители пусть разбираются: хороший он или плохой. Если удается убедить зрителя, то случаются победы. Так было, например, с Павлом I, в которого я постарался вложить любовь, почтение к нему и уважение к своему делу. Мою "версию" несчастного царя приняли даже работники Павловского музея. Я его настолько изучил и стал таким его заступником, что даже разочаровался в его матери - Екатерине II.

    

- Кстати, были ли такие люди, которые не приняли вашего Павла или настоятеля монастыря в "Острове"?

- Да, были. Про Павла моя однокурсница сказала: "Ты здесь ряженый". И после "Острова" некоторые употребляли то же слово. Но моя радость и победа в том, что люди не боятся мне об этом говорить. Критика бодрит. Если мне что-то говорят, значит, они следят за мной. А мне что надо? Вызывать интерес! Если бы я был скучен, пресен, то никто бы не подошел и ничего бы не сказал.

    

- Наверное, секрет вашего успеха еще и в том, что вы порой буквально проваливаетесь в роль, в своего героя, порой даже говорите о нем в первом лице. Может быть, происходит какая-то реинкарнация?

- Нет, вряд ли. Все равно я не Павел. Это просто мой Павел. Поэтому, говоря о нем, употребляю местоимение "я". А сегодня я - капитан русского флота на корабле, который называется "Смелый", в фильме Станислава Говорухина.

    

- А Шмага тоже стал "вами"? Или, наоборот, вы - Шмагой?

- Я очень рад этому вопросу. В связи с этим расскажу небольшую историю. Был старый фильм по пьесе "Без вины виноватые", в котором играла Алла Тарасова. Шмагу играл Алексей Грибов. И, глядя на него, мне еще в институте прочили эту роль. И я очень хотел ее сыграть в театре. Но не произошло. И вдруг меня пригласил Глеб Панфилов! Не поверите, но меня трясло как в лихорадке от волнения. Это просто мечта! Тем более что моим партнером должна была стать кумир моей жизни - Инна Чурикова, которая снималась в роли Кручининой. И вдруг - испытание. Репетируем целый месяц, и у меня случается инфаркт. Звоню Глебу Анатольевичу и говорю: "Видно, не судьба". А он мне: "Лежи, лечись, я тебя буду ждать". Я ему потом за это семь дублей "Пата и Паташона" оттанцевал вместе с Иваном Панфиловым - сыном Глеба Анатольевича и Инны Михайловны Чуриковой (он играет Незнамова)! Мы с ним оба тренировались в "Тодесе" и потом так "отчебучили" танец в последней финальной сцене при какой-то уникальной подсветке, что Олег Иванович Янковский закричал: "Сухоруков, душка!" И когда я пришел потом "подчистить" звук (он у нас на этом фильме "живой"), то, увидев своего Шмагу, так возрадовался, что заранее хочу сказать всем зрителям: "Ждите этот фильм, он вас порадует. В том числе - прекрасными актерскими работами. И, может быть, работой Вити Сухорукова - тоже".

    

- В вашей творческой биографии были бандиты, царь, настоятель монастыря, директор завода, первый секретарь ЦК партии, Берия. Но актер случился в первый раз. Трудно играть человека своей профессии?

- Нет. Я даже открою секрет: он мне был очень близок и дорог! Главное, что в этой пьесе - великолепная тема, которую мы с Иваном Панфиловым, надеюсь, реализовали. В этой роли я попытался сказать, что наша страна настолько велика и богата талантами, что в провинции есть такие мощные театры, которые могут дать фору многим столичным. И я как бы встал на сторону огромного провинциального театрального народа перед актрисой императорского театра Кручининой. И говорил ей: "Как знать, кто из нас талантливее и кого больше любит публика!"

    

- Шмагу играли многие актеры. Учитывали ли вы этот опыт? Я недавно посмотрел спектакль, где Шмага - абсолютно пустой человек, пьяница, прожигатель жизни. Надеюсь, что у вас он не такой?

- У меня была своя тема, своя позиция в Шмаге. Именно это давало мне силы не сбиться с пути и никому не подражать. И он у меня, конечно, не пьяница.

    

- Теперь - о вашем капитане из фильма Станислава Говорухина. Он вам эту роль предложил сразу, без проб?

- Не то что без проб. Он как-то раз пригласил меня к себе и, попыхивая трубочкой, сказал: "Выбирай любую роль". Опять чудо! Невозможно себе представить, чтобы в кино, где царствует типажность, актеру сказали: "Выбирай". Я выбрал капитана. Фильм называется "Пассажирка". Это XIX век, русский флот. Съемки проходили в Атлантике, на западе Африки. Съемочной площадкой был парусник "Крузенштерн".

    

- Недавно, побывав в вашей "шкуре", я ощутил, что такое работа на съемочной площадке. Некоторым кажется, что это лафа: пришел, проговорил текст перед камерой, получил свои "бабки", и все довольны. Но мне показалось, что это адская работа и в физическом, и моральном плане. Прежде всего по сравнению с театральной работой. А как для вас?

- Скажу лишь, что, когда любишь, любую ношу поднимешь. А я кино люблю. Хотя театр - все же больше. Я ведь до сорока лет кино "не видел в глаза", не звали. Теперь, очутившись в нем и полюбив его, все же считаю, что актер владеет искусством только на театральных подмостках. Он там - хозяин положения, никто ему помешать не может. А в кино искусством занимается режиссер за монтажным столом. В процессе съемок мы - только его инструменты и к искусству имеем мало отношения. Хотя на эту тему со мной многие спорят. Трудно или легко? Мне легко! В кино труд тяжелее, это правда, но он более манок, заразителен. И даже напоминает наркотик. Кино закабаляет тебя, заставляет мучиться, страдать, но и желать этого труда. Когда в моей жизни на какое-то время не заладилось с театром, ничего страшного, обошлось. А когда вдруг тебе прекращают звонить те, кто делает кино, ты начинаешь так беспокоиться, что пропадает аппетит.

    

- Но ведь в кино актер лишен чувства партнера, того, что называется "петелька-крючочек". Здесь вы один перед камерой. Или в какой-то общей сцене: отрепетировали, сняли и забыли...

- Нет, сразу похвалюсь. Наверное, я - один из немногих, кто нагло следит за партнерами в кино. Я позволяю себе влезать на их территорию, предлагать им ракурсы и манеру поведения, интонации. Слава богу, никто меня за это еще не ругал, не посылал подальше. Вот, например, на съемках "Пассажирки" снимался в сцене с Маратом Башаровым и позволил себе предложить ему какие-то вещи, которые улучшили бы кадр. И заслужил похвалу: "Ой, Витя, какой же ты хороший партнер, как же с тобой легко работать". Я могу быть эгоистом внутри себя, но когда работаю с кем-то, держу компанию. Даже если партнер меня не любит, и я ему неприятен, мне на это начхать. Все равно влезу ему в душу.

    

- Были ли случаи, что не удавалось преодолеть "недружественное" настроение партнера?

- Не припомню. Но трудно бывало. В многосерийном фильме "Желанная" Аня Легчилова играла главную роль, а я - Берию. И мы готовили танец, где Берия танцует в пачке и на пуантах с главной героиней. Я начал ее вести, крутить. А крутил для того, чтобы вывести личиком на кинокамеру, чтобы ее было видно, чтобы ее разглядела публика. И чтобы режиссеры потом ее "расчухали". А она вдруг остановилась как вкопанная и говорит: "Не люблю, когда мной командуют". Я говорю: "Я тобой не командую, а сотрудничаю с тобой! Сейчас я закончу, уйду - и делай, что хочешь". И все-таки я заставил ее сделать так, чтобы картинка была лучше. Встретились недавно на какой-то вечеринке: такая красавица! Подошла и спрашивает, помню ли я ее? Я был очарован и пожелал ей удачи.

    

- Я не раз слышал добрые слова от ваших коллег о вас как о партнере. Например, Оксана Мысина с радостью рассказывала, как вы в "Павле I" играли, "подавали" ее!

- Раскрою секрет. Это - моя хитрость, моя наука. Помогая другим, я "делаю" себя. Помогая другим, немного "тяну одеяло" на себя. Это парадокс. Но прошу моих коллег учесть: чем больше вы будете растворяться в других, тем ярче будете сами.

    

- Раз уж мы говорили немного о театре, не могу не спросить, когда мы еще раз увидим (и увидим ли вообще?) спектакль "Сны Родиона Романовича" режиссера Павла Сафонова?

- Не знаю. Я отказался от участия в этом спектакле в связи с болезнью. Немножко испугался, что не потяну. Роль была для меня очень насыщенной физически. Может быть, даже чрезмерно. И я пока это дело приостановил. Поживем - увидим.

- Возникает впечатление, что вы практически всегда попадаете "в десятку". Понятно, что с такими людьми, как Мельников, Говорухин, Панфилов, вы соглашаетесь работать без сомнений. А как с другими, менее известными режиссерами? Есть метод отбора или просто интуиция?

- Конечно, здесь работает прежде всего интуиция. Но ведь моя работа заключается еще и в том, что я смотрю отечественные фильмы. Люблю ездить, например, на Выборгский фестиваль. (Кстати, в этом году я там попробовал себя в роли ведущего дневника фестиваля. И больше никогда за это не возьмусь, потому что это - тяжелый и неблагодарный труд. Буду заниматься своим делом.) Но продолжу о выборе. Главное, конечно, роль. Если она попадает в меня, заставляет при чтении сценария фантазировать и моделировать персонаж, я тотчас соглашаюсь. Это - основная причина, по которой я соглашаюсь. Во-вторых, я анализирую, что это за режиссер, где учился, с кем работал, что сделал. Если нужно, навожу справочки. Я ведь хочу оставаться уважаемым актером. Это возможно лишь при тщательности и щепетильности выбора. Я разборчив, потому что знаю: придя "на эшафот", отдам себя всего.

    

- А если вы нафантазировали, смоделировали свою роль, но режиссер на съемочной площадке строго говорит: "Будет так, как я скажу"?

- Соглашусь с режиссером. Иначе будет конфликт и бардак. Но все же добьюсь, что он меня выслушает. И выложу ему все. У меня есть такой термин: освободиться изнутри, вытрясти все короба. Но я ведь не только языком треплю, но и показываю, показываю, показываю... Может быть, он обратит внимание на что-то, а если нет, то говорю: "Есть! Иду и делаю". Он - "отец и хозяин" того, что делает. А моя фантазия останется моей заначкой. Это - как сберкнижка.

    

- Виктор, вначале вы говорили о поездках в другие страны. Это были туристические или деловые поездки?

- Нет, конечно, не туристические. Я представляю за границей российский кинематограф и горжусь этим. В ушедшем году у меня было знаменательное событие: я впервые оказался в Израиле, в частности, в Иерусалиме у храма Гроба Господня. Какие там были чудеса! Ведет меня экскурсовод по тому пути, по которому Иисус Христос нес крест. И вдруг по этим улочкам, торговым рядам с мишурой, бижутерией, фруктами, тряпками после призывного голоса муллы побежали люди, видно спешившие на молитву. На улицах стоят охраняющие порядок израильские солдаты. И вдруг один из военных говорит: "Виктор, здравствуйте, мы вас обожаем!". Надевает на меня свой военный берет и просит нашего фотографа сфотографировать нас. И на площади перед храмом меня тоже узнавали. А в храме Богородицы сам настоятель, узнав во мне, хоть и без грима, настоятеля монастыря из "Острова", открыл все двери в храме и провел меня по нему.

    

- Наверное, это и есть счастье?

- Да, я счастливый человек. Только иногда люди не любят, когда слышат такое. Считают, что тот, кто говорит так, либо дурак, либо куражится, желая кого-то раздразнить. Мне многого не надо, поэтому я и счастлив.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;